Культура и Искусство »
7 Эпох в истории немецкого искусства
Это один из лучших примеров того, насколько различны национальные особенности в одной стране по сравнению с соседними регионами. Хотя её художественное наследие иногда недостаточно ценится по сравнению с соседними странами, и из-за двух мировых войн, которые стагнировали его искусство 20-го века, Германия по-прежнему оставалась страной, которая имела своё собственное мнение в большинстве европейских движений и периодов. Исторически сложилось так, что определённая изюминка истории немецкого искусства – это архитектурное наследие с его огромной ценностью для археологов, историков и любителей искусства. Немецкие строители и архитекторы были известны во всём Старом свете и пользовались большим спросом. Лучшие образцы романской и готической архитектуры можно найти в Германии, в то время как для некоторых из самых впечатляющих церквей и дворцов в стиле барокко и рококо, Германия также является домом. Конечно, были и художники, такие как знаменитый Альбрехт Дюрер, но чудеса лёгкости и пространственной сложности архитектурных достижений Германии поистине беспрецедентны.
Независимо от того, какие предметы искусства и в каком стиле создавали немецкие художники, скульпторы и архитекторы, они всегда стремились установить национальный подход к каждому направлению. Их готические здания уникальны как по части декораций, так и в техническом сегменте, работы Ренессанса радикально отличаются от произведений итальянских современников, барочные камни отличаются от французских произведений и т. д. Именно отличия делают историю немецкого искусства такой захватывающей темой обсуждения. Эта постоянная вариация была обусловлена сильным чувством немецкой идентичности, идеей о том, что их собственное наследие – это то, чем можно гордиться и что это не должно быть скомпрометировано влияниями аутсайдеров.
Эти идеи глубоко укоренены в изобразительном искусстве Германии, особенно со времён 18-го века и конфликтов с соседними странами. С тех пор многие считали, что немецкие государства рискуют потерять свою личность. Поэтому художники были обязаны сохранять собственное искусство, не позволяя т других сцен, особенно французским, укореняться в Германии. Такие концепции достигли кульминации во многих популярных теориях, таких как идея 18-го века о том, что немцы были ближайшими родственниками древних греков и римлян. Конечно, наиболее заметные из этих теорий нашли свой путь в основе каждого художественного движения, которое Германия пережила в последние несколько столетий.
Неоклассицизм
Это знаменитое художественное движение появилось в Германии раньше, чем во Франции, что немного иронично, поскольку французский неоклассицизм часто используется в качестве основного примера этого периода. Были три художника, которые оказали наибольшее влияние на эту часть истории немецкого искусства – скульптор Готфрид Шадоу (1764-1850) и два художника, Антон Рафаэль Мэнс (1728-1779) и Асмус Якоб Карстенс (1754-1798). Мэнс был наиболее значимым, поскольку он основал словарь раннего неоклассического стиля в Германии. С другой стороны, более короткая карьера Карстенса была бурной и встревоженной, отмеченной множеством незавершенных произведений.
Основная идея немецкого неоклассицизма не отличалась от его французского коллеги – художники и теоретики хотели возродить искусство и вернуть его величие во времена Древней Греции и Рима. Другими словами, представители этого движения надеялись на реинкарнацию эпохи, подобной эпохе Возрождения. Неоклассицизм также может быть точно определен как реакция на эмоционально напряженное барокко. Так же, как и в случае с французским неоклассицизмом, германский подход к движению был концептуально связан с идеей Просвещения. Это привело к увеличению числа образованных людей, и многие новые академии начали появляться в Германии. Это было также время, когда Иоганн Иоахим Винкельманн, немец, который буквально инициировал изучение истории искусства и археологии, как мы их видим сегодня, только начинал свою карьеру. Произведения, которые он написал в более поздние периоды его жизни, окажутся ключевыми книгами по этому предмету, что делает Винкельмана отцом двух дисциплин. И он не был единственным писателем, которого стоит упомянуть в отношении того времени – период Просвещения был свидетелем того, как немецкие писатели стали ведущими теоретиками и критиками искусства и всё это возглавлял Винкельманн, который восхвалял и древнегреческое искусство. Услышав его идеи, немецкие художники неоклассицизма собрались вокруг идей свободного человека и древнего наследия, которое в значительной степени отразилось на визуальной части их произведений. Вдохновлённые успехами Винкельмана, Гёте и Фридрих Шиллер также начали изучать похожие темы. Поэтому период неоклассицизма немецкой истории искусства больше связан с письменным словом, чем с изобразительным искусством. Это то, что отличает его от неоклассицизма других стран.
Романтизм и назарейцы
В отличие от немецкого неоклассицизма, следующий период искусства этой страны был намного более новаторским и отличался от других европейских стран. Романтизм породил множество художников с очень индивидуальными стилями. Самым известным и влиятельным художником немецкого романтизма был легендарный Каспар Давид Фридрих, один из величайших немецких художников, которые когда-либо жили. Он в основном писал пейзажи, отличавшиеся сильным северным характером и чувством религиозной тишины. Этот художник часто вводил человеческие фигуры в свои композиции, но они всегда терялись в созерцании пейзажа. Очаровающие романтические картины Каспара Давида Фридриха, сделанные в то время, являются одними из величайших и самых красивых произведений немецкого изобразительного искусства. К сожалению, Каспар Давид Фридрих был недопонят современниками большую часть своей жизни, но этого провидца из великого романтического периода Германии можно сегодня упомянутьрядом с такими именами как Уильям Тёрнер и Джон Констебль.
Ещё одно движение в истории немецкого искусства может быть связано с романтизмом. Назарейцы (или назареи, «Союз святого Луки») – это союз немецких романтических художников XIX века, которые стремились возродить честность и духовность в христианском искусстве. Главной мотивацией Назарейцев было противодействие неоклассицизму и рутинному художественному образованию академической системы, которое они считали неправильным. Эти художники надеялись вернуть искусство на курс, который ведёт к духовным христианским ценностям, и из-за этого они искали вдохновения в позднем средневековье и раннем Возрождении. Из-за этого, Назареев часто связывают с их английским аналогом, прерафаэлитами середины XIX века, которые имели довольно схожие цели. Самые известные назарейцы – Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель и швейцарец Иоганн Конрад Хоттингер. Они разработали большую часть своих идей в Риме, где их пристанищем был заброшенный монастырь Сан-Исидоро.
Бидермайер и Сецессион
Термин «Бидермайер» относится к стилю литературы, музыки, изобразительного искусства и дизайна интерьера в период между окончанием наполеоновских войн в 1815 году и революцией 1848 года. Искусство этого периода обратилось к преуспевающему среднему классу посредством подробного, но отполированного реализма, часто использующего немецкие национальные мотивы. Художник Карл Шпицвег был ведущей немецкой фигурой бидермейерского стиля. Это движение носило и международный характер. Во второй половине XIX века у Германии не было определённого движения или стиля, но это было отмечено ещё более сильной тенденцией подчёркивать национальную гордость.
Группа «Берлин Сецессион» – последнее известное движение в немецком искусстве 19-го века, ассоциация, основанная в 1898 году художниками Максом Либерманом и Ловисом Коринфом. Это одна из самых влиятельных групп конца века, которая довольно интересна, так как Берлинский сецессион не навязывал особый стиль и был довольно свободным по этой части.
История немецкого искусства XX-го века
Изучение немецкого искусства 20-го века – интригующая тема. В период между 1900 и 1945 годами Германия пережила две мировые войны, длинный список технологических и культурных изменений и имела так много разных протестных движений, что иногда сложно рассказать обо всём сразу. Кроме того, многие из художников были членами различных групп на протяжении многих лет, иногда меняя свои художественные стили на этом пути. Эта ситуация означала, что немецкое искусство 20-го века развивалось через множество свободных групп и движений, подчёркнутое самым постыдным периодом в истории нации, о чём хорошо знали многие немецкие художники. После того, как обе мировые войны закончились, Германия ощутила хаос на всех фронтах, включая культуру, но она всё ещё была способна влиять на современное искусство. К сожалению, мы лишены знаний о том, насколько художники этой страны могли бы изменить курс истории искусства, если бы Германия не вызвала самые разрушительные и ужасающие события, какие когда-либо видел мир.
«Мост» (Die Brücke) и «Голубой наездник» (Der Blaue Reiter) были двумя группами немецких художников, фундаментальными для развития экспрессионизма, одного из ключевых движений раннего авангарда. Die Brücke была группой немецких художников-экспрессионистов, образованной в Дрездене в 1905 году студентами-архитекторами, которые хотели стать художниками. Это были Фриц Блейл (1880-1966), Эрих Хеккель (1883-1970), Эрнст Людвиг Киршнер (1880-1938) и Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Хотя Die Brücke распалась в 1913 году, группе удалось оживить гравюру на дереве в качестве рабочей среды и заложить основу для многих абстрактных концепций искусства. Der Blaue Reiter был сформирован в Мюнхене в 1911 году. Формирование группы тесно связано с её самым важным членом, который был, по сути, русским художником. Это Василий Кандинский и именно после того, как его картина «Страшный суд» была отвергнута престижной берлинской галереей, появился «Голубой наездник». В группу входили также Франц Марк, Август Макке, Алексей фон Явленский и Марианна фон Верефкин. Вся их работа была основана на идеях Василия Кандинского, выражение и набожность которых использовала честные, прямые и духовно связанные образы.
Дада и Баухаус
Ещё одной важной особенностью немецкого искусства, появившейся в начале 20-го века, была сильная тенденция к созданию гротескных произведений. Художники, такие как Джордж Гросс, Отто Дикс и Макс Бекманн, являются хорошими примерами того, как гротескное выражение формировало образ человека. Дадаистические концепции сыграли большую роль в определении немецкого гротескного стиля. Интересно, что Дада в Германии была гораздо более политизированной, чем в других странах. Курт Швиттерс и Ханна Хёх являются ведущими практиками немецкого дадаизма. Макс Эрнст также работал в стиле Дада, но из-за его перехода в сюрреализм мы не можем назвать его ведущим представителем немецкой Дады.
Был ещё один важный момент в истории немецкого искусства, прежде чем было создано нацистское правительство – это легендарная школа Баухауза. Это была самая влиятельная модернистская художественная школа XX-го века, где подход к обучению и пониманию отношений между искусством и обществом был довольно революционным. Цель Баухауза заключалась в выравнивании различия между изобразительным и прикладным искусством, воссоединении творчества и ремесла. Помимо основателя «Bauhaus», Уолтера Гропиуса, были другие великие немецкие деятели искусства, связанные с этим течением – такие как Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Альберс, Ласло Мохоли-Надь, Пол Кле, Йоханнес Иттен и Марсель Брейер.
Искусство во времена Третьего Рейха
Этот период, возможно, самый интересный для изучения немецкой истории искусства. Строгий нацистский режим запретил современное искусство, объяснив своё решение тем, что такое искусство сильно вырождено. По идеологии нацистов, это искусство отклонилось слишком далеко от предписанных норм классической красоты. Период между 1920-ми годами и восхождением Гитлера к власти в Германии был отмечен разногласиями общества с художниками-авангардистами, но он не зашёл дальше резких слов в риторике. Однако, когда Гитлер удостоверился в том, что три основные политические роли в Германии принадлежали ему, все авангардные художники были заклеймены как враги государства и объявлены угрозой для национальной идентичности немецкой нации.
Далее – известный сценарий для нацистской Германии, только некоторым из них повезло, чтобы своевременно покинуть страну. Чтобы доказать разрушительный эффект современного искусства, нацисты в июле 1937 года организовали в Мюнхене полемическую выставку под названием «Entartete Kunst» («Вырождённое искусство»). Это шоу предназначалось для официального осуждения современного искусства. Выставка включала более 650 картин, скульптур, гравюр и книг из собраний тридцати двух разных немецких музеев.
Послевоенная глава истории немецкого искусства
Все тенденции немецкого искусства после ужасов Второй мировой войны можно в целом разделить на неоэкспрессионизм и концептуализм. В первую группу вошли такие, как Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Маркус Люперц, Питер Роберт Кейл и Райнер Феттинг. У второй группы был свой собственный известный представитель, а также ведущие немецкие концептуальные художники: Бернд и Хилла Бехер, Ханне Дарбовен, Ханс-Петер Фельдманн, Ханс Хаак и Шарлотта Посененске. Было много людей, которые хотели работать в традиционных границах, таких как Мартин Киппенбергер, Герхард Рихтер, Сигмар Польке и Нео Раух. Однако они никогда не приближались к влиянию на немецкое искусство так же, как художники неоэкспрессионизма и концептуализма.
Перфоманс-арт также был огромным новшеством для Германии и её искусства – Джозеф Бойс был, возможно, самым влиятельным немецким художником послевоенной эпохи. Этот арт-деятель, скульптор и теоретик внёс большой вклад в немецкую культуру со своим знаменитым заявлением о том, что «любой является художником».