Культура и Искусство »
Орнамент в русской народной одежде
Орнамент — художественное построение рисунка из нескольких элементов. В переводе с латинского — украшение, узор. Он обычно строится согласно законам симметрии и ритма. В его основе геометрические, растительные и животные мотивы, а назначение — украшать поверхность предмета, подчеркивать его форму. Он тем лучше сочетается с формой костюма, чем больше её подчеркивает. Это особенно характерно для русской народной одежды, которая как бы складывается из многократно повторенных полос разноцветной, узорной ткани, вышивки, тесьмы, позумента, кружев, аппликаций.
Немаловажную роль играет и цвет. Обычно рисунок обводится контуром, подчеркивающим его форму. Используются сближенные тона, но чаще узор строится на контрастах, тёплых и холодных цветов или же дополнительных: красного и зеленого, фиолетового и желтого, синего и оранжевого. Чем меньше красок, тем сильнее производимое ими впечатление.
У орнамента свой изобразительный символический язык. В Древней Руси он имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.
«Обереги» в традициях русского народа — символы, оберегающие человека от всего дурного, несчастий. В изображении руки заключался смысл добрых пожеланий и счастья. Спираль — «змеевик» — связывалась с образом змеи — защитницы дома, хранительницы семейного очага.
В орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.
Существует четыре основных вида орнамента. Геометрический — из различных фигур, крестов, точек, повторение которых даёт декоративный эффект; из линий или лент, зигзагов — ломаных линий, тевроно-ломаных лент с ритмическим чередованием узора, синусоидой, образуемых волнистой линией, спиралей, линий; спирально закругленных вокруг собственной оси (витой шнур). Часто встречается в орнаменте русской народной вышивки, особенно в золотом шитье, геометрический элемент меандр — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей. Широко использовались в вышивке головных уборов, поневах, рубахах, передниках, навершниках и других частях народного костюма треугольники, ромбы, квадраты, круги, полукруги, эллипсы также насыщают геометриеский орнамент. Особый вид его — вязь, или шрифтовый орнамент, использовался в украшении культовой одежды.
В основе растительного орнамента — природные мотивы. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами.
Зооморфный орнамент включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах.
Антропоморфный орнамент состоит из фигур. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).
Построение орнамента организуется симметрией. Чаще всего — зеркальной: одна половина орнаментированной плоскости повторяет другую, как в зеркале. Розетки обычно имеют зеркально-осевую симметрию. Если взять лист бумаги и сложить его крест-накрест два раза, он будет иметь четыре плоскости зеркальноосевой симметрии.
Сетчатый орнамент образуется переплетением различных линий. Плоскость заполняется симметричной композицией с повторяющимся узором. Такой тип орнамента применяли при бисероплетении деталей головных уборов — подзатыльной (в южных губерниях) и «поднизь», «ожерёлок», а также «воробушек» (съемный полукруглый воротник из бисера или сколков перламутра).
Образованный плетением орнамент — один из древнейших. Переплетая нити, кожаные ремешки, стебли, лыко, соблюдая четкий порядок плетения полос, умельцы создавали неисчислимое разнообразие узоров. Этот прием создания орнамента издавна использовался при плетении обуви, кружева, поясков, украшений в ткачестве.
В русском народном костюме часто употребляется относительная симметрия: повторение одинаковых деталей здесь заменяется равновесием цветовых пятен, объёмов.
Выразительность узоров в костюме достигается соответствием их общему цветовому фону и сочетанием деталей костюма. Костюм обходится и без украшений, когда гармония пропорций выражается верно найденным соответствием между отдельными частями костюма, изяществом его контуров.
Возродить в современном платье народные традиции можно, используя орнамент — укрупняя его в несколько раз, меняя местоположение, вводя асимметрию. Народный костюм так многообразен, что искусная рукодельница превратит в настоящее произведение искусства свой наряд, придав ему пикантность и индивидуальность.