Gallerix Journal – официальный орган редакции новостей интернет-музея Gallerix.ru. Присоединяйтесь: ВконтактеВыходит ежедневно.
Новости искусства: живопись, аукционы, выставки, театр.Издаётся с 2012 года.
Арт-журнал

Фальшивый Рембрандт за 130 миллионов: германская полиция разоблачила международную сеть арт-мошенников

Немецкие власти в октябре 2025 года провели масштабную операцию против международной сети мошенников, торговавших поддельными произведениями искусства. Преступники выдавали подделки за работы Рембрандта, Пабло Пикассо и Фриды Кало, запрашивая суммы от 400 тысяч до 130 миллионов евро.

Корону императрицы Евгении нашли разбитой после ограбления Лувра

Ограбление Лувра в Париже произошло утром 19 октября 2025 года, когда преступники похитили девять ювелирных изделий из коллекции Наполеона и императрицы. Дерзкая кража была совершена в галерее Аполлона менее чем за семь минут, после чего музей закрылся на весь день.

Поклонники Тейлор Свифт спровоцировали небывалый наплыв посетителей в музей Висбадена

Германский Музей Висбадена столкнулся с неожиданным явлением в середине октября 2025 года. Сотни людей выстроились в очереди, чтобы увидеть малоизвестную картину немецкого художника начала XX века. Причина этого внезапного интереса — музыкальное видео Тейлор Свифт на композицию «The Fate of Ophelia» из её нового альбома «The Life of a Showgirl», вышедшего 3 октября 2025 года.

Гробница Аменхотепа III открылась после двух десятилетий реставрации

После более чем 20 лет кропотливых восстановительных работ одна из самых величественных усыпальниц Долины царей вновь открыла двери для посетителей. Гробница фараона Аменхотепа III, известная как WV22, была торжественно представлена публике 4 октября 2025 года на западном берегу Луксора.

Культура и Искусство »

Депрессии Винсента Ван Гога

Попытки самоубийства случаются чаще среди лиц, страдающих от биполярного расстройства, чем среди больных с иным типом депрессии. 10-19% лиц с биполярным расстройством делают попытку самоубийства, 80% из них решаются на это в течение депрессивной фазы болезни. Ван Гог покончил с собой в возрасте 37 лет именно в депрессивной фазе, которая шла сразу за маниакальной.

Переход между двумя фазами его болезни, наверное, можно проследить за картиной «Поле пшеницы с Гавами» – это одна из последних работ, завершенных художником перед смертью.

Штормовое черное небо и бурное поле, изображенные на картине, свидетельствуют о депрессии и мании. Вороны, видимо, символизируют опасность или безнадежность. Тропы, возможно, отражают не только прошлое Ван Гога, но и альтернативные направления, которые он мог бы выбрать в нелегкий период своей жизни. С такой ненадежной жизненной позицией было бы трудно найти нужную точку опоры.

В письме, датированном примерно за 10 дней до самоубийства, он написал: «Обреченные огромные поля пшеницы под штормовым небом... и мне не нужно было идти моим путем, пытаться выразить печаль и чрезмерное одиночество... Я почти уверен, что эти картины говорят вам, что я не могу выразить словами, восстанавливая и стимулируя ваши силы».

В Овер-сюр-Уаз он остро почувствовал отсутствие рядом своего брата Тео. Позже Ван Гог умер фактически у Тео на руках со словами: «Я именно так и хотел уйти». После смерти Винсента Тео писал матери: «Жизнь так сильно тяготила его».

Биполярное расстройство также провоцирует неспособность рационально распределять рабочее время, что подрывает социальные взаимоотношения. Ван Гог испытывал неудачи в каждой попытке, которую он делал, работая в организованной структуре. Он не реализовал себя как торговец картинами, преподаватель, религиозный деятель и член ассоциации художников. Кроме того, он был раздражительным, нетерпимым в отношениях с руководством. Несмотря на свою страсть к искусству, он также потерпел неудачу как художник в ассоциации художников. Он испортил отношения со своим отцом и другими членами семьи. Он довольно нагло просил деньги, полагаясь на терпение и понимание брата Тео. Ещё в 1884 братья Ван Гоги условились между собой: Тео платит за картины Винсента 220 франков в месяц плюс снабжает его кистями, холстами и красками высочайшего качества. Кстати, именно из-за этого картины Ван Гога в отличие от работ Тулуз-Лотрека и Гогена, которые из-за отсутствия денег рисовали на чем угодно, очень хорошо сохранились. 220 франков – это четверть месячной заработной платы врача или юриста. Ван Гог не мог одеться должным образом. Он совсем не заботился о своем здоровье и внешний вид его был очень истощенным. Не делал прически, ходил небритым, употреблял в речи бранные слова. Несмотря на благие намерения, его любовь к кузине Кей Вос вылилась в бестактное поведение. В ответ на признание в любви девушка просто заявила: «Никогда, нет, никогда». Впоследствии Ван Гог взял на себя финансовую ответственность за проститутку Сиену и двух её сыновей, хотя мог и не поддерживать их финансово. У художника были неприятности с соседями, продавцами и кредиторами почти в каждом городе, где он жил. Лица с биполярным расстройством вероятно в 15 раз чаще принадлежат к малообеспеченным категориям населения. Так, брат Тео платил и аренду за Ван Гога.

Мы никогда не узнаем, насколько эффективной была бы доступная сегодня современная фармакотерапия (антидепрессанты, литий, вальпроат, карбамазепин, ламотриджин, оланзапин) и психотерапия (психообразовательная, групповая и социальная терапия) и как это сказалось бы на жизни Ван Гога и его творчестве. Творческий процесс – это тайна, соединенная с личными переживаниями, поэтому нужно признать, что болезнь и творческие проявления Ван Гога сосуществовали вместе. В своем творчестве художник стремился передать величие окружающей природы, которая олицетворяется не только в таинственном небе и недоступных звездах, цветах, портретах, но и в обычных зданиях, стульях и комнатах. Яркие цвета усиливали переживания. Возможно, маниакальные и депрессивные состояния углубляли его понимание природы. Рисуя картины в определенный период своей жизни, Ван Гог дает выход эмоциям и получает наслаждение от творческого процесса.

«Звездная ночь» – одна из самых известных его картин, может быть примером лечебного действия его искусства.

Картина «Звездная ночь» – воспоминания Винсента при психическом срыве в приюте Сен-Реми. Она вызывает ощущение спокойного примирения с неопознанными силами и законами природы.

Периоды выраженной мании и эпизоды депрессии относятся к биполярному синдрому I (БС I), тогда как периоды гипомании и эпизоды депрессии – к биполярному синдрому II (БС II). Разделение биполярных нарушений на БС I и БС II не имеет специфической патогенетической подоплеки, но является клинически значимым, поскольку позволяет идентифицировать «легкий» биполяр с риском тяжелых осложнений. Тяжелые и частые проявления выраженной мании имели разрушительное воздействие на художественные способности, мешали реализовать эстетические потребности Ван Гога, что нашло отражение в его письмах к брату Тео. Жизнь Ван Гога полностью отражается в его картинах. Ван Гог чаще переносил не выраженные эпизоды мании, а периоды гипомании.

Только за 2 года до смерти эпизоды депрессии и гипомании у Ван Гога, которые провоцировались злоупотреблением алкоголем, вылились в психотические кризисы. Корректная дефиниция гипомании для экспертов и биографов была ключом к пониманию диагностического поиска в случае Ван Гога. По критериям классификации гипомании, её отделяют от периодов возвышенного состояния – времени стремительно бурного настроения и поведения, которые длятся минимум 4 дня. Другие авторы отмечают, что такие периоды длятся не 4, а около 2 дней. Однако такая гиперактивность является главным симптомом гипомании, которая проявлялась у Ван Гога не только в его картинах, но и в письмах к брату Тео. Обращают на себя внимание периоды гиперактивности и гипомании, которые выливаются в эмоциональное, эйфорическое состояние. Для Ван Гога в этот период характерны странные идеи, выражавшиеся в многословии и импульсивных разговорах. Интересно, что Ван Гог активно рисовал в те времена года, когда было много света, – весной и летом; известно, что такое сочетание гипомании и активности под действием света является одной из составляющих феномена биполярных расстройств.

В последние 2 года жизни Ван Гог перенес психотические кризисы, которые сопровождались манией величия и преимущественно слуховыми галлюцинациями. Дифференциальный диагноз обычно проводится, в первую очередь, с шизофренией и психотическими нарушениями настроения (включая биполярные расстройства и шизоидные нарушения биполярного типа), а также с другими заболеваниями, которые могут сопровождаться подобными симптомами (эпилепсия, порфирия и др.).

Учитывая содержание писем Ван Гога, исследователями предполагается, что причиной психотических кризов, которые сопровождались аффективными состояниями (депрессия и мания), было злоупотребление алкоголем. Основным аргументом в подтверждение диагноза аффективных расстройств, а не шизофрении было содержание писем Ван Гога, написанных задолго до его позднего психотического синдрома, в которых прослеживаются депрессивные расстройства и гипомания. По сегодняшней классификации, возможно сочетание симптомов нарушения настроения (мания или депрессия) или психоза, известное как шизоаффективный синдром. Например, трехмесячный кризис (февраль – апрель 1890) для такой продолжительности кризиса (более 2 недель) может соответствовать категории шизоаффективных расстройств биполярного типа. Для диагноза биполярных шизоаффективных расстройств характерно то, что во время кризиса психотические симптомы (депрессия или гипомания) не являются выраженными. Не имеется достаточных исторических доказательств определения характера психотического кризиса Ван Гога. Однако диагноз шизоаффективных нарушений биполярного типа у Ван Гога является возможным, поскольку больше аргументов свидетельствуют в пользу биполярных эпизодов психотического кризиса (аффективный или шизоаффективный), чем в пользу чистой шизофрении.

Винсент Ван Гог, биография и картины


19 ноября

Картина Алексея Зимина выставлена на торги с начальной ценой 4,8 миллиарда рублей

На российской площадке по реализации имущества банкротов зафиксирован прецедент. Лот под номером 7266229, представляющий собой полотно современного художника Алексея Зимина, предлагается к покупке с начальной ставкой 4,803 млрд рублей. Эксперты рынка отмечают, что для отечественного сегмента подобных торгов такая сумма является рекордной.

12 ноября

Ушёл из жизни классик московского концептуализма Эрик Булатов

9 ноября 2025 года в парижской больнице умер выдающийся советский и российский художник Эрик Владимирович Булатов. Ему было 92 года. Причиной смерти стала эмфизема лёгких, от которой мастер страдал последний год жизни.

14 февраля

Российский рынок искусства: динамика к концу 2024 года

Российский рынок искусства претерпел глубокие изменения с момента распада Советского Союза, превратившись из контролируемого государством культурного аппарата в сложную экосистему, сформированную глобализацией, цифровыми инновациями и меняющейся политической экономикой.

15 декабря

Вручение премии Woman Who Matters 2024

12 декабря состоялось вручение премии Woman Who Matters 2024. Премия отмечает вклад женщин в развитие общества, культуры, бизнеса и социальной среды.

Приключения барона Мюнхгаузена в России – выставка в Эрмитаже

Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать – новые записи трансляции семинаров

Обновление постоянной экспозиции в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина

Исследование картины Антиведуто Граматика «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

«Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея

Физическая структура древесины и выбор материала для творчества

Эволюция материальной культуры и технологий в контексте промысловой деятельности на территории Евразии

«Теория нравственных чувств» Адама Смита, краткое содержание

«Подчинение» Эми Уолдман, краткое содержание

Трофеи и призраки: Тёмная история коллекций Лувра

Психологическое окаменение: почему страх необратимых решений парализует нас

Роль фольклора в средневековом искусстве

Крупнейший археологический музей мира принял первых посетителей в Каире

Большой Египетский музей, расположенный недалеко от пирамид Гизы, открыл свои двери для широкой публики после более чем двадцатилетнего ожидания. Это событие знаменует важный этап в сохранении и демонстрации культурного наследия Древнего Египта, предлагая беспрецедентное пространство для изучения, научных дискуссий и визуального погружения в историю древней цивилизации.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Лувр, новый альбом

В Москве директора театра «Лица» Суетина госпитализировали с ножевым ранением
В Риме прошел концерт солистки Большого театра Анны Аглатовой
Трамп рассказал, почему не убрали елки ради гостей концерта Бочелли
В Париже открылся книжный салон «Русская литература»
В Госдуму внесли проект о госфинансировании анимационных фильмов для детей
Стр. 1
Gallerix Journal, адрес в сети интернет: in.gallerix.ru/journal/.