Культура и Искусство »
«Скотный двор» Джорджа Оруэлла, кратко
Опубликованная в 1945 году, книга Джорджа Оруэлла (1903-1950) сразу же добилась успеха и остается одним из самых популярных его произведений. Политическая сатира в форме трогательной и причудливой басни о животных, повесть рассказывает о группе животных на ферме, которые свергают своего хозяина, мистера Джонса, и устанавливают власть животных. Хотя вначале животные возлагают большие надежды на «Скотный двор» как на гармоничную и справедливую утопию, где “все животные равны”, вскоре она превращается в тиранию и деспотизм под руководством свиньи по имени Наполеон. В конце концов, жизнь животных становится такой же, если не более несчастной, чем при Джонсе, и ферма переходит под совместное управление людей и свиней. Революция прошла полный круг.
Аллегория Оруэлла параллельна событиям большевистской революции 1917 года в России и последующему режиму советского диктатора Иосифа Сталина (1879-1953). Многие персонажи и события в книге имеют реальные аналоги. Наполеон – это аналог Сталина, а Снежок, свинья-идеалист, которую Наполеон свергает, – аналог Леона Троцкого. Старый хряк Майор – это Карл Маркс, вдохновляющий на революцию. Мистер Джонс представляет русского царя Николая II, чье бесхозяйственное руководство привело к захвату власти коммунистами. Собаки на ферме представляют жестокую советскую милицию, а овцы – невежественные и бездумные массы. Соседние фермы, управляемые людьми, символизируют капиталистические страны, которые либо желали падения Советского Союза, либо стремились заключить с ним союз. Как и в России при Сталине, жизнь на «Ферме животных» включает показательные суды и казни, обманчивую пропаганду и ревизионистскую историю.
Оруэлл написал «Скотный двор» во время Второй мировой войны, когда Советский Союз присоединился к союзным державам для борьбы с нацистским фашизмом. Оруэлл считал, что статус союзника Советского Союза ослепил многих жителей Запада, не заметивших коррумпированности его режима. Будучи убежденным социалистом, Оруэлл считал диктатуру Сталина предательством истинных социалистических принципов. Таким образом, Оруэлл надеялся, что «Скотный двор» поможет разрушить «советский миф» (x) и откроет людям глаза на опасности коммунизма в послевоенном мире.
Часто задаваемая в школах для чтения, книга была дважды адаптирована для экранизации: в 1954 году как анимационный фильм и в 1999 году как анимационный фильм живого действия/CGI. В данном руководстве использовано издание «Animal Farm», опубликованное издательством Harcourt Brace.
Майор, старый хряк, подстрекает своих собратьев на ферме Мэнор к восстанию против хозяев-людей, указывая на то, что если бы людей не было, животные жили бы счастливой и свободной жизнью. Вдохновленные этим призывом, измученные и недокормленные животные прогоняют с фермы своего пьяного и некомпетентного хозяина мистера Джонса. Две свиньи, Снежок и Наполеон, становятся соперничающими лидерами вновь созданного «Скотного двора». Они постоянно спорят о том, в каком направлении должна развиваться ферма. Снежок выступает за строительство ветряной мельницы для получения электричества. Наполеон обучает нескольких собак, чтобы они прогнали Снежка с фермы, и захватывает всю власть.
Ферма животных быстро превращается в тиранию; правящий класс свиней эксплуатирует труд других животных, систематически лжет им и создает культ своего лидера, Наполеона. Животные работают в рабских условиях и постоянно голодны, в то время как лидеры живут в доме на ферме и получают щедрые пайки. Коррупция на ферме достигает своего апогея, когда свиньи организуют перевозку Боксера, старой тележной лошади, которая развалилась от истощения, на убой, чтобы они могли купить виски.
Экономическая необходимость заставляет Наполеона заключить союз с чужаками-людьми. Книга заканчивается тем, что люди и свиньи устраивают вечеринку в фермерском доме, а другие животные замечают, что больше не могут отличить свиней от людей ни по внешнему виду, ни по поведению. Первоначальные принципы, на которых был основан «Скотный двор», рухнули, и условия, в которых оказались животные, стали ещё хуже, чем при мистере Джонсе.