Культура и Искусство »
«Коммунистический манифест» Карла Маркса и Фридриха Энгельса
«Коммунистический манифест» был первоначально опубликован в бурные годы 1848-49, когда общества по всей Европе пытались заменить аристократические, авторитарные правительства более демократическими и представительными институтами. Промышленная революция конца 18-го и начала 19-го веков привела к невероятным достижениям в производстве, транспорте и связи, но эти достижения также создали ужасные условия труда для рабочего класса. До установления трудовых прав и защиты работников мужчины, женщины и дети работали долгие часы в опасных условиях за небольшое вознаграждение.
В ответ на это возникли социалистические движения, чтобы противостоять эксплуатации со стороны нового капиталистического класса, также известного как буржуазия. Одна из таких организаций рабочих, Коммунистическая лига, поручила немецким философам Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу написать «Коммунистический манифест», который первоначально назывался «Манифест Коммунистической партии». Маркс был основным автором, а Энгельс редактировал текст и помогал Марксу материально. Впервые написанный на немецком языке, «Манифест» был первоначально опубликован в Лондоне в 1848 году. Его авторы хотели представить рабочий набор руководящих принципов для своих европейских социалистических союзников и предложить текст, который коммунисты всего мира могли бы использовать для агитации за своё дело.
В отличие от других политических памфлетов, циркулировавших в то время, «Коммунистический манифест» стремился вписать борьбу рабочего класса XIX века в контекст истории человеческой цивилизации. Манифест» амбициозен: он предлагает практический план освобождения рабочего класса, а также новый способ изучения и понимания хода истории. Классовая борьба, утверждают авторы, является ключом к пониманию того, как функционировали все человеческие общества. Более сильное меньшинство всегда угнетало более слабое меньшинство, но вскоре рабочий класс (пролетариат) победит капиталистический класс (буржуазию) путем насильственной революции, стерев классы и навсегда прекратив борьбу.
Часть 1, «Буржуа и пролетарии», предписывает полную перестройку общества. Самая длинная и содержательная часть «Манифеста», она представляет теорию Маркса о прогрессивном характере истории и рассматривает отношения между классом капиталистов, владеющих собственностью, называемым буржуазией, и угнетенным рабочим классом, называемым пролетариатом. Часть 2, «Пролетарии и коммунисты», содержит защиту коммунизма от различных распространенных критических замечаний, включая предположение о том, что коммунизм способствует лени, уничтожает индивидуальность и свободу, а также наносит вред на социальном уровне (т. е. женщинам и семье). Часть 3, «Социалистическая и коммунистическая литература», является разделом, наиболее укорененным в политической ситуации времен Маркса и Энгельса. В ней рассматриваются конкурирующие социалистические или коммунистические движения того времени и формулируется, почему они менее желательны, чем марксизм. Часть 4, «Позиция коммунистов по отношению к различным оппозиционным партиям», выступает в качестве заключения, повторяя основные темы текста и определяя Германию как вероятное место предстоящей пролетарской революции.
Проза Маркса призвана побуждать к гневу и действию. Под влиянием классических риторов, таких как римский оратор Цицерон, его стиль убедителен и агрессивен; Маркс редко упускает возможность вставить острую колкость. Помимо риторической остроты, «Манифест» славится своим красочным, фантастическим языком; упоминания о «призраках» и «колдунах» контрастируют с плотными и сложными концепциями Маркса.
Несмотря на конкретный исторический контекст, в котором он был опубликован, «Манифест» обладает непреходящей привлекательностью. Один из самых распространенных текстов всех времен, «Манифест» оказал беспрецедентное влияние на социальную и политическую теорию и такие обширные области, как литературоведение, образование и естественные науки. Хотя Маркс писал в 1840-х годах, когда общество ещё только индустриализировалось, поднятые им вопросы актуальны и сегодня. Какие обязательства мы несем по отношению к другим членам общества? Как найти баланс между самореализацией и счастьем и всепроникающей властью потребительства? Какие человеческие жертвы мы готовы понести во имя удобства и прибыли, и как далеко мы готовы зайти во имя того, чтобы сделать жизнь лучше для всех?