Культура и Искусство »
Братья Карамазовы
Последний роман Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» (1880), написанный в последние два года жизни автора, является кульминацией политически сложной карьеры, проведенной в поисках полного, несентиментального видения человечества. Достоевский известен своими произведениями с характерными психологическими нюансами – в частности, с патологическими аспектами саморазрушения и ошибочного сентиментального альтруизма – и оказал глубокое влияние на западные богословские школы, экзистенциализм и литературный модернизм.
Одноименные братья – четыре сына распутного Федора Карамазова. По ходу повествования о расследовании убийства отца каждый из братьев по-своему раскрывает человеческую сущность – от страстного спиритуализма до непреклонного скептицизма. Таким образом, «Братья Карамазовы» относятся к русским романам «золотого века», отмеченным как всепоглощающим интересом к философским загадкам, так и неудовлетворенностью влиянием западной современности на человеческое воображение. Восхваляемый многими как гениальное произведение и критикуемый другими как рупор русского православия, роман часто возглавляет списки величайших романов всех времен и народов и часто называется шедевром Достоевского. Достоевский публиковал его серийно с января 1879 года по ноябрь 1880 года, не дожив четырёх месяцев до своей смерти.
После пролога, в котором говорится о нетрадиционном героизме главного героя, рассказчик начинает повествование: В вымышленном русском городе, который остается безымянным до конца романа (Скотопригоньевск), в семье Карамазовых царит разлад. Отец, Федор Карамазов, жадный человек, спорит со своим старшим сыном Дмитрием из-за наследства. Дмитрий – 28-летний парень, который несколько лет служил в армии и безрассудно транжирил деньги. У Федора есть два (или, возможно, три) младших сына: Иван Карамазов, второй по старшинству и интеллигентный, атеист из братьев; главный герой Алексей Карамазов, у которого та же мать, что и у Ивана, и которого рассказчик ласково называет «Алеша», младший из трех и спиритуалист; и четвертый, Смердяков, повар и слуга Федора и, вполне вероятно, отпрыск внебрачной связи Федора с женщиной, которая была бездомной и теперь скончалась.
Дмитрий и его отец в ссоре из-за того, что они полюбили одну и ту же женщину: Грушеньку Светлову. Соперничество за любовь Грушеньки усиливает вражду между отцом и сыном, доходящую до насилия. Однако, когда Федор умирает, а Дмитрия арестовывают за убийство отца, становится ясно, что он не совершал преступления.
После посещения могилы своей матери Софьи Алеша решает вступить в монастырь. Он заявляет, что его желание поступить в монастырь основано на стремлении вырваться из мрака жизни и найти путь к вере. В монастыре Алеша встречает священника, отца Зосиму, и это меняет его жизнь. Отец Зосима играет ключевую роль, оказывая положительное влияние на Алешу даже после смерти Зосимы.
Любовный треугольник между Дмитрием, Федором и Грушенькой – не единственное романтическое соперничество в романе: Иван любит брошенную невесту Дмитрия, Катерину Ивановну. Иван – самый загадочный из братьев, но его центральными моментами в романе являются знаменитая глава «Великий инквизитор» (написанная им поэма, в которой приводятся аргументы против Божьих условий существования человека) и более поздняя глава, в которой Иван беседует с галлюцинацией в виде дьявольской фигуры. Поскольку в день убийства Федора Ивана не было в городе, ему кажется, что его отсутствие сделало Федора уязвимым для нападения, и он боится, что это позволило совершиться убийству. Терзаемый чувством вины, он признается в убийстве отца на суде, но ему никто не верит.
У Смердякова начинаются припадки: Его состояние в просторечии называют «падучей болезнью». Озлобленный слуга с глубокой обидой на своё положение в обществе, он признается Ивану, что совершил убийство, но тот говорит, что лишь исполнял тайное желание Ивана убить его отца. Вскоре после этого Смердяков вешается. Отказавшись от светских понятий вины и вины, роман так и не раскрывает окончательно убийцу, оставляя эту загадку несколько открытой и подчеркивая, что каждый человек играет свою роль во зле – либо своими злыми желаниями и мыслями, либо своим бездействием в предотвращении аморальных поступков других.
Некоторые критики применяют биографический или психологический подход к роману, основываясь на деталях из жизни автора. Например, незадолго до того, как он начал писать «Братьев Карамазовых», Достоевский потерял сына, которого назвали Алексеем. Алексей страдал припадками, как и его отец, и умер во время одного из них. Кроме того, отец Достоевского умер, когда автору было 18 лет, и это могло стать одним из толчков к обострению эпилепсии самого автора. В своем знаменитом эссе «Отцеубийство и Достоевский» (1928) Зигмунд Фрейд проводит связь между чувством вины Достоевского за смерть отца, состоянием его здоровья и событиями в романе.
В «Братьях Карамазовых» показано влияние религии на культуру и наоборот. В романе глубоко обсуждаются социальные и политические проблемы того времени, многие из которых остаются актуальными, например, вопрос о свободе воли, возможность утопии, этические аспекты социализма и капитализма. Техника повествования Достоевского позволяет взаимодействовать множеству идей, философий и мировоззрений, имитируя сложность реального мира; русский философ и литературный критик Михаил Бахтин в своей книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1929) называет этот пестрый повествовательный космос «полифонией».