Культура и Искусство »
Социалистический реализм по-польски
«Литературная газета» в 1932 году провозгласила, что от художников массы требуют искренности и социалистического реализма при изображении пролетарской революции. Так было озвучено одно из самых неоднозначных художественных направлений в европейской истории.
За годы своего существования, а это без малого 60 лет, соцреализм не смог сформировать четкую эстетическую программу, ограничившись традиционными техниками и реалистичными легко распознаваемыми образами. Его объединяющим началом главным лейтмотивом было идеологическое содержание. В ход шло все, что славило советскую власть и ведущую роль пролетариата.
Польша, как и другие восточно-европейские страны, после освобождения Красной армией очутилась в коммунистическом блоке не по своей воле. По сравнению с другими культурными центрами Краков понес наименьшие потери в войне. Поэтому, в Старом городе, а также на окраинах не было слишком много свободных мест для строительства новых домов или монументов. Тогда сторонники бескомпромиссного коммунистического городского планирования обратили внимание на Нова-Хуту. Построенные здесь в результате здания послевоенных лет получились национальными по форме и вполне социалистическими по содержанию. Утопические мечты о рабочих колониях настойчиво диктовали свои законы архитектуры. В каждом жилом квартале Нова-Хуты оказывалось четко рассчитанное число библиотек, школ, поликлиник и рабочих столовых. Но при этом проглядывали польские архитектурные формы.
Одной из первых строек в районе стало возведение монументального комплекса на Центральной площади. Проект польских авторов, выразился в красивых серых аркадах с мотивами классики и ренессанса, он напоминал, что для рабочих в Нова-Хута есть место для воодушевления, а не только серые будни. Другими достойными упоминания постройками периода соцреализма являются Народный театр и Дворец Дожей. За пределами Нова-Хуты есть ещё один интересный образец архитектуры социалистического реализма – здание архитектора Ю. Голомба, имеющее фасады с классической симметрией. Как раз в нём и сидели архитекторы, формировавшие архитектурный облик Нова-Хуты.
Середина 50-х ознаменовалась волнениями в странах социалистического содружества. В области архитектуры реакцией на это стало замещение национальных и местных стилей обезличенным функционализмом. Все чаще дома собирались из готовых стандартных элементов. Целые районы состояли из одинаковых домов с однотипной планировкой (как тут не вспомнить «Иронию судьбы»?). Было совсем немного зданий, выпадающих из серого единообразия, одним из которых был «дом со ста балконами», в котором последние были расположены в шахматном порядке. С началом упадка коммунизма в недрах соцреализма вызрели образцы постмодернистской архитектуры. И вот возле вульгарных блочных домов Нова-Хуты вырос «Ковчег», имеющий крышу с округлым основанием, в котором угадывались черты морского судна.
Как только коммунизм пал в конце восьмидесятых, многие его памятники моментально исчезли. Памятные бронзовые таблички пошли на переплавку, а огромный монумент Ленина купил иностранный бизнесмен. Но до сих пор угрюмые жилые кварталы являются напоминанием о том, что было время, когда мутная революционная волна осквернила ясный облик архитектурного и художественного ландшафта Кракова своей невыразительностью и эстетической убогостью.