Культура и Искусство »
«Исповедь» Жан-Жака Руссо
«Исповедь», написанная женевским писателем Жан-Жаком Руссо (1712-78), исследует интимные стороны его личной жизни и часто считается первой современной автобиографией, опубликованной на Западе.
Подробнее сюжет и анализ книги «Исповедь» Жан-Жака Руссо.
После целой жизни борьбы – многие из которых были вызваны им самим – Руссо решил ответить на нападки на его характер, опубликовав свои мемуары. Руссо был философом, писателем и композитором, и наиболее известен своим вкладом в либеральную демократию; его «Общественный договор», в котором отстаивается независимость в гражданском обществе, управляемом законами, способствующими общему благу, является классическим произведением политической философии, вдохновившим антимонархические реформы и революции. Руссо ассоциируется с Просвещением XVIII века, движением, зародившимся во Франции, которое прославляло разум, независимость, свободу и братство и помогло вдохновить революции как во Франции, так и в Северной Америке. Его растущий акцент на эмоциях и красоте привёл к напряжённости в отношениях с другими деятелями Просвещения и сделал его ключевой фигурой в развитии романтизма.
После смерти Руссо «Исповедь» была опубликована в двух частях. Часть 1, книги I-VI, была опубликована в 1782 году, а книги VII-XII были опубликованы как часть 2 в 1789 году. В работе исследуются личные скандалы, которые мучили Руссо в его общественной жизни, включая его опыт с весьма спорным романом и отказ от своих детей.
«Исповедь» – это мемуары о жизни Жан-Жака Руссо. В ней подробно описывается его опыт молодого человека, жившего в Женеве, и роман всей его жизни с женщиной, которая была старше его на 12 лет. Руссо пытается пролить свет на свой личный выбор и свои труды, которые сделали его центром общественного спора и возмущения. Его книга затрагивает четыре основные темы: Брошенность и бегство; лицемерие и обман; рационализм против романтизма; и самолюбие, самооправдание и тщеславие.
В первой книге Руссо описывает своё детство. Его мать умерла при родах, и он чувствовал, что отец одновременно боготворил его и видел в нём трагедию утраты. Его детство во многом определило его взрослую жизнь, и в этом разделе утверждается важность памяти. Руссо утверждает, что жестокое обращение и унижения, которым он подвергался со стороны подмастерьев, на которых он работал, сломили его дух и ввергли его в жизнь, полную воровства и обмана. Однако он вновь открыл в себе любовь к чтению, которая освободила его.
В книгах II и III Руссо подробно описывает свои переживания после отъезда из Женевы и прибытия в Савойю. Он влюбляется в женщину по имени мадам де Варенс, которая устраивает его в дом для новообращённых. Руссо переходит из кальвинизма в католицизм, несмотря на свои сомнения по поводу этого решения. Он находит работу у двух богатых женщин, сначала в качестве гравёра, а позже – в качестве писца. В конце этой книги Руссо признается, что подставил другую служанку в краже ленты, что привело к её увольнению и подрыву репутации. Не сумев реализовать себя в качестве камердинера или священника, он возвращается к мадам де Варенс, где знакомится с хормейстером и композитором и попадает под его опеку. Он бросает и эту должность и снова бежит к Варенс, которую он ласково называет «маменька».
Четвёртая книга содержит множество примеров темы «Брошенность и бегство». Руссо пытается вернуться к Варенс, но обнаруживает, что она уже сбежала в Париж. Он провожает её слугу к семье и останавливается, чтобы повидаться с отцом, обещая провести с ним больше времени на обратном пути. Вместо этого Руссо едет в другом направлении и берётся за несколько разных работ, прежде чем Варенс посылает за ним.
В книгах V и VI отношения Руссо с мадам де Варенс обостряются. Она предлагает ему вступить с ней в сексуальные отношения, и он соглашается. Его чувства к Варен сложны, они включают в себя и стыд, и любовь. Он проводит с ней время в сельской местности, и Руссо признает связь с природой своим самым счастливым воспоминанием, что способствует развитию темы рационализма против романтизма. Между тем, после участия в опасных физических экспериментах здоровье Руссо резко ухудшается. Он переживает ещё больший удар, когда узнает, что у мадам де Варенс появился новый любовник, гораздо более молодой человек.
В книгах VII и VII Руссо описывает своё стремление к отношениям с женщиной по имени Тереза, которую он ласково называет «тётушка». Тереза – дочь лавочника, и Руссо делает её своей любовницей, материально обеспечивая её и её семью. Он обращается к обвинениям в том, что он бросил своих пятерых детей, которых воспитывала Тереза. В эту эпоху Руссо написал своё первое эссе, которое получило премию Дижонской академии, положив начало новой волне славы и процветания философа.
Книги IX и X описывают время жизни Руссо в Эрмитаже, небольшом коттедже, предоставленном ему мадам д’Эпинэ. Он много раз ссорился с современными философами того времени, и время, проведённое в Эрмитаже, стало самым плодотворным для него как писателя. В книгах XI и XII Руссо освещает последний период своей жизни, включая публикацию «Эмиля» и «Общественного договора». Обе книги приносят ему значительную славу, а также презрение, и он вынужден покинуть Париж.