Культура и Искусство »
«Американская трагедия» Теодора Драйзера, кратко
Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» открывается летней ночью 1920-х годов в Канзас-Сити. Асе Гриффитсу около пятидесяти лет, он уличный евангелист и вместе со своей семьей ведет службу, призванную привлечь прохожих. Там находится его жена Эльвира, а также дети, Эста, Клайд, Джулия и Фрэнк, возраст которых варьируется от пятнадцати до семи лет. Клайду, главному герою книги, не нравится участвовать в службе. Несмотря на преданность отца, работа уличным проповедником едва-едва сводит концы с концами для большой семьи, и Клайду неловко. После службы семья возвращается в Независимую миссию «Вефиль», свой дом, расположенный в захудалом районе города.
По мере взросления Клайд слышит рассказы о своем богатом дяде Сэмюэле Гриффитсе, что заставляет Клайда остро осознать и собственную бедность, и недостаточное образование. Эста сбегает. В возрасте шестнадцати лет Клайд устраивается на работу продавцом газировки в аптеку. Ему нравится возможность зарабатывать деньги, но ещё важнее то, что эта работа позволяет ему знакомиться с девушками, которые приходят как покупатели. Он также замечает хорошо одетых молодых людей, которые разговаривают с девушками в аптеке. Зная, что он не сможет заработать достаточно денег, чтобы купить такую красивую одежду, Клайд бросает работу в аптеке и устраивается посыльным в отель Green-Davidson.
Клайд с энтузиазмом берется за работу, получая большую зарплату и хорошие чаевые. Он наблюдает за людьми, у которых, кажется, есть все деньги в мире, и мечтает когда-нибудь стать в их ряды. Он подружился с другими посыльными и за один день зарабатывает столько, сколько мог бы заработать за неделю в газированном фонтане.
Клайд все больше и больше наслаждается обретенной свободой. Хотя он посылает деньги своей семье, чтобы помочь им, он оставляет себе больше, чем позволяет. Однажды вечером Клайд вместе с другими посыльными отправляется в шикарный ресторан, а затем в бордель.
Хотя Клайд не пользуется всеми услугами борделя, он становится увереннее в себе. Во время поездки в один из домов других посыльных Клайд знакомится с Гортензией Бриггс. Гортензия самозабвенно ищет того, кто будет тратить на нее деньги, но Клайд, тем не менее, очарован. Однажды вечером они вместе идут в шикарный ресторан, но Гортензия держится отчужденно.
Позже Клайд узнает, что Эста вернулась из Канзас-Сити, беременная и брошенная мужчиной, который обещал на ней жениться. Хотя Клайду жаль сестру, ему ещё хуже от того, что его семья настолько бедна, что её положение приводит к тяжелой экономической ситуации.
Гортензия находит дорогое пальто, которое ей нравится, и решает попросить Клайда купить его для нее. В конце концов он соглашается купить ей пальто в рассрочку. Когда его мама просит денег, чтобы помочь оплатить услуги врача Эсты, Клайд лжет и говорит, что у него их нет.
Некоторое время спустя Клайд гуляет с друзьями. Водитель машины, ещё один посыльный, ведет машину безрассудно и сбивает девушку, в результате чего она погибает. Клайд и остальные убегают с места происшествия.
Книга перескакивает на три года вперед. Клайд наконец встречает своего богатого дядю, Сэмюэля Гриффитса, который даёт Клайду низкоквалифицированную работу на своей фабрике. Клайд все ещё переживает неудачные отношения с Гортензией, но влюбляется в бедную девушку с фермы Роберту Олден, которая работает в его офисе и влюбилась в него. Клайд уговаривает её заняться с ним сексом, и Роберта беременеет. В то же время Сондра Финчли – богатая светская львица, дочь другого владельца фабрики – проявляет интерес к Клайду. Клайд ухаживает за обеими девушками, и хотя Роберта ожидает, что Клайд женится на ней из-за беременности, Клайд мечтает жениться на богатой Сондре.
Клайд пытается заставить Роберту сделать аборт, но безуспешно. Она настаивает на том, чтобы он женился на ней, угрожая раскрыть их отношения, если он этого не сделает. Тогда Клайд замышляет убить Роберту, утопив её в инсценировке несчастного случая на лодке. Они выходят на каноэ на озеро, ссорятся и опрокидывают лодку. Роберта не умеет плавать и тонет. Хотя на самом деле все произошло случайно, Клайд делает несколько уличающих заявлений авторам расследования, которые, желая обвинить его в смерти молодой беременной женщины, доходят до того, что подбрасывают улики.
Суд над Клайдом привлекает внимание и становится сенсацией. Адвокаты Клайда работают изо всех сил, но его признают виновным, и после того, как его апелляции были удовлетворены, Клайда приговаривают к смерти на электрическом стуле. Находясь в камере смертников в ожидании апелляционного процесса и казни, Клайд общается с другими приговоренными, размышляя о природе своей вины и своих отношениях с религией и Богом.
В «Американской трагедии» обсуждается соотношение духовности и материализма, а также важность смирения и семьи, поскольку решения Клайда приводят его к гибели. Бесконечная погоня Клайда за материальными благами и социальным статусом, который приходит благодаря этому, толкает его на неверные решения, которые приводят к его смерти и смерти двух невинных людей.
Как и в классических трагедиях, гибель Клайда – результат его врожденных психологических и моральных слабостей.