Gallerix Journal – официальный орган редакции новостей интернет-музея Gallerix.ru. Присоединяйтесь: ВконтактеВыходит ежедневно.
Новости искусства: живопись, аукционы, выставки, театр.Издаётся с 2012 года.
Арт-журнал

Фальшивый Рембрандт за 130 миллионов: германская полиция разоблачила международную сеть арт-мошенников

Немецкие власти в октябре 2025 года провели масштабную операцию против международной сети мошенников, торговавших поддельными произведениями искусства. Преступники выдавали подделки за работы Рембрандта, Пабло Пикассо и Фриды Кало, запрашивая суммы от 400 тысяч до 130 миллионов евро.

Корону императрицы Евгении нашли разбитой после ограбления Лувра

Ограбление Лувра в Париже произошло утром 19 октября 2025 года, когда преступники похитили девять ювелирных изделий из коллекции Наполеона и императрицы. Дерзкая кража была совершена в галерее Аполлона менее чем за семь минут, после чего музей закрылся на весь день.

Поклонники Тейлор Свифт спровоцировали небывалый наплыв посетителей в музей Висбадена

Германский Музей Висбадена столкнулся с неожиданным явлением в середине октября 2025 года. Сотни людей выстроились в очереди, чтобы увидеть малоизвестную картину немецкого художника начала XX века. Причина этого внезапного интереса — музыкальное видео Тейлор Свифт на композицию «The Fate of Ophelia» из её нового альбома «The Life of a Showgirl», вышедшего 3 октября 2025 года.

Гробница Аменхотепа III открылась после двух десятилетий реставрации

После более чем 20 лет кропотливых восстановительных работ одна из самых величественных усыпальниц Долины царей вновь открыла двери для посетителей. Гробница фараона Аменхотепа III, известная как WV22, была торжественно представлена публике 4 октября 2025 года на западном берегу Луксора.

Культура и Искусство »

Рождённый сказку сделать былью

Алексей Вячеславович Клоков — художник, который однажды заново изобрёл современную живопись. Особым жестом мастера он освободил пространство картины от театрализованности, ибо разрушил иллюзию как таковую и вплотную подобрался к особой реальности — бытию того, что не-художник увидеть без посредства его картин просто не в состоянии.

Рафаэль впустил в картинное пространство портрета Алессандро Фарнезе формы того, кто и вне этого художественного пространства был кардиналом. Фальконе вобрал в монументальное пространство «Бронзового всадника» формы того, кто и вне всякого искусства «уздой железной Россию поднял на дыбы». Клоков сказал: «Прощайте, бархатистые персики Шардена!» — у него бархатистой стала сама картина.

А. В. Клоков повернул телегу живописи с изъезженной до полного непотребства и непролазности дороги, которая вела к так называемой «красоте по компромиссу». Когда зритель (будь он сколь угодно далёк от искусства) смотрит на творение Праксителя, он соглашается с другими и с самим собой, что Артемида Габийская — прекрасна. Таким образом, он пролагает компромисс к красоте статуи через красоту модели и — как и весь академизм — открыто канонизирует художественную ценность похоти.

Давайте называть вещи своими именами: оживи вдруг Артемида Праксителя и выложи селфи в Инстраграм, она бы собрала немало комментариев с тэгом #ябвдул. А вот, если оживёт клоковская «Горожанка», умолкнут даже самые языкастые интерпретаторы от искусствоведения. Красота Клокова — это воплощённая первооснова вселенной, аристотелевское «а есть а», элемент, который может быть выражен не через слово или физиологический позыв, а только сам через себя.

Отсюда был один шаг до чуда (в смысле знаменитых трёх шагов Вишну, между которыми заключены все возможные миры), и Алексей Вячеславович его сделал. Переизобретя живопись, следом он переизобрёл сам способ создания художественного пространства, способ взаимодействия зрителя и художника. Клоков пишет картины, которые исполняют желания.


Буквально.

Вот как это происходит. Клоков встречается с заказчиком. Тот думает о сокровенном (единственное ограничение: за раз можно подумать лишь об одном желании). Художник прямо при нём пишет картину. Эти работы не укладываются ни в какие классификации и стили. Каждая картина понятна исключительно заказчику и является воплощением его мечты. Затем мечта сбывается. Не метафорически, а буквально. Заказавший картину в течение нескольких дней получает желаемое.

Звучит несколько диковато, однако те, у кого есть желания и возможности (что скрывать, получить мечту — удовольствие, мягко говоря, не дешёвое) приходят к Клокову снова и снова. Потому что желания сбываются.

Понятное дело, что «сбыча мечт» объясняется безо всякой мистики, религиозных спекуляций и псевдонаучных разглагольствований. Любой дипломированный психотерапевт подробно расскажет о силе фиксации на успехе, мобилизации внутренних резервов и «запрограммированности на победу». Вопрос не в этом. Тем более что я сильно сомневаюсь, будто людей, которые приходят к Клокову за мечтами, волнует, как он их воплощает. Воплощает — и ладно!

Тем не менее любого охочего до быстрого успеха рисовальщика распирает любопытство, как и какими именно художественными средствами Клокову удаётся создавать произведения искусства, которые приносят заказчикам всё что угодно — от семейных радостей до новых автомобилей. Кстати, сразу предупреждаю: перекупать эти картины у первых владельцев бесполезно! Да, они, разумеется, представляют высочайшую культурную и художественную ценность (а какая картина Клокова не представляет — скажите на милость?!), да они всё такой же лакомый кусок для всех — от обычных поклонников живописи и коллекционеров до дельцов, вкладывающих баснословные деньги в арт-объекты, исходя из их инвестиционной привлекательности), НО! Они срабатывают лишь единожды и никаких чужих желаний не исполняют никогда.

Каким зрением видит Клоков эти картины?

Зрение всякого художника отличается от обычного зрения, потому что оно изначально укоренено в мире искусства. Если обратиться к любым мемуарам и воспоминаниям современников о большом мастере, мы никогда не найдём там, чтобы источником призвания художника стало какое-то драматическое происшествие или реальный объект, который он захотел бы запечатлеть и преуспел в этом. Нет. Источник призвания художника кроется не в впечатлении от вещей, а в впечатлениях от произведений искусства, которые эти вещи изображают.

В юности кому-нибудь подражали все — Микеланджело, Эль Греко, Рембрандт, Рафаэль, Пуссен, Веласкес, Джотто, Чимабуэ, Веласкес, Гойя… Этот список включает в себя почти всех художников за всю историю искусства. Когда мы приближаемся к этим мастерам не только через картины, но и через документы, свидетельства эпохи, в их ранних произведениях мы явственно слышим чужие голоса, видим чужую руку.

Алексей Клоков, однако, всем своим существованием даёт ответ на вопрос «каким был бы великий художник, который не знал ни одного произведения искусства и видел бы перед собой одну лишь реальность?». (Замечу в скобках, это тем более удивительно, что особая веха в жизни Алексея Вячеславовича — реставрационные мастерские Эрмитажа и Третьяковки, где в буквальном смысле через его руки прошли шедевры Пикассо, Матисса, Малевича, Кандинского, Гогена, Ренуара, Ван Гога… Как ему удалось сохранить и приумножить чистоту и свободу собственного художественного зрения — вопрос на грани таинства. Однако без этой чистоты и свободы заниматься тем, чем занимается Клоков, попросту невозможно.)

Мастерство Клокова родом не из детства. Потому что талант ребёнка всегда властвует над ребёнком, а Клоков всегда и в каждой работе сам властвует над талантом. Картина ребёнка вызывает порой неподдельное восхищение, ведь в лучших детских работах наличная действительность утрачивает вес. Но любой художник родом из детства по отношению к художнику Клокову — то же самое, что Ким, завоёвывающий города во сне, по отношению к Чингисхану: при пробуждении империя исчезает.

А.В. Клоков остаётся одиноко царствовать в живописи, когда остальные веласкесы и джэффыкунсы продирают сонные глаза. Он смело стремится вперёд, опираясь на пустоту.

Потому что ремесло — каким бы изощрённым оно не было — связывается прошлым. А подлинное искусство, в авангарде которого на коне из белого золота несётся Клоков, направляется будущим. История искусства — это история произведений, принесших плоды. Гений неотделим от того, что порождает. Но неотделим так же, как пожар — от сметённого огнём. Поэтому приходить к Клокову за исполнением желаний можно только в одном случае — если вы не боитесь себя и не придушите синюю птицу, когда она сядет к вам в руки.

Александр Глаголев, философ, художник.


19 ноября

Картина Алексея Зимина выставлена на торги с начальной ценой 4,8 миллиарда рублей

На российской площадке по реализации имущества банкротов зафиксирован прецедент. Лот под номером 7266229, представляющий собой полотно современного художника Алексея Зимина, предлагается к покупке с начальной ставкой 4,803 млрд рублей. Эксперты рынка отмечают, что для отечественного сегмента подобных торгов такая сумма является рекордной.

12 ноября

Ушёл из жизни классик московского концептуализма Эрик Булатов

9 ноября 2025 года в парижской больнице умер выдающийся советский и российский художник Эрик Владимирович Булатов. Ему было 92 года. Причиной смерти стала эмфизема лёгких, от которой мастер страдал последний год жизни.

14 февраля

Российский рынок искусства: динамика к концу 2024 года

Российский рынок искусства претерпел глубокие изменения с момента распада Советского Союза, превратившись из контролируемого государством культурного аппарата в сложную экосистему, сформированную глобализацией, цифровыми инновациями и меняющейся политической экономикой.

15 декабря

Вручение премии Woman Who Matters 2024

12 декабря состоялось вручение премии Woman Who Matters 2024. Премия отмечает вклад женщин в развитие общества, культуры, бизнеса и социальной среды.

Приключения барона Мюнхгаузена в России – выставка в Эрмитаже

Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать – новые записи трансляции семинаров

Обновление постоянной экспозиции в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина

Исследование картины Антиведуто Граматика «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

«Поклонение волхвов» Отто ван Вена – картина XVII века пополнила коллекцию Пушкинского музея

Физическая структура древесины и выбор материала для творчества

Эволюция материальной культуры и технологий в контексте промысловой деятельности на территории Евразии

«Теория нравственных чувств» Адама Смита, краткое содержание

«Подчинение» Эми Уолдман, краткое содержание

Трофеи и призраки: Тёмная история коллекций Лувра

Психологическое окаменение: почему страх необратимых решений парализует нас

Роль фольклора в средневековом искусстве

Крупнейший археологический музей мира принял первых посетителей в Каире

Большой Египетский музей, расположенный недалеко от пирамид Гизы, открыл свои двери для широкой публики после более чем двадцатилетнего ожидания. Это событие знаменует важный этап в сохранении и демонстрации культурного наследия Древнего Египта, предлагая беспрецедентное пространство для изучения, научных дискуссий и визуального погружения в историю древней цивилизации.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Лувр, новый альбом

В Риме прошел концерт солистки Большого театра Анны Аглатовой
Financial Times: конфискация российских активов ударит по имиджу евро
Трамп рассказал, почему не убрали елки ради гостей концерта Бочелли
В Париже открылся книжный салон «Русская литература»
В Госдуму внесли проект о госфинансировании анимационных фильмов для детей
Стр. 1
Gallerix Journal, адрес в сети интернет: in.gallerix.ru/journal/.