Культура и Искусство »
Самовыражение в искусстве - гений или профанация?
Людей искусства в человеке как объекте творческих изысканий в основном привлекает два направления: социализация и подсознание. Так сложилось, что процесс восприятия культурных норм чаще всего описывают писатели. Для художников же наиболее привлекательным оказывается внутренний облик предметов, не доступный глазу. То, что Милорад Павич назвал - "Внутренняя сторона ветра".
Почему художников так тянет к фантасмагориям человеческого сознания?
Еще кастанедовский Дон Хуан сказал, что мир выглядит только так, как его нам в детстве описали. Художник чаще и больше других смотрит на окружающее. Для него не загадка, что мир имеет свое внутреннее наполнение, что каждый элемент непрерывно проживает свою жизнь. И большинству людей невдомек, что там происходит. Но им очень хочется подсмотреть.
Спрос и предложение на щекотливые темы бессознательного, неоднозначности событий и раздвигающихся границ приводят к тому, что в произведениях каждого художника можно найти оттенки (а иногда и полноценную цветовую гамму) сюрреализма.
И зачастую сложно понять, где заканчивается искусство и начинается профанация. Человек, играющий на лире, подпирает мольберт Лира, на котором выставлена шекспировская книга о страданиях короля Лира - разве это не искусство?
Но если это случайно вышло и никто не заметил - значит, нет. А если кто-то назвал это художественным произведение, подвел теорию и намекнул на глубокий смысл?
Сложно трактовать чьи-то творческие идеи, это не математические формулы опровергать. Но также сложно критиковать и манеру исполнения. Нарисовал студент, допустим, плохенький портрет и сказал - что так оно было задумано, что это - выражение его внутренней сущности.
Спорить сложно. Ведь всегда можно сослаться, что оппонент мысль не понял, а его мнение должно интересовать только его самого.
Но способы выражать основу при помощи холста не всегда удовлетворяют художников. В попытках показать искусство в действии и изначальной спонтанности создаются перформансы. А те, кто метит в разоблачители человеческого нутра, превращают в картину всю свою жизнь. Эксцентричные натуры, как их называют, видят в других людях самые разные виды мольбертов и выставочных залов. Их "личностная" выставка никогда не прекращается.
Нравится ли это другим? По видимому, да, иначе никто просто бы не замечал происходящего.
В любом случае, пока человек не может сам открыть в себе тайну, он будет подглядывать за тем, как это делают другие.