Культура и Искусство »
Секрет шедевров
Те, кто читает книги, всегда выносят им свои оценки. Положительные или отрицательные, восторженные или разочарованные. Кто-то делает это про себя, а кто-то в кругу друзей. Это неминуемо. И для каждого критерии оценки книг свои. Особенно это касается современных книг, ведь те бессмертные произведения, которые принято называть «классикой», уже вытерпели свою долю оценок и критики множества поколений читателей, получили свои лавры за вечную актуальность. Что касается современного творчества, здесь, как правило, все сугубо индивидуально, мнения об одном и том же произведении могут быть диаметрально противоположными. Попробуем немного разобраться в том, почему одно произведение признается литературным шедевром, а другого ждет судьба однодневки.
Есть книги, которые не вызывают желания помочь герою. Читаешь такую книгу, кажется, все на месте – прорисованы характеры и антураж, все логично, но не прямолинейно, умеренная доля счастливого случая и чуда, соблюден баланс красоты и уродства, добра и зла. Но срастись с сюжетом не получается. Не хочется поставить себя на место героя, решить за него, исправить его ошибки и насладиться его наградами. Читаешь – и все. Как-то холодно и беспристрастно, оставаясь в своей реальности, потому что проникнуться реальностью книги сложно.
А есть другой сорт. Когда открываешь книгу на полчаса и не замечаешь, как прошел день. Потому что больше живешь в книжном сюжете, чем в настоящем мире, не можешь оторваться от совершения подвигов или поисков убийцы или последней битвы с мировым злом. Некоторые настолько вживаются в этот выдуманный мир, что переносят его в мир реальный, реализуют свои собственные представления о том, что когда-то было порождением воображения автора.
Талантливый писатель – не только художник, а в какой-то степени невольный психотерапевт. Он способен заставить не просто сопереживать герою, но ощутить всю полноту переживаемых им чувств, стать эквивалентом героя, жить его жизнью, думать его мыслями, чувствовать его эмоциями. Это легко понять на примере классиков. Достоевский потому не всем дается, что описывает не сильно приглядные стороны человека, но заставляет каждого читателя ощутить глубину соответствующих чувств. Однако и современные авторы владеют этим искусством. Если Вы читали Фаулза, наверняка вместе с Николасом затаив дыхание ждали чудес от Кончиса, мучились, пытаясь разгадать хоть что-то в этом бессмысленном клубке затей и интермедий, поднимались до самых высот и достигали темного дна.
Но все-таки яркость описаний и потрясающее владение словом бессильно, если книга не затрагивает ни единой струны в душе читателя, не намекает грубо или тонко на что-то, о чем читатель разговаривает только с самим собой.