Культура и Искусство »
Иванов Александр Андреевич
Великий русский живописец, портретист и пейзажист, Александр Андреевич Иванов (1806-1858) родился и воспитывался в профессорской среде. Отец его, Андрей Иванович Иванов, занимался исторической живописью и задал сыну первоначальное направление будущей карьеры. В возрасте 11 лет Иванов поступает в Академию Художеств, но, в отличие от большинства ее подопечных, продолжает жить в семье.
Первое признание в виде Малой золотой медали приходит к художнику в 18 лет. Медаль получена за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Через три года настает очередь и Большой золотой медали за работу под названием "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (Государственный Русский музей). Картина, однако, едва не стоила художнику ссылки – верхи увидели в ней политические намеки о расправе над декабристами. Жестокий фараон, казнящий людей, и Иосиф, указывающий на барельефы рукой, не смогли оставить академическое начальство равнодушным. Эпизод, слава богу, замяли за неимением доказательств.
В период с 1831 по 1858 Иванов живет в Италии. Античное искусство не могло не отразиться в его творчестве – известна, например, такая картина итальянского периода как "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (Третьяковская галерея).
В это же время к Александру Андреевичу приходит мысль об изображении пришествия Мессии. Своеобразной подготовкой к столь грандиозному замыслу стало полотно "Явление Христа Марии Магдалине" (Государственный Русский музей), написанное в 1835 году. Картина подарила художнику всеобщее признание и почетное звание академика.
Иванов - Явление Христа народу
Последние годы жизни А.А. Иванов посвятил циклу "Библейские эскизы" (Русский музей и Третьяковская галерея). "Явление Христа народу" (Третьяковская галерея) создавалось мастером в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Воплощение нравственного возрождения, переворот и освобождение человека – все это буквально ощущается кожей при одном взгляде на полотно. Осмотреть его поверхностно едва ли возможно – настолько оно завораживает и поражает воображение.
Полотно общей площадью 40 квадратных метров далось художнику очень тяжело. Ему предшествовали около 600 этюдов и эскизов, ставших впоследствии едва ли не учебниками для реалистов. На саму же картину обрушился шквал жестокой и холодной критики. Художнику, однако, недолго пришлось принимать на себя удар критиков – внезапная холера скосила его спустя 6 недель после прибытия в родной Петербург… 3 (15) июля 1858 года Александра Андреевича Иванова не стало.
Неожиданная смерть академика породила множество слухов и подозрений вокруг Михаила Петровича Боткина, ставшего впоследствии главным распорядителем всего творчества великого пейзажиста. Подозрения имели почву под ногами - репутация коллекционера была далека от безупречной…
Иванов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Спустя почти 80 лет, в 1936 году, его прах и памятник были перемещены на Тихвинское кладбище, в некрополь Мастеров искусств. Дата рождения, указанная на памятнике (1807) является ошибочной.
Необычайно серьезная личность с мистическим складом души и глубоким даром проникновения – так совершенно справедливо характеризуют Александра Иванова Память о нем как об истинном творце навсегда останется в наших сердцах.
Узнать больше об Александре Андреевиче Иванове вы можете, прочитав соответствующую главу в книге Александра Бенуа «Русская школа живописи».