Уличи 02.03.2018 15:08
Заметки на полях прочитанного (А.С.Щавелев, «СЛАВЯНСКИЕ «ПЛЕМЕНА» ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ X – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА: АУТЕНТИФИКАЦИЯ, ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ»)
Уличи
2
Цитата: Археологические признаки расселения уличей не идентифицированы. Но локализация летописного Пересечена на Днепре позволяет отождествить его с археологическим комплексом у села Монастырек, поскольку это — единственный крупный протогородский центр в регионе, погибший в пожаре во второй четверти X в. и не восстановленный его жителями. И именно здесь Днепр образует излучину, где должны размещаться жители «угла» — «у(г)личи».
---------------------------------------------------------------------
Я: Вправду, очень заманчивый кандидат на Пересечен. А кроме того такая локализация Угличей ещё сильнее сужает жизненное пространство для Полян, до полного совпадения с Кыянами и «всеми Росами». В тоже время такое сужение арела Полян делает их мало сопоставимыми в размерах с Кривичами на Верхнем Днепре, а кроме того пропадает видимо большой отрезок течения хотя бы того же Днепра, где так же могла бы производится какая-то работа, а есть ещё Десна, Припять. Поэтому всё-таки Лендзане могут претендовать и на более широкий охват территории, во-первых, и более удаленной от Полян, а во-вторых, и более для Славян вообще исторически «новой», как бы в полном соответствии со значением самого понятия. Ведь Древляне действительно жили в «лесу», Дреговичи среди «болот», а Угличи в «углу». То же самое могло бы произойти и с Лендзанами Константина – они могли бы населять «целену, новь, пар». Кажется всё это согласуется и с «лѧшеством» Лѧхов, судя по тому обстоятельству, что до V века нашей эры на территории современной Польши проживало действительно не малое число германских племен и на значительной части её территории Славяне оказывались приемниками германцев и значит имя Лѧдхов выглядит тут как бы вполне логично. Даже раннеславянские культуры V-VII веков ещё не слишком регулярно осваивают большую часть бассейна Вислы (за вычетом верховий Вислы и Буга), похоже в это время Славяне проявляли куда как больший интерес к более южным областям Европы, бассейну Дуная и Балканам. Конечно историческая картина мира летописца куда как проще, но для него Лѧхи – какая-то историческая общность, столь основательная, что даже якобы успела произвести племена Радимичей и Вѧтичей, не смотря на как бы противоречащую тому «ветхость» значений имен последних. Характерно может быть, что летопись не называет никого западнее Лѧховых, останавливаясь на «лѧховых» Лутичах (Лютичах, Вильцах). Летописный круг «лѧшества» Славян можно вполне увязать с ареалом суково-дзедзицкой археологической культуры VI-VII веков, по продвижении её носителей на восток послужившей основным источником исторических Мазовшан.
Возникающая при этом сравнительная миниатюрность Угличей (реальных равноразмерных соперников Полян?) теоретически может быть допустима ввиду их скоропостижного судя по всему исчезновения – под напором Руси они словно бы вышли из реального «угла», переселились на Южный Буг, а в XI веке исчезли и там, став ко времени Повести ВЛ историческим воспоминанием и благодаря этому вровень с громадами Кривичей, Дряговичей, Севера, Вѧтичей. Тут уж всё зависит от буквальных размеров изначального «угла» (нижнее междуречье Рси и Днепра?) при том, что буквальных и потенциальных «углов» в Северном Причерноморье хватает и Угличи могли бы быть «растяжимы» почти так же, как и Дрегова, Дерева, Поля. Во всяком случае в исторической ретроспективе от вероятной миниатюрности Уличей-Угличей (такой же как у современных летописцу Полочан?) следа не остается (как и у «легендарно-героических Полян»), не угадывается она легко и в Unlizi и Ултинах, или Ултах (вроде как Уличах).
Единственно, что топоним «Угол» именно в данной местности конечно не известен. А те два «Угла» что всё-таки знамениты в Причерноморье, в междуречье Дуная–Днестра и река Орель, не оставляют сомнений в свой «углообразности» и внушительности. То есть данных о полноразмерном тёзке для Ангельна местная ранняя скупая письменность не сохранила. Поэтому, было бы интересно на всякий случай выяснить, на соотнесение с какими физико-географическими объектами годился бы предполагаемый корень улъ [у:лу] в «Уличах» или вообще на что, быть может другое, он бы годился в плане содержания? Общеиндоевропейский корень в словах улка-улица «ход (между)», улитка (от улитъ «полый») и улей «колода» в разных индоевропейских языках находит приложение к явлениям и природы («голень, голенище, овраг, русло, луг, впадина, канава, ров, углубление, полость, брюхо, дуплистое дерево»), и культуры («улей, труба, дудка, корыто, водосток, улица, дорога, путешествие, двор»). Поскольку «Ул-ых» топографических объектов в Причерноморье не известно совсем (вроде шляхов), славянские слова могли бы служить более веским смысловым ориентиром (если в Причерноморье до Славян не были в ходу какие-нибудь другие индоевропейские «шляхи», хотя «шляхи» (как «украины»), не будучи чисто природным явлением (дерево, поле, лѧда), вообще-то уже требуют «цивилизованного и централизованного угла обзора» (тут можно вспомнить о каких-то «маршрутах» в царстве геродотовых Скифов)). Как известно изгиб Днепра в области порогов исторически носит определение «Луки».
Интересно, что в Поучении Володимера Мономаха река Рось (древняя Ръсь) один раз называется Ровь. Это могло бы сойти и за казус, однако ошибка выходит в таком случае вполне удачной, ведь ровъ по большому счету представляет собой синоним русла, в этимологическом родстве с которым в свою очередь можно подозревать название реки Ръсь [руси] (это было бы архаичное (и дославянское?) [руси-]). И в свою очередь общеиндоевропейский корень aul- в греческом языке например, дает значения слов ἔναυλος «русло реки, углубление, ров», αὐλών «овраг», даёт вестфальск. aul «овраг, луг, впадина, канава», латин. alveus «полость, корыто, улей» (сравните серию названий восточноевропейских рек на Корыт-). И как удачно, что восточнославянская этнонимика уже обнаруживает образец прибавления суффикса «-ичи» к названию реки – Семичи, от Семь (Сейм). Таким образом, всё же есть некоторые основания заподозрить в «Уличах» фактических предшественников летописных Поршанъ (на всякий случай следует предупредить, что они лингвистически совершенно естественнее (Полабы, Поморяне, Рушаны, Поросье, поречье) каких-нибудь воображаемых «оршичей» или того хуже), на освободившемся, тогда допустим, после ухода «Уличей» месте (летопись сообщает, например, о размещении Ярославом на Рси пленных Лѧхов). Двойные и взаимопереводимые названия рек встречаются в бассейне Днепра: Свапа/Доброводка, Хан/Добрый Колодезь, Каменная Осмонька, Ропша/Лопанка/Лисичка, Кирявка–Биржевка «берёза», Угол/Орель. Название на Ул- могло бы обладать, предположим, парабалканским языковым тяготением (сравните ещё Олт, Альта, Днестр «другой Истр», Днепр «другой Ипр»), а Ръс- балтским (балто-славянским), хотя его ещё сравнивают с др.-инд. rs «течь, река». Однако в Верхнем Поднепровье и в Подвинье есть названия рек Улица и Улла, предполагаемого балтского происхождения.
Интерес может представлять в связи с нашей темой также архаичный и редкий (с подтверждением в Средней Германии – Aumenau) гидроним Уманка, южнее Рси, в бассейне Южного Буга, по-видимому содержащий в названии формант -мāн/-мин. Ср. рядом Тясмин, где за тюркизмом мог бы скрываться архаичный индоевропеизм «teus-(«тихий»)+мень».
Имеет ли какие-то шансы для нашего случая восточнославянский вариант юлы, на у-?
Наконец, если допустить, что БГ передает самую архаичную форму названия предполагающую [у]-носовое (в X веке их не должно было остаться или они исчезали), то реконструируемая основа [унл-] видимо должна восходить к какому-то архаичному [онл-]. Или даже допустить выпадение (следствие того же исчезновения Уличей) [н] в основе Унл- [унл-]. Благо что некий апеллятив Ун- объединяет вероятно целую серию гидронимов: приток Ирпени Унава (летописная Уновь), Aunuva в Литве, Унява на Днестре, приток Варты Unia, приток боснийской Савы Una и Унеча в Верхнем Поднепровье. (Тут можно припомнить даже античных Антов, если бы они являлись фонологической калькой к таким Ун/Он-л-ам, если не семантической. Возникает тут даже сходство с уне «лучше», унити «хотеть», единственными видимо родственниками тому же самому германскому «другу», латинской «любви», др.-индийскому vánati «желает, любит, жаждет», то есть ун- представляет собой то самое славяноязычное, наконец, развитие темы «Венедов», но правда наверное в таком случае требует объяснения последующее -л-.)
Третий кандидат на «Угол» в Причерноморье – река Ингул, как если тюркская интерпретация славизма, который был бы скорее даже уместнее под видом названия топографически идентичной Буджаку и Ангельну местности при стечении Ингула и Днепра (в древнерусское время здесь, в Низовье Днепра будет известно Олешье). Однако об обстоятельствах местопребывания здесь Славян в сколько-нибудь значимом числе, в степи, в пору расселения Мадьяр-Угров пока можно видимо только теоретизировать. На протяжении X-XI веков представительство Славян в степи-лесостепи вообще сильно поубавится, а начнётся процесс при Мадьярах. Собственно Русь и воспользуется кратким хронологическим зазором в начале X века между двумя ордами.
---------------------------------------------------------------------
Цитата: Текст трактата «Об управлении империей» сообщает, что кривитеины / кривичи живут на Днепре и сплавляют в Киев моноксилы на продажу росам…
---------------------------------------------------------------------
Я: Сообщение о Кривичах и Лендзанах, сплавляющих моноксилы словно бы даже придает их именам некоторую нарицательность. Определенная близость Вятичей и Радимичей с западным Славянством устанавливается по языковым данным, топонимике, лексике. Неразрешенным остается вопрос о времени формирования этого этнографического моста: обязан ли он целиком уже постпеньковскому времени (после распада Великой Болгарии), горизонту роменской культуры (активности на западе Франков или потом Угров) или ещё предшествующая киевская археологическая культура, непосредственный создатель пеньковско-колочинского «дуумвирата» (отношения с пражской в этом смысле у неё весьма пока гипотетические, при этом припятская часть будущего самого раннего пражского ареала (или даже по одной из версий самые ранние пражские памятники, припятские) входит в восточноевропейскую область украшений круга выемчатых эмалей, явно тесно объединяющую или почти всех, или же даже всех балто-славян, или же только всех балтов, вместе с их северным финноязычным окружением (этот круг украшений кстати, возможно во многом совпадает с общим исторически засвидетельствованным «эхом» античного этнонима Венедов)), в полной мере может претендовать на праславянскую, славянскую принадлежность? Славянская принадлежность киевской культуры казалось бы не отбирает первенства у запада на прародину «этнического Лѧшества» – и зарубинецкая, и киевская культуры обладают западными импульсами формирования и даже не разовыми вливаниями. Но правда если бы такая «этничность» («лѧдьская, лѧдх-ая»?) могла существовать столь продолжительное время. А общеславянская ареальность нарицательных понятий вокруг ляды и лядины не отменяет и возможности конвергентности, отчего и суждение летописца о «Лѧшском» якобы происхождении Вѧтичей способно ности производный оттенок, обусловленный действительно заметными современникам общими чертами этнографии Вѧтичей/Радимичей и западных Лѧхов или даже миграциями, памятью о миграциях, «с запада?, со стороны Лѧхов». Само имя Лѧхов своим буквальным нарицательным значении «новоселов», а значит и «переселенцев» подчеркивает переселенческий мотив. А антитезный, отрицающий «лѧшество» смысл имен Радимичей и Вятичей («старожилов») его в итоге лишь подтверждает, словно бы даже одна из сторон в этой словесной оппозиции была вызвана к жизни каким-то историческим идейным противостоянием (как война «Волчьего Хвоста» с Радимичами?). Тогда имя Лѧхов (в его прямом значении) могло бы быть дополнительным «аргументом», играющим на сходстве (и реальном родстве) Радимичей и Вѧтичей с западными Славянами. В тоже время как и на Западе или у Кыян без Поля, так и у переселенцев на Оке и на Соже (кстати, дославянское по происхождению названия Сожа могло у Славян отражаться в понятии сожжь «подсека») самосознание могло бы не удовлетворяться «простотой»? Лѧдян, Лѧдичей и Лѧхов и понадобилось нечто более эндонимно-«основательное», в частности местное (в имени Радимичей). Да и переселение само по себе могло повлечь изменение приоритетов, даже если «лѧшская этничность» на западе была устоявшейся, уже доисторической или же тем более. О войнах с Кривичами и Северянами, потенциальными потомками носителей киевской культуры, летопись молчит (во всяком случае какие-то «все Кривичи» ещё «призывали Русь», а следы войн на Северщине где-то после принятия Русью христианства прослеживаются археологически), но кстати их имена и не утверждают «старожильства». Интересно, что ляда могла ещё обозначать и «пар», а диалекты Поочья откуда-то в свою очередь приобрели слово дулеб-дулеп, очевидно восходящее к этнониму западных Дудлебов (от «вымороченное наследство (земля)»). Хотя бы некоторое семантическое сближение всё же есть. Как-будто снова соответствие исторических путей смыслам названий. Примечательно, что выраженная антропологическая близость, общность Славян Днепровского бассейна с Вѧтичами и Кривичами (по данным христианских могильников ингумаций) не очень ладиться с «происхождением от исторических Лѧхов», которое, что бы из себя не представляло, при таких данных должно быть тем менее «существенным», чем ближе ко времени летописца оно подразумевалось. Всё же, какие-то причины побуждали современников летописца находить и в этой антропологически сравнительно однородной среде исторические и этнографические различия.
Наверное придется обратить внимание ещё и на то обстоятельство, что сама по себе форма древнерусского этнонима Лѧхи/Лѧхове указывает на некую немалую древность понятия, поскольку с чисто формально-лингвистической точки зрения понадобилось бы некое время на эволюцию Лѧдхъ>Лѧхъ (сравните переход праславянского ruds- в славянское русъ «желт(оват)/рыж(еват)/крас(е)н(оват)»).
---------------------------------------------------------------------
Цитата: На этих территориях практически нет археологических признаков политической интеграции и ранних крупных протогородских центров, которые можно было бы связать с кривичами как единым этнополитическим объединением.
---------------------------------------------------------------------
Я: Если название речки Самбатова, впадающей в Среднюю Ловать, не позднего происхождения, эпохи христианства, то не является ли она аналогом названия «киевской крепости» Самватас-Самбатас, этимологизируемой предположим на балтском или праиндоевропейском лингвистическом материале. (Тут и так же балтоязычная по происхождению местность, болотистая низменность Руса в южном Приильменье и Волхов «Чужой» с противоположной стороны. Даже так называемое (у Греков) «происхождение росов от Франков» (когда Русь уравнивала себя с «имперскими» Франками, Греками и Хазарами посредством активного военного давления на Царьград и титула каган) можно было бы предположить интерпретацией славянских Вол(о)хов «романских народов, Франков, Французов» и вообще «чужих» и Волхова.)
---------------------------------------------------------------------
Цитата: …некая сетевая социально-родственная и / или магико-религиозная структура — «тайное общество»; «общность по джаму», т. е. искусственному родству; группа одного религиозного культа, «каста» и т. п. В пользу этого говорит этимология этнонима, «дети / потомки Криве», восходящая к наименованию балтийского жреца Krive.
---------------------------------------------------------------------
Я: Тут убедительным мог бы являться не сам персонаж полумифического характера (такой же как Кий, Радим, Вятко), сколько отнесенность читаемой в имени «кривизны» на счет «сакрального». По той например причине, что два-три века (если считать с V) Кривичи единственными у Славян практиковали насыпание курганов.
Интересно, что в довольно «уместном согласии» с такой трактовкой смысла выглядит и «неожиданное» (другие восточнославянские племена так не характеризуются) летописное выражение «все Кривичи».
---------------------------------------------------------------------
Цитата: Есть альтернативная версия, что этноним имеет славянскую этимологию и является внешним экзо-наименованием от слав. «кривь», «кривой», т. е. «иной», «неправильный» (Дмитриев С.В. К вопросу о функционировании и генезисе этнонима «кривичи» // Язычество восточных славян. Сб. научных трудов. Л., 1990. С. 143–149). Эта этимология возможна, но уступает первой по формальному признаку, т. к. формант -ичи в первую очередь — патронимический. Эта этимология тоже не противоречит нашей версии кривичей как «сетевого» объединения по магико-конфессиональному признаку, поскольку подчеркивает чуждость, «иноверие» «детей Кривды».
---------------------------------------------------------------------
Я: Но тогда совместимы ли с формальным признаком Угличи и Дреговичи? Даже если предположить, что и эти имена являются экзонимными кальками чего-то более аутентичного (например, другъ и улъ), наверное есть вероятность отыскать среди известных науке славянских этнонимов на «-ичи» надежные оттопонимические, помимо Семичей (Лендичи?). То есть судя по всему и к топографическим объектам «патронимический» суффикс прибавлялся легко, но правда только вряд ли это был «патронимический» суффикс, а скорее «собирательный» и форма единственного числа (Кривичи-Кривитин, Тверичи-Тверитин, вместо скажем Угричь, Влашичь, Гречичь, Немьцичь, Русичь) видимо как раз указывает на «собирательность». Другое дело, что внешне во множественном числе они совсем не различаемы.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам