Удалённое крепостное право 03.03.2018 15:07
Ответы на вопросы
Удалённое крепостное право
--------------------------------------------------------------------------------
«В лето 1154 … Тогдъı же приде Ростиславъ и посадиша и Къıяне в Къıєвѣ, рекуще ѥму: «Якоже брат̑ твои чтилъ Вѧчеслава такоже и тъı чти, а до твоѥго жївота твои Къıѥвъ» …
… Идущю же ѥму к Києвү нача слати Гюрги и Ст҃ославъ къ Изѧславу, велѧ ѥму ис Къıєва ити, бѣ же свѣтенъ Ст҃ославъ ѡ сѣдѣньи Изѧславли в Києве. Ѡн же не хотѧше ити ис Къıѥва, зане оулюбѣлъ ѥму Къıєвъ. Ст҃ослав же ѡста Черниговѣ, а Гюрги ста оу Моровииска. Тогдъı же посласѧ Изѧславъ к нему река: «Ци сам̑ ѥсмъ сѣлъ Къıєвѣ, посадили мѧ Къıяне» …
В лето 1157. Въıгнаша Новгородци Мстислава Гюргевича, а Ростиславича посадиша Ст҃ослава … Того же лѣт̑ Ростовци и Суждалци здумавше вси пояша Аньдрѣя, сн҃а ѥго старѣишаго и посадиша и в Ростовѣ на ѡтни столѣ и Суждали, занеже бѣ любимъ всѣми за премногую ѥго добродѣтель, юже имѧше преже к Бу҃ и ко всѣм̑ сущим̑ под нимъ.»
Из Суздальской летописи
--------------------------------------------------------------------------------
- Бог дал нам папство, так насладимся же им!
папа Лев X
--------------------------------------------------------------------------------
Заголовок интернет-статьи: О сложных взаимоотношениях князей с Ордой – и между собой
…Обратимся к суровым временам «…зависимости русских земель от ордынских ханов» – или как это теперь называется?..
Я: Не скажу как называется, но в сущности хан, или царь, как называли его сами Русские, был непосредственным собственником Русской земли и всего, что в ней находиться, частным и политарным по словам политэкономии. Это в сущности было большое «крепостное поместье» (можно назвать это «удалённым крепостным правом»), когда хозяин сидел в далёком городе, в Сарае, а «приказчик», русский князь, поставлял «оброк и барщину». Можно было бы сказать, что такая форма удалённого господства, на расстоянии должна была смягчать некоторые «острые моменты» этого господства, но факты говорят сами за себя. Первые четверть века «Ига» Ордынцы чувствовали себя на Руси просто «как у себя дома» (целое поколение за это время выросло и даже начало стареть), с конца XIII века Орда в отношении управления Русскими делами стала предпочитать форму «дилерства» князей, так что когда в 1327 году в Твери один Ордынец вознамерится отобрать коня у дьякона Дудко, горожане возмутятся и поднимется восстание, жестоко подавленное совместными усилиями Орды и Москвы. Куликовскую битву снова в общем предопределила длительная отвычка Русских от «тягот барщины» (не считая конечно «выхода»), люди перестали бояться Орды, однако, последовавший через два года разгром Москвы Тохтамышем на несколько десятилетий восстановил статус-кво. Впоследствии, когда к концу XV века в Московской Руси сформируется система централизованного управления опирающаяся на поместное дворянство, великие князья Московские самочинно приберут к рукам царские полномочия, что вызовет естественное недовольство хана Ахмата и все последующие события. Переждав потенциально опасную дату гипотетического Конца Света (1492), Московские государи начнут облекать свою власть юридически, в соответствующие словопонятия. Потом Иван Грозный, удостоверившись в собственной вседозволенности, покажет всем «кузькину мать» (А жаловати есмя своих холопей волны, а и казнити волны же есми были), потом Пётр I (наверно если бы кто-нибудь поинтересовался с дуру вслух и в присутствии Петра, «кто в России «государство»?», то скорее всего получил бы в ответ от Петра просто кулаком по уху, и со словом «Дурак!», а то и шутовской колпак, на потеху остальным «дворянам»), потом Хрущев за границей.
До Монголов Русская земля была, строго говоря, …ничей. Объясняется это бытованием на Руси архаичной традиции общинного самоуправления, тысяча-сотенной организации земель-волостей-княжений при одновременном отсутствии какой-либо существенной служебно-административной альтернативы земскому самоуправлению. При том что князья воспринимались традиционными и ответственными главами земель, главами той или иной тысячи-дружины-веча-ополчения, где ярко, в зависимости от размеров города, мог выделятся слой городского патрициата, местных бояр, при том что князья могли договариваться меж собой о распределении столов, где кому из них княжить, последнее слово в таких делах оставалось де-факто за общинами. И судя по всему в истории любого сколько-нибудь крупного древнерусского города можно обнаружить хотя бы одни эпизод, когда город «посылал» чем-то непонравившегося ей князя, а некоторые точно делали это неоднократно. И суть в том в распоряжении князей на Руси не было собственных, внутренних ресурсов, чтобы как-то воспрепятствовать народному волеизъявлению. Именно поэтому особенно амбициозные князья в таких случаях прибегали к посторонней помощи других городов, Половцев, Ляхов, Угров, но опять-таки большой выгоды князю от какой-то мести городу, объективно более сильному оппоненту не было. С формальной точки зрения земля на Руси была, образно выражаясь, «государственной», а в понятиях древнерусского языка и социально-экономического строя «земской» и «общественной», князья же при благоприятных для них обстоятельствах, как главы «правительств», могли ею распоряжаться. При том что не было альтернативы институту князя как таковому, альтернативу тому или иному конкретному князю всегда можно было найти, потому не много в истории Руси примеров, когда бы отец и сын княжили где-либо один за другим беспрерывно, но даже в таких случаях формально княжеская власть оставалась выборной, город, община утверждала князя, сажала на столе. С Монголами ситуация радикальным образом изменилась, хотя собственная внутренняя и отдельная от общества, связанная нитями личных обязательств с князем структура, необходимая для навязывания обществу своей воли и обеспечивающая реальной силой заявление прав на собственность, унаследованных в данном случае от права ханов как завоевателей, сложится далеко не сразу, в XV веке. А прочное идейно-правовое обоснование и восприятие в общественной среде феномена власти-собственности сформируется и того позднее (Иван Грозный впервые во всей полноте, всласть употребит «царские полномочия»), поэтому Ивану III ещё было проще бросить в поруб новгородских послов, задающих неудобные для русского менталитета вопросы «по какой старине?», то есть на каком основании, на каких условиях тот собирается ими управлять, нежели прямо ответь им на вопрос.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам