Пограничное мышление 02.03.2018 16:36
Ответы на вопросы
Пограничное мышление
--------------------------------------------------------------------------------
В лѣто 1280 … Посем же Левъ восхотѣ собѣ части в землѣ Лѧдьскои, города на въкраини. Еха к Ногаеви ѡканьномоу проклѧтомоу, помочи собѣ просѧ оу него на Лѧхъı. Ѡнъ же да емоу помочь ѡканьнаго Кончака и Козѣя и Коубатана. Зимѣ же приспѣвши, и тако поидоша: Левъ радъ поиде с Татаръı и со сн҃мъ своимъ Юрьемь, а Мьстиславъ и Володимеръ сн҃ъ Мьстиславль Данило и поидоша неволею Татарьскою. И тако поидоша вси ко Соудомирю. И пришедше к Соудомирю и поидоша на ѡноу стороноу рѣкы Вислъı…
В лѣто 1282 … И воспомѧноу Володимѣръ, ѡже преже того Лестко пославъ Люблинѣць, взѧлъ бѧшеть оу него село на въкраиници именемь Воинь, и напоминасѧ емоу Володимиръ ѡ томь много, абы емоу воротилъ челѧдь. Ѡнъ же не вороти емоу челѧди его. За се же посла на нь Литвоу, и воеваша ѡколо Люблина и поимаша челѧди множьство и ѡполонившесѧ и тако поидоша назадъ с чс̑тью …
Из Галицко-Волынской летописи XIII века (в составе Ипатьевского списка-летописи 1420-х годов)
--------------------------------------------------------------------------------
Заголовок интернет-заметки (serjio_pereira): Отсутствие системного мышления у расиян
… Забудьте всю эту далекую историю - Катьку, Хрущева, греков, османов... Не надо так далеко ходить. Россия сама отказалась от Крыма при распаде СССР. И утвердила это конституционно, то есть прописала в собственной Конституции (которую после аннексии пришлось срочно править). Почти четверть столетия Крым принадлежал Украине …
Я: Какие Катьки, Греки и Османы? «Национал-пограничников» до Кагановича на планете в природе не существовало. Русская Украйна от Мурома до Умани XVII-ого века являлась «старинной украиной Русской земли», самой значительной, важной из всех русских украин. «Нерусскую Украину без Русских людей и с этно-пограничниками» придумали впервые в XIX веке внешние наблюдатели, соседи, политические соперники царской России, в том числе и Большевики, отрицавшие реалии царствования предшествующей династии, как Павел I отрицал достижения своей матушки. Отечественные ученые-лингвисты в том же XIX веке, ни о чем таком плохом не думая, для своих сугубо ученых нужд составляли карту наречий, говоров и диалектов русского языка и кроме прочих малорусских говоров (полесского, червоно-русского, русинского) ввели и термин украинский. А уже потом одни быдлы придумали называть других быдалей «по-научному». Почему быдло согласилось? На то оно и быдло, кто бы его спрашивал, крепостному быдлу и уж тем более политарно-крепостному необычайно трудно быть настоящим «народом», «народ» в таких авторитарно-тоталитарных условиях съёживается до арела обитания свободолюбивых мыслей образованных людей (тех, кто «далеко ходит», в «далёкую историю», то есть знает, что было до их рождения), не занятых на какой-либо «барщине».
Украина – это как раз то самое «место, которое находится далеко, вдали от центра, середины, у края». И парадокс новейшей «Нерусской украины» заключается в том, что настоящие русские патриоты, Русские люди (такие как Б.Хмельницкий), впервые заговорившие об «Украине», как раз и имели ввиду «украинство Русского мира вблизи географии Дикого поля», «Русской украины» ради, «крайней части Русского мира» это было однажды сделано. Естественно, обязательно когда-то была «малая» Русская земля, из Киева, Чернигова и Переяславля, но прошли века, Русскими стали мнить себя люди от Карпат до Белого моря, лесостепь с XIII по XV века в силу известных обстоятельств пустовала. Украина – «технологический (самоговорящий) экзоним», но Русских людей это не смущало, они знали, что к чему прилагается, выдавать с бесстыжими, отмороженными глазами древнерусскую украину за польское «отечество», краину, они бы не стали. «Стародавность украины Дикого поля», растянувшейся от Мурома до Умани, на правобережье Оки и левобережье Десны, за Росью, коррелирует с появлением в старорусском языке слова украинцы, как бы на смену древнерусскому украиняне (и с тенденцией опрощения? (Ляхове – украиняне, а свои местные ребята, давно и хорошо знакомые – украинци)), хотя между синонимами отношение кажется может быть вполне чисто внутри лингвистическим, лингво-хронологическим (активизация словообразования с суффиксом «места» -ц (географический термин про «обитателей пограничья» наверное в этом плане иллюстративен (сравните ещё, «российцы» в XVIII веке)) – в древнерусском этот суффикс встречался реже (и чаще в «местных регионализмах» (Пищанцы, Черниговцы, Новгородцы, Суздальцы, Волынцы и пр.), нежели в этнонимах (Веньдици «Венецианцы», Тиверьци, Половьци)), раньше Славяне предпочитали катойконимы на -ане/-яне, -ичи). Правда в имеющейся большой лакуне между ними очень сравнительно популярны были в XIV-XVI и XVII веках украинники, кажется немного более по «административно-военному», или «профессионально» акцентированные, и как раз в эпоху роста «централизованных» государств. Просто «обитатели приграничья» термин вообще сам по себе мало востребованный в общей языковой практике, потому, а также может в силу того что книги на Руси сгорали вместе с деревянной архитектурой, легко подверженной возгоранию даже в мирное время, не говоря уже о войнах, украиняне в древнерусском языке оказались гапаксом – статья за 1268 год списка летописи 1420-х годов. Примечательно, что и украинцы впервые появляются в письменности в 1590-х годах, уже в фамилии пронских дворян Украинцовых. Середина периода между двумя датами не так далека от первых дошедших упоминаний «украины за Окой» от 1490-х годов. «Лета 7000-го году… Тово же году приходили Тотаровя на украину на Олексинские места и воевали по Вошане реке.» – из Разрядной книги. «А что наши села въ Мордвѣ на Цнѣ и на Украйнѣ…» – из договорной грамоты великого князя Рязанского Ивана с братом Фёдором от 1496 года. (Сравните как «росиане» (1524) появляются вслед за самой первой «Росией» в русской летописи (начало 1480-х). (Надо наверно каждый раз напоминать, что «появление российской терминологии» совсем не равнозначно официальному! («Рос(с)ийское царство/государство» с конца XVI века, «Росия» в 1654 году) «появлению России». Самым «российским» в истории Отечества был XVIII век (обогнал его только век династии Ельциных), однако многомилионный и малограмотный Русский народ естественно про «россиян» и всё «российское» знал только понаслышке, а книжно-учёную «Рос(с)ию» усвоил под именем Расея. Тогда как для подсчёта случаев «российства» до конца XVI века (книжники, церковники щеголяли знанием византийского экзонима Руси (почившей в первой половине XV века Византии, «Второго Рима»)) хватило бы пальцев на руках, тонувших в море «Русской» терминологии.)) Родословная Украинцовых от 1694 года возводила их к дворянину середины XVI века Фёдору Андрееву по прозвищу Украинец, чей отец был испомещен на искомой «Украине».
Русь ведь то же с формальной точки зрения «экзоним», это скандинавизм по-славянски, в морфологии славянского языка, славизм о скандинавах, это rūþ с точки зрения Славян, хотя и подходящий перевод (дружина) Русь и Новгородцы (что тоже как бы от Варягов) до нас донесли. Однако обстоятельства существования Руси (Свеев прежде всего) в Восточной Европе были таковы, так давно они гостили, путешествовали по «Русскому пути» сквозь «славянское море», что в общем-то по большому счёту эти откровенные Норманны с их махровыми германскими именами были «вынуждены» приспосабливаться к местным социальным и культурным условиям, выказывать лояльность местным аборигенам, в форме, скажем, почитания местных богов и знания славянского койне (один из двух славянских омонимов к названию Руси – русъ-русыи мог бы даже служить эвфемизмом «человека»), усвоить вроде бы как бы свой славянский экзоним (вместо Гардр-Гардар («Укрепления»), Гардарики («Страна городов»), Хольмгардр-Хольмгардар, которые тоже могли бы быть «спровоцированы» славянскими же Городом или городами (видимо и Словенский Новъгородъ тоже, по аналогии с Русью, представляет собой «историческую сумму» «призвания Варягов», а самый скандинавский древнерусский город – Ладога – уже Альдейгьюборг (собственно Ладога и происходит от этого скандинавизма (полезно обратить внимание на спектр значений славизма ladъ, представленный в ЭССЯ, в котором в частности есть «порядок»))), вместо «Великой Свитьод»). Ни о каком «завоевании» Русью, горсткой скандинавов Славян речи быть не может, прежде чем получить возможность «завоёвывать», Русь должна была обзавестись к середине X века собственной местной «землей», «Русской землёй» (на большом перекрестке, который и прежде контролировал кто-нибудь из наиболее сильных, отчего крупные славянские археологические культуры того времени не приседали вплотную к лесостепной части Днепра), со своими князьями, стать одной из славянских земель, более менее или вполне уже славянской. Начнётся процесс с выживания Уличей, видимо из Поросья (быть может «Ул-ъ/ь» – другое название летописной Рси (и ещё раз, древнерусская Ръсь в будущем могла стать только Росью, а архаичный, фонологически вокалоцентрический древнерусский (восточнославянский, древнеславянский, праславянский) язык до XII века, по крайней мере, жестко различал гласные, и гласные разного в славянском языке происхождения [у] и [о] (по той же причине древняя Русь не могла себя смешивать с грецизмом Ῥῶς «Рос» (русская письменность семь столетий демонстративно-упорно «игнорировала» адекватных грецизму «Рос(с)ов» (бессуффиксная этнонимика (Руси (Русь), Чехи (Чехове), Ляхи (Ляхове, Лядичи, Лядхане), Хрваты, Пруси, Варяги, Свеи, Гъты (Гътяне), Обры, Дулебы, Болгары, Козары, Угры, Греки) для славянского языка вообще мало характерна (и в том числе из-за естественного «недоразумения» с «туманами»?, отчего кстати первые Руссы и Россы появляются орфографически правильными, с двойным -сс- (такое исключение как Сербы, действительно потенциально способное обладать очень архаичными собственно славянскими этимологическими корнями с длинным рядом перевоплощений («грудной младенец» > «молочный брат» > «брат» > «союзник», откуда пасерб, сербиться), обнаруживает и вариант Сер(е)бь, при том что по некоторым данным (тоже балканским) собирательная форма этнонима на -ь могла бы быть когда-то присуща и славянским эндонимам, хотя впрочем, как очевидно, ко времени рождения древней Руси именно эта собирательная морфология (не в пример собирательным на -а (Болгаря)) применялась к названиям неславянских племен, причем возможно активно в пределах только псковско-новгородско-кривичского диалекта (гридь), потому в древнерусском! Сер(е)бь легче усмотреть новообразование, книжную аналогию к Русь, подобную явно книжному Скуфь (реконструируют также раннеславянское Слави)))), ассимиляция у Русских книжников корня греческого слова «Росия» (например, в очень раритетном слове «росский») произойдет уже много после подачи Максимом Греком «Росиан»!)))), войны с Деревлянами. В итоге неудивительно, что Русь «удачно» созвучна целому ряду и германских, и славянских (да и не только быть можеть) понятий, омонимов, указывающих таким образом на чёткую эндонимную, эгоцентричную позицию. Понятие оказывается и антропо-, социоморфно (о коллективе людей), и идеоёмко в сравнении с древней топографичностью «поля», «дерева», «ляды», «угла». В первом же договоре Руси с Греками, подлинной зримой точке отчёта цивилизации и «государственности» (не в пример совершенно надуманному 862 году), мы, Русь заявлено словно манифест (тексты договоров в Повести ВЛ представляет собой переводы с греческих противней (русские, на каком бы письменном языке они не были записаны, к тому времени не сохранились), где стояло соответственно Ῥῶς, кстати! (с омегой, как в имени Ѡлегъ), но вряд ли скандинавы уже на протяжении как минимум Эпохи Викингов, полтора столетия к тому времени, говорили со Славянами на греческом).
Какое-то оно противное это «Административно-географическое ничтожество с большой буквы и без имени». Неужели и в правду существуют сознательные «этно-пограничники»? Или это какая-нибудь кремлядь-путинист изображает из себя олигофрена, подзадоривает расиян.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам