И землю глаголють материю 13.02.2016 14:27
Заметки на полях прочитанного (В. Я. Петрухин, «К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ»)
… и землю глаголють материю …
Рискну предложить атрибуцию образа «маски» (узорная накладка ножен из Ольденбурга) в обрамлении конских протом, дополненной длинным телом, с ногами, соприкасающимся валетообразно стопами с мужским персонажем (видимо небожителем), как матери (сырой) земли, Макоши(?), Черевы(?), на которой обитают люди (черевяне Баварского Географа) и звери.
Возможно, такое гендерное распределение земли и неба являлось характерной особенностью индоевропейской патриархальной (и может быть уже в чем-то «жреческой») идеологической «революции». В более может быть архаичных картинах мифологического мира расселение божественной пары оказывалось предпочтительно противоположным, небо принадлежало корове, лосихе, медведице и на землю падали оленьки.
По-видимому, «размен квартирами» мужского и женского персонажей привел к возникновению своеобразной «путаницы» в виде двух обиталищ умерших – под землей, с вариантом «за водой» (Аид, Хель) и на небе (Рай, Вальхалла) – одному из которых в тех или иных локальных обстоятельствах формирования духовных конструкций мироздания отдавалось предпочтение.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам