@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

И землю глаголють материю 13.02.2016 14:27

Заметки на полях прочитанного (В. Я. Петрухин, «К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ В СЛА­ВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ»)

 

… и землю глаголють материю …

 

Рискну предложить атрибуцию образа «маски» (узорная накладка ножен из Ольденбурга) в об­рамлении конских протом, дополненной длинным телом, с ногами, соприкасаю­щимся валетообразно стопами с мужским пер­сона­жем (видимо небожите­лем), как матери (сырой) земли, Ма­коши(?), Черевы(?), на которой обитают люди (черевяне Баварского Географа) и звери.

Возможно, такое ген­дерное распределение земли и неба являлось характерной особенностью индоевропейской пат­риархальной (и может быть уже в чем-то «жреческой») идеологи­ческой «революции». В более может быть архаич­ных кар­тинах мифологического мира расселе­ние божест­венной пары оказывалось предпочтительно про­тивополож­ным, небо принадлежало корове, лосихе, медве­дице и на землю падали оленьки.

По-видимому, «размен квартирами» мужского и жен­ского персонажей привел к возникновению своеобразной «путаницы» в виде двух обиталищ умерших – под землей, с вариантом «за водой» (Аид, Хель) и на небе (Рай, Валь­халла) – одному из которых в тех или иных локальных об­стоятельствах формирования духовных конструкций миро­здания отдава­лось предпочтение.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам