Прижизненный портрет святой блаженной Ксении Петербургской. 10.03.2021 16:31
Прижизненный портрет святой блаженной Ксении Петербургской.
Очень многие люди почитают эту удивительную святую, многие имеют дома ее икону. Как она выглядела при жизни мы воспринимаем через ее иконный образ. Однако относительно совсем недавно был обнаружен Ее портрет.
⠀
Написанный маслом прижизненный портрет Ксении Петербургской обнаружили в фондах Эрмитажа. Удивительно то, что он там находился уже давно, но обратили внимание на него только в наши дни. Так ждал своего часа портрет Ксении с 1930 года. Постепенно восстановили и историю появления портрета в хранилища Эрмитажа и историю самого портрета.
⠀
В результате лабораторных исследований выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века. В слое краски обнаружили копоть. Из этого сделали вывод, что портрет очень почитали, и перед ним горела свеча. Значит блаженной молились задолго до официального прославления в 1988 году.
⠀
Если судить по манере исполнения, то портрет прижизненный, а не восстановлен по памяти. Художник был знаком со святой и сделал набросок с натуры.
⠀
До самой революции портрет находился в одном из храмов на Смоленском кладбище в Санкт- Петербурге: либо в храме Смоленской иконы Божией Матери, который помогала строить сама Ксения, либо в часовне на ее могилке.
После революции все художественные ценности из храма были изъяты, с ними оказался и этот портрет. Он попал в Русский музей, а оттуда в 1930 г. передан в Эрмитаж.
На обратной стороне портрета, но не на холсте, а на картонке, было чётко написано, когда и где портрет был изъят и кто на нём изображён: «Ксения Блаженная. Достав. Смоленское кладб. Морозовым 26/IX 1930 г.». Речь тут о Фёдоре Михайловиче Морозове – известном искусствоведе, который до революции был послушником в Александро-Невской лавре. В советское время он, как большой знаток петербургских художественных ценностей, участвовал в комиссиях, которые должны были собирать экспонаты в музеи – попросту спасали, как это было с портретом блаженной Ксении.
Это ведь не художественный шедевр, но очень значимый, интересный исторический памятник. А оценить насколько значим и ценен этот портрет мог лишь верующий человек.
Нашли портрет во время инвентаризации в Эрмитаже, когда просматривали фонды Русского отдела и обратили внимание на надпись Морозова, сделанную почти девяносто лет назад. До войны, когда картина попала в Эрмитаж, имя Ксении Блаженной было запрещено. Поэтому в каталоге Эрмитажа, в карточке, не стали упоминать, кто изображён на портрете, хотя знали. Написали: «Портрет Ксении Григорьевой». Почему Григорьевой? Потому что у неё отчество было Григорьевна.
Картина была впервые представлена широкой аудитории в 2017-2018 гг. в филиале Эрмитажа в «Старая деревня», где находится и сейчас.
Конечно, это радостная и значимая находка. Раньше никто не мог представить, как выглядела блаженная Ксения Петербургская.
Теперь мы можем вглядеться в ее лицо: в нем доброта, строгость, смирение.
Чем больше вглядываешься в лицо, тем сильнее духовный контакт с этим человеком. Вы чувствуете его святость.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам