“Третья волна” (The Third Wave) – краткий обзор книги
Третья волна рассказывает об истории интернета и о том, как он скоро проникнет во все сферы нашей жизни, а также о том, что нужно предпринимателям, чтобы использовать эту мегатенденцию и процветать в омни-коннектном, всегда-онлайн мире.
Лучшие книги неподвластны времени. Вы можете читать их сейчас, через 100 лет или представить, что подарите их кому-то в 1542 году, и они будут одинаково ценны для читателя. Другие же нуждаются в обновлении через несколько десятилетий – или в полном переписывании. В этом случае Стив Кейс поступил именно так. «Третья волна» – это «переработка» одноимённой книги Элвина Тоффлера 1980 года.
Тогда Тоффлер описал три исторические волны того, как цивилизация развивалась до этого момента. Первая – заселение и формирование сельскохозяйственного общества, переход от охотничье-собирательской структуры. Вторая – индустриальная эпоха с современной нуклеарной семьёй в центре, обеспечивающей массовость всего (распределение, потребление, СМИ, развлечения, образование). Третья волна связана с переходом в информационную эпоху, когда знания стали превалировать над материальными предметами в плане ценности.
С момента появления Интернета волны приходят все быстрее, но каждый раз оказываются столь же разрушительными. Стив Кейс рассматривает появление подключённого мира и объясняет, что принесёт третья волна интернет-эпохи и как вы можете извлечь из неё выгоду.
Вот 3 урока из «Третьей волны»:
- Интернет скоро пронижет все на этой планете.
- Чтобы процветать в мире Третьей волны, вы должны принять срыв.
- Сотрудничайте с представителями Второй волны, чтобы добиться успеха.
Готовы к революции? Давайте займёмся Третьей волной!
Скоро все на этой планете будет в сети, благодаря Интернету вещей.
Для начала кратко расскажем о трёх волнах эпохи Интернета. Первая волна началась в 90-х годах с появлением интернета.
То, что началось как проект Министерства обороны США в конце 1960-х годов (первая сеть из пятнадцати компьютеров, объединённых в сеть под названием ARPANET) и постепенно привело к стандартизированным наборам протоколов (так называемый TCP/IP), в конце концов достигло прорыва в швейцарском исследовательском центре CERN в 1990 году, когда Тим Бернерс-Ли разработал инструменты для работы в Интернете: первый веб-браузер (так называемый WorldWideWeb), HTML и HTTP. С тех пор AOL, IBM и множество других компаний приложили немало усилий, чтобы распространить оборудование и технологии, а также убедить людей в том, что интернет полезен.
Медленно просачиваясь к широкой публике после 1995 года, Вторая волна по-настоящему разразилась в начале 2000-х, когда Google, Amazon, Ebay, Facebook* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) начали менять нашу повседневную жизнь. Затем смартфоны дали нам доступ к Интернету везде и всегда, что поставило нас на грань Третьей волны.
Эта последняя волна будет сформирована Интернетом вещей, в котором связь неограниченна: автомобили, дома, города, природа . Ваш диван сможет разговаривать с книжной полкой, холодильник – с продуктовым магазином, автомобиль – с тем, кто едет рядом с вами, а поле – с комбайном.
Чтобы добиться успеха в мире Третьей волны, нужно быть готовым к большим, внезапным переменам и даже разрушить себя.
Это изменит все. Возможности будут безграничны. Это означает, что многие старые решения устареют – и это нормально. На самом деле, если вы будете слишком заняты, пытаясь сохранить статус-кво, вы пойдёте ко дну вместе с ним.
Возьмём, к примеру, компанию John Deere. Более 20 лет они работали над самонаводящимися тракторами и комбайнами с использованием GPS и спутниковых технологий. Нередко большие земельные и сельскохозяйственные машины передвигаются сами по себе, а фермер сидит дома и лишь изредка контролирует ситуацию с помощью портативного устройства.
Очень похоже на самоуправляемые автомобили, да? Представьте, как далеко мы продвинулись бы по этому пути, если бы John Deere лицензировала и продала свою технологию много лет назад, а не ждала, пока Google, Apple и Tesla отнимут у них этот пирог.
Но саморазрушение трудно принять и ещё труднее принять . Apple было нелегко распрощаться с успехом iPod, но iPhone был правильным следующим шагом. То же самое с iPad и макбуками. Так же как Amazon смирился с продажей устройств для чтения электронных книг, несмотря на то, что является крупнейшим продавцом физических книг в мире.
Трудно с каждым днём отказываться от своего мировоззрения и сомневаться во всем, что вы знаете, но принять перемены и позволить им произойти – единственный способ процветать в Третьей волне.
Сотрудничество с успешными компаниями Второй волны поможет вам добиться успеха.
Особенно коварная часть срыва заключается в том, что он часто происходит незаметно, и не успеешь оглянуться, как он уже становится новым статус-кво. Как это происходит? Обычно благодаря партнерству.
Победители завтрашнего дня должны сотрудничать с победителями вчерашнего дня .
Например, Apple сначала пришлось сотрудничать со звукозаписывающими лейблами, чтобы представить в iTunes музыку в загружаемых форматах. Это был безрисковый тест для звукозаписывающих лейблов, чтобы проверить, будет ли музыка продаваться в Интернете, и теперь Apple была на музыкальном рынке. Аналогичным образом Google заключил сделку с Yahoo!, более старым пионером Интернета, в 2000 году, чтобы предоставлять им поисковые услуги.
Как раньше книгоиздатели и звукозаписывающие лейблы были привратниками, так и сейчас Amazon и Google могут оказать огромное положительное или отрицательное влияние на ваш проект «третьей волны», поэтому рассмотрите возможность сотрудничества с победителями прошлого, чтобы процветать в будущем.
Для меня, как носителя цифровых технологий, этот процесс кажется почти естественным. Я не удивлюсь, если узнаю, что А теперь соединён с Б или что мой холодильник теперь знает, когда заказывать молоко, но если вы не миллениал, это быстро введёт вас в курс дела! «Третья волна» – хорошая книга, которая поможет вам жить в настоящем и видеть мир таким, какой он есть.
Кому бы я порекомендовал книгу «Третьей волны»?
23-летним молодым людям с амбициями открыть онлайн-компанию, 40-летним, которые были рядом, когда интернет только зарождался, но чувствуют, что история пролетела мимо них, и всем, кому трудно признать, что то, что они делают, возможно, больше не работает.
“Эффект теломер” (The Telomere Effect) – краткий обзор книги
“Экономика благодарности” (The Thank You Economy) – краткий обзор книги
“Третья дверь” (The Third Door) – краткий обзор книги
“Переломный момент” (The Tipping Point) – краткий обзор книги
“Обратная сторона иррациональности” (The Upside Of Irrationality) – краткий обзор книги