“Подсолнух” (The Sunflower) – краткий обзор книги

Книги 23

«Подсолнух» рассказывает о пережившем Холокост Симоне Визентале, когда ему пришлось сделать трудный выбор – прощать или нет, и исследует более 50 различных точек зрения на прощение от людей с различными религиозными, культурными и этническими корнями.

Вот двухступенчатое решение проблемы, когда экстремальные, националистические, правые политические партии набирают слишком большую силу и в итоге становятся во главе страны и приводят ее к отчаянию:

  1. Послать каждому члену партии книгу, написанную любым человеком, пережившим Холокост.
  2. Заставить их прочитать ее от начала до конца.

Это сразу же заставит их заткнуться и, скорее всего, они больше никогда не подумают о том, чтобы голосовать за нацистскую партию. Эта книга в мигалках – не исключение. От одного только чтения о некоторых невообразимых зверствах у меня по позвоночнику бегут мурашки.

Но «Подсолнух» – это не книга о терроре. Подсолнух» – это книга о прощении и невероятно сложных вопросах, которые с ним связаны. Когда умирающий нацистский солдат попросил у автора, Симона Визенталя, прощения, тот промолчал, просто выслушал и ничего не сказал, что отправило его в путешествие длиною в жизнь, чтобы узнать как можно больше разных точек зрения на прощение.

Вот 3 самых важных урока из этой книги:

  1. Люди, выступающие против прощения, часто основывают свои доводы на религии и свободе выбора.
  2. Сильным аргументом в пользу прощения является то, что оно полезно не только для прощённого, но и для прощающего.
  3. Невозможно прожить жизнь с одной, фиксированной точкой зрения на прощение. Вы должны постоянно задавать вопросы.

Давайте проявим наше уважение к Симону Визенталю, продолжая его уроки!

Аргументы против прощения подкрепляются религией и нашей свободой делать выбор.

Представьте, что ваша девушка или парень изменили вам. Вы расстаётесь с ним, когда узнаете об этом, потому что считаете, что изменять нельзя. Однако есть два способа разыграть разрыв:

  1. Простить их, жить дальше и оставаться хорошими, если не близкими друзьями.
  2. Сказать им, чтобы они отвалили, и что вы больше никогда не хотите их видеть.

Подумайте о трёх своих ближайших друзьях. На какой из двух вариантов они бы указали вам, если бы вы попросили у них совета?

Те, кто сказал бы вам, что второй вариант – правильный выбор, скорее всего, основывали бы свои аргументы на одной из двух вещей: религии и/или нашей свободе выбора .

Например, в иудаизме Бог прощает только тех, кого простила жертва их злобных действий. Однако из этого автоматически следует, что убийство никак не может быть прощено Богом (потому что жертва мертва и, следовательно, не может простить убийцу). Таким образом, в некоторых религиях есть случаи, когда прощение невозможно по определению.

Во-вторых, в случае с Карлом Зайдлем, нацистским солдатом, который попросил у Визенталя прощения за участие в убийстве более 300 евреев, он решил следовать полученным приказам – которым он мог не подчиниться (и, скорее всего, даже не понести за это сурового наказания).

Если вы думаете, что ваш партнёр полностью осознавал последствия своих действий, но все равно решил изменить, вам будет очень трудно его простить…

Лучший аргумент в пользу прощения – это то, что оно исцеляет и прощающего, и прощенного.

…но есть и другая сторона. Есть также несколько сильных аргументов в пользу прощения.

Например, что не все люди одинаково ответственны в разных ситуациях. Зайдль, например, в основном выполнял приказы, а не отдавал их, что все равно плохо, но не так ужасно, как планы, которые нацистские кукловоды придумывали, а затем приказывали другим исполнять.

Ещё одна веская причина простить своего неверного бывшего партнёра по преступлению заключается в том, что простить и забыть – две разные вещи. Если вы простили его, это не значит, что вы автоматически должны делать вид, что ничего не произошло.

Но самая главная причина для прощения, безусловно, заключается в том, что это исцеляет не только того, кто прощает, но и того, кто прощает .

Если кто-то действительно сожалеет и чувствует себя виноватым, как ещё можно превратить его страдания в нечто положительное? Не только это, но и то, что прощение – единственный способ отпустить свой собственный гнев, ненависть и обиду. В противном случае вы просто будете держать их в себе вечно, а мы знаем , что из этого не вырастет ничего хорошего.

Не существует универсального подхода к прощению, поэтому вы должны постоянно задавать себе вопросы об этом.

Как видите, на вопрос, прощать или нет, ответить непросто, и на самом деле нельзя просто ответить на него один раз и на всю жизнь. Так не бывает.

Мне нравится вывод этой книги – что никакого вывода вообще нет. Самое важное, что Визенталь узнал о прощении, – это то, что существует множество различных точек зрения на него, что делает необходимым постоянно задавать вопросы о нем .

Почему хорошие люди совершают плохие поступки? Как общество может терпеть ужасные поступки в масштабах? Отличается ли чувство вины для отдельных людей от чувства вины для групп? Где грань?

Иногда на некоторые из них невозможно будет ответить, и, возможно, так и должно быть, потому что всякий раз, когда мы не можем смириться с нашими решениями, мы продолжаем задавать вопросы, учиться и пытаться сделать лучше в следующий раз.

Вся человеческая жизнь и ее уроки, сжатые до пары сотен страниц. «Подсолнух» – одна из тех книг, которые заставляют меня благоговеть перед силой чтения. Спасибо, мистер Визенталь, что оставили после себя такое наследие.

Кому бы я порекомендовал книгу «Подсолнуха»?

16-летнему подростку, которого только что бросила его первая девушка, 32-летней матери-беженке, которая полна мыслей о ненависти и мести к силам, вынудившим ее покинуть свою страну, и всем, кто размышляет о том, кого он не простил, когда у него был шанс.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock