“Все очевидно” (Everything Is Obvious) – краткий обзор книги
Все очевидно показывает, что здравый смысл не так надёжен, как вы думаете, потому что он часто подводит нас, помогая делать прогнозы, и как вы можете изменить способ, которым вы или ваша компания принимаете решения, используя более научные, статистически обоснованные методы.
Дункан Дж. Уоттс – главный исследователь в Microsoft Research, изучающий социальные явления в онлайн-мире. Он наиболее известен тем, что повторил эксперимент Стэнли Милгрэма, проведённый в 1960-х годах, который называется эксперимент «маленький мир» .
Милгрэм разослал 300 писем случайным людям в США, каждое из которых должно было быть переправлено одному и тому же человеку в Бостоне. Участники получали описание того, кому предназначалось письмо, и им предлагалось передать его. Если они не знали Алису, то должны были просто передать письмо тому, кто, по их мнению, мог бы стать шагом в правильном направлении.
Как выяснилось, в среднем требовалось всего шесть связей, что говорит о том, что большинство людей в США были связаны максимум через шесть человек. Вы можете знать это как «шесть степеней разделения». В 2003 году Уоттс повторил этот эксперимент с 60 000 человек из 166 стран и 24 000 цепочек электронной почты, пролив новый свет на этот вопрос, но подтвердив теорию шести степеней.
Могли бы вы подумать, что нужно всего шесть человек, чтобы достучаться до любого человека в мире? Не совсем здравый смысл, не так ли? Именно такие явления Уоттс исследует в этой книге.
Вот 3 урока из книги Все очевидно :
- Здравый смысл не учитывает когнитивные предубеждения, что делает его ненадежным.
- Сосредоточьтесь на настоящем и реагируйте, а не пытайтесь предсказать будущее.
- Постройте необычный смысл с помощью научного метода, чтобы принимать лучшие решения.
Готовы узнать, почему здравый смысл не является ни здравым, ни полезным? Давайте перепрограммируем вашу программу принятия решений!
Если вы полагаетесь на здравый смысл, вы не учитываете когнитивные предубеждения.
Я – донор органов. У меня в бумажнике есть маленькая бумажная карточка, на которой я поставил несколько галочек и подписал своё имя. В случае моей смерти (подтверждённой медицинскими фактами) врачи могут извлечь мою печень, лёгкие или сердце и отдать их кому-то другому, если это поможет ему.
Эта маленькая карточка делает меня исключением, потому что здесь, в Германии, только 12% людей ежегодно соглашаются стать донорами органов. А вот наши австрийские соседи могут похвастаться ошеломляющим показателем в 99,9% доноров органов. Как, черт возьми, такое вообще возможно?
Все просто: В Австрии быть донором органов можно по умолчанию. Вам не нужно получать карточку, и вам не нужно отказываться. Только если вы отказываетесь, вы не являетесь донором органов, а не наоборот.
Придерживаться умолчаний – одно из предубеждений, действующих в процессе принятия решений, которые делают неустойчивой опору на здравый смысл. Двумя другими, но похожими предубеждениями являются прайминг и якорение .
Прайминг означает воздействие на вас определённых стимулов, чтобы повлиять на ваши последующие решения. Например, если вы прочитаете длинный текст о пожилых людях, включающий такие слова, как «медленный», «хрупкий», «вялый», «застойный» и «нерасторопный», то, скорее всего, после этого вы будете ходить гораздо медленнее. Это как в том анекдоте: Заставьте друга сказать «молоко» десять раз подряд, а потом спросите его, что пьёт корова (ответ – воду, кстати).
Якорение похоже на предубеждение по умолчанию: Когда я говорю вам, что «предполагаемое» пожертвование на мою благотворительность составляет 50 долларов, вы, скорее всего, согласитесь на сумму, близкую к этой, независимо от того, собирались ли вы изначально пожертвовать всего 10 долларов или знаете, что средняя сумма гораздо выше.
Вместо того чтобы пытаться предсказать будущее, оставайтесь в настоящем и работайте с тем, что у вас есть.
Как видите, предсказать поведение человека очень сложно, учитывая, что существуют не только три вышеперечисленных фактора, но и десятки других предубеждений. Поэтому полагаться на здравый смысл – плохая стратегия, особенно при принятии важных решений, например, касающихся стратегии бизнеса.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы вообще отказаться от прогнозирования и просто жить, принимать решения и реагировать на настоящее, основываясь на собственных наблюдениях?
Zara так и сделала. Испанская компания по производству одежды использует подход под названием «измеряй и реагируй». Они изучают, что уже носят их клиенты, создают новые стили на основе этого, а затем тестируют небольшие образцы новых вещей в различных магазинах, чтобы получить обратную связь. Это позволяет им быстро понять, что работает, а что нет, после чего им остаётся только убрать «подогреватели» с полок и выпускать больше бестселлеров.
Следующий лучший источник обратной связи после клиентов – это те, кого ещё затронут ваши изменения. Например, если вы хотите перестроить процесс найма , угадайте, кого вы должны спросить? Людей, которые работают в отделе кадров! Они уже знают, что работает, а что нет, и могут сказать вам, что нужно изменить. Это называется местным знанием, и вы должны использовать его при любой возможности.
Принимайте лучшие решения, опираясь на научный метод.
Если два приведённых выше метода напомнили вам лабораторные эксперименты, то вы на правильном пути. Оба они опираются на нечто, называемое научным методом . Вот как он работает: вы создаёте гипотезу (этот синий шарф будет хорошо продаваться), затем собираете данные, подтверждающие или опровергающие эту гипотезу (отслеживаете продажи в течение месяца в ноябре), и, наконец, корректируете свою гипотезу или делаете общие выводы (синие шарфы хорошо продаются в ноябре).
Особенно когда речь идёт о людях, здравый смысл всегда подскажет вам, что вы «знаете» ответ. Чаще всего здравый смысл ошибается. Научный подход противоречит здравому смыслу, он очень необычен, но в долгосрочной перспективе он даст вам гораздо лучшие результаты.
А благодаря Интернету у вас теперь есть доступ к большему количеству данных, чем когда-либо. Такие компании, как Facebook* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена), Palantir или Google, предоставляют огромные объёмы данных всем желающим – вам остаётся только воспользоваться ими!
Определённо, эта книга – скрытый чемпион. Я считаю, что когнитивные предубеждения – одна из самых важных тем для изучения, а в сочетании с более научным, но творческим подходом к принятию решений это особенно мощно. Книга «Все очевидно» расскажет вам об этих двух вещах, поэтому я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней.
Кому бы я порекомендовал книгу «Всё очевидно»?
31-летнему агенту колл-центра, не разбирающемуся в технологиях, который всегда оставляет своё программное обеспечение на настройках по умолчанию, 49-летнему менеджеру Zara, который ещё не слышал об их методе измерения и реагирования, и всем, кто никогда не читал статистику Google или Facebook* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена).
“Everything Is F*cked” – краткий обзор книги
“Выселенный” (Evicted) – краткий обзор книги
“Одно решение” (One Decision) – краткий обзор книги
“Чарли Мангер” (Charlie Munger) – краткий обзор книги
“Благоговение” (Awe) – краткий обзор книги