“A Splendid Exchange” – краткий обзор книги

Книги 11

A Splendid Exchange описывает историю мировой торговли, показывая, что она старше, чем мы думаем, обеспечила прогресс цивилизации и продолжает ежедневно менять мир.

Одна из моих любимых историй из книги Стивена Джонсона «Страна чудес» заключается в том, что Америку открыли не из-за исторических заслуг, а потому, что люди хотели иметь больше фиолетовой одежды. Редкий цвет был желанным проявлением моды, но ингредиенты для окрашивания одежды в пурпурный цвет можно было найти только в определённых морских улитках, которые, как оказалось, обитали в Атлантическом океане. Купцы отправлялись все дальше и дальше в море, чтобы найти их, и этот импульс привёл к большим экспедициям.

Очевидность – это 20/20, и в ретроспективе может показаться очевидным, что поиски в больших океанах были хорошей идеей, но в те времена надвигающиеся опасности были гораздо более распространены. В книге «Великолепный обмен» Уильям Дж. Бернстайн рассказывает о таких же любопытных историях из истории мировой торговли, в хронологическом порядке иллюстрируя ее развитие.

Вот 3 любимых, удивительных урока:

  1. Одна из самых ранних торговых операций в истории была связана с камнями.
  2. Вы никогда не обмениваете только предметы, которыми обмениваетесь.
  3. Не все инновации, способствовавшие развитию мировой торговли, были связаны с транспортировкой товаров.

Скорее всего, более 50% предметов, которыми вы пользуетесь ежедневно, были произведены не в вашей стране. Наверное, имеет смысл узнать, почему, не так ли? Именно этим мы сейчас и займемся.

Первым предметом, которым торговали на расстоянии, был̷;камень.

На территории современного Ирака есть место, которое называют колыбелью цивилизации . В глуши, между двумя реками, соединяющимися в Персидском заливе, Евфратом и Тигром, лежит наша древняя история. Тогда это место называлось Месопотамией и было одним из первых городских центров в мире.

Лежащая между двумя реками, отсюда и термин ‘-«колыбель», Месопотамия была богата ячменём, рыбой, шерстью и другими продуктами земледелия. Однако ей не хватало строительных материалов для создания инфраструктуры – домов, дорог, убежищ и так далее. Уже в 3 000 году до н. э. они решили попытаться обменять излишки сельскохозяйственных товаров на такие материалы, как пиломатериалы, мрамор и драгоценные металлы. Они начали торговать с Персией, Оманом и Ливаном, и вскоре Персидский залив стал центром торговли!

Однако первая торговля на дальние расстояния появилась гораздо раньше, примерно в 12 000 году до нашей эры. Она также происходила из Месопотамии, но включала в себя другой экспорт: камень обсидиан . Мы не знаем, почему и для чего им торговали, но исследователи нашли редкий чёрный материал, который сегодня часто используется для изготовления декоративных элементов и дорогих полов, в пещере в Греции, на расстоянии более 2 000 миль от его источника.

В торговле всегда участвует больше товаров, чем просто предметы торговли, и иногда они могут быть смертельно опасными.

В Средние века богатые короли демонстрировали своё могущество в виде огромных замков и помпезного декора. Но был ещё один порок богачей, который нельзя было долго выставлять напоказ: специи. Соль, перец, корица – все это было невероятной редкостью в Европе, поэтому за ними приходилось отправляться в опасные путешествия. Поэтому купцы часто продавали их с выгодой в 100%, а врачи добавляли их в лекарства, хотя они ничего не делали.

Однако рост торговли пряностями имел свою цену. Во-первых, потому что европейские купцы часто обменивали на них рабов в арабские страны, а во-вторых, потому что вместе с пряностями они импортировали и кое-что другое: чуму . Чёрная смерть сократила население планеты на 20%, уничтожив до половины Европы. Мы не увидим такого уровня населения в течение 400 лет.

Эта болезнь, скорее всего, зародилась в Гималаях в Китае, и на ее распространение ушли годы, но представьте, что нечто подобное произошло сегодня. Правда, наша гигиена и медицинская помощь в геометрической прогрессии лучше, но мы также гораздо более связаны друг с другом, поэтому вирусы могут распространяться гораздо быстрее. Если вас это увлекает, то фильм «Заражение» даёт хорошее представление.

В чем урок? Никогда нельзя просто обменять предмет А на предмет Б. Всегда есть другие факторы.

Один из крупнейших факторов, способствовавших развитию трансконтинентальной торговли, не имел ничего общего с транспортом.

Когда мы думаем об истории торговли, наши мысли быстро перемещаются к новым средствам передвижения. Действительно, две основные причины, по которым уже в 1900 году в Нью-Йорке можно было есть клубнику круглый год, связаны именно с этой отраслью: пароходство и железная дорога. Первый превзошёл парусник как наиболее предпочтительный тип судна в 1890 году, а второй помог перевозить товары через всю страну даже в ужасных погодных условиях.

Однако было одно изобретение, которое не имело никакого отношения к транспорту, но без которого ни одно из двух вышеперечисленных не имело бы никакого значения: охлаждение . Примерно в 1830 году мы впервые поняли, как замораживать скоропортящиеся продукты, не ломая их, и это сыграло решающую роль.

Теперь можно было сохранять мясо, цветы, овощи и фрукты до тех пор, пока они добирались до места назначения. Поскольку цены на перевозку падали все больше и больше, в конечном итоге стало экономически выгодно перевозить не только большие партии товаров, но и меньшие. В итоге это привело к тому, к чему мы так привыкли сегодня: к супермаркету, который до краёв заполнен товарами со всего мира!

В школе я думал, что история – это скучно. Теперь я знаю это лучше. Понимание прошлого – лучший способ понять, что происходит сегодня. Если вы хотите улучшить свой бизнес, стать лучшим инвестором или просто придумать лучшие идеи для себя, A Splendid Exchange действительно оправдывает своё название: вы потратите время на приобретение знаний из этой книги.

Кому бы я порекомендовал книгу A Splendid Exchange?

14-летнему подростку, который только начал изучать историю в школе, 39-летнему торговому представителю глобальной корпорации, а также всем, чей любимый товар – импорт.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock