Женщины в городском романсе 20.02.2017 17:33
«За милых дам», - этой известнейшей строчкой из одноимённой песни Михаила Захаровича начнём разбор полётов. Собственно, о чём, а точнее – о ком эта статья, думаю всем понятно. Конечно же о наших очаровательных и неповторимых. И хотя в женском шансоне разброс качества гораздо меньше, чем в мужском (может, из-за того, что представительниц прекрасного пола здесь гораздо меньше), перефразируя известного учёного надо признать: «и всё-таки, они разные!».
Катерина Голицына. Пожалуй, именно Кате Голицыной я бы отдала первенство в жанре среди женщин. Немало достойных песен и у других исполнительниц, но то-то и оно, что все они – только исполнительницы, а Катерина Голицына – ещё и автор собственных песен. К тому же пишет не что попало, а хорошие, сильные стихи, порой с доброй иронией, порой глубоко чувственные и личные. А ещё есть и такие, что можно охарактеризовать, как хулиганские. И это ещё одно отличие творчества Голицыной от других женщин жанра – всё-таки лирика для женского шансона более характерна. Довольно низкий голос удачно сливается с хулиганским образом, а умение сделать этот голос пронзительным позволяет лирическим песням зацепить слушателя. Однако, всё было бы великолепно и дальше, если бы не одно «но». И имя ему – Алексей Брянцев, сидящий уже у всех в печёнках и штампующий одинаковые и совершенно неинтересные песни.
Саша Сирень. Ещё один удачный женский образ жанра – образ простой, дворовой девчонки-хулиганки, о которой пел когда-то Звинцов. Голос красивый, опять же идеально сочетающийся с воспеваемым образом. А сотрудничество с авторами, занимающими не последнее место в жанре, добавляет в репертуар Саши хороших песен. Точнее, добавляло до 2008 года, а потом – та же самая странная тишина. Надеюсь, что в ближайшее время эта странная непреодолимая сила, которую начали рушить своими новыми альбомами Кучин и Асмолов, перестанет действовать и на прочих исполнителей, в том числе и на молодую, перспективную Сашу. Всё-таки хотелось бы, чтобы такие красивые голоса появлялись на просторах жанра почаще.
Марина Александрова. Пожалуй, самая женственная исполнительница с очень красивым и мелодичным тембром голоса. Песни исключительно о любви, но несмотря на это, всегда о разном. Творчество Марины идеально подходит для того, чтобы понять, насколько разносторонним может быть чувство, называемое одним и тем же словом – любовь. Радует исключительная стабильность певицы, как в стиле, так и в выпуске альбомов. В общем, даже не знаю, что ещё добавить и чего пожелать. Наверное, только новых хороших авторов (которых у Марины и сейчас уже хватает) и ещё большую любовь слушателей.
Любовь Успенская. Ну вот что ни говори, а всё-таки женская часть жанра меня несказанно радует. Хотя бы потому, что почти все исполнительницы, дебютировавшие после 2000 года, то есть относительно недавно, выглядят гораздо ярче многих представителей мужского шансона (в последнее время их стало появляться столько, что я просто не успеваю следить за новыми именами). Ну а коли уж Любовь Успенская дебютировала гораздо раньше, то и творчество, сами понимаете, на сегодняшний день гораздо обширнее. Из десяти альбомов, выпущенных к 2012 году Успенской, наибольшую известность получили изданные во второй половине 90-х, но всё-таки в каждом новом альбоме можно запросто найти хотя бы пару песен, которые без сомнений можно ставить в ряд с «Каруселью» и «Кабриолетом». Ну и конечно же, ставший традиционным дуэт Успенская – Медяник способен украсить любой, даже самый неудачный альбом (хотя таковых вроде и не наблюдалось у Успенской). А если какая-то песня и не удалась столь яркой и запоминающейся, то, по крайней мере, слушать её всё равно будет приятно. Так что, может и правы те многочисленные ценители городского романса, которые именно Успенскую считают лучшей исполнительницей шансона.
Вика Цыганова. А вот у Вики встречаются иногда, как бы это лучше выразиться, не слишком удачные стихи в репертуаре. Хотя не так уж и много, как у некоторых (о коих чуть позже). Если Успенская поёт стихи разных авторов, и пусть не всегда такие, которые можно отнести к лучшим произведениям этих авторов, то в них хотя бы ощущается присутствие идеи. Причём, именно идеи на уровне, так сказать, некого объёмного образа (не в прямом смысле, имеющего размеры по трём измерениям, а объёмного в смысле некого абстрактно-наполненного. То есть, если даже образ автором ощущается не явно, а интуитивно, то есть перспектива, а то и несколько, для развития этого образа, которую автор и использует при написании стихов). У Цыгановой же в некоторых песнях такая перспектива отсутствует напрочь. Например, когда я услышала песню «Альтаир» из альбома 2011 года, первое что пришло в голову – это образ замученного собственными мыслями поэта, который захотел написать хорошую красивую песню под названием «Альтаир», да вот в какую сторону от этого слова плясать, хоть убей непонятно. Ну и накрапал что-то такое же непонятное. Самого автора, конечно, я не осуждаю – знаю по себе, и такие моменты в творчестве бывают, и уж ничего с этим не поделать. Здесь исключительно вина продюсера – такие песни стоит включать в альбом в самую последнюю очередь, когда нет более достойных вещей (хотя, кто знает, может, так оно и было с тем же «Альтаиром»). Но, к счастью, всё вышесказанное относится лишь к некоторым песням Вики. Хороших песен тоже хватает, и особо хочется подчеркнуть то, что постепенно Вика снова возвращается к своему первоначальному немного бесшабашно-разгульному образу, с какого она начинала в 90-х. И если среди мужчин самый позитивный – это Трофим, то из представительниц прекрасного пола – безусловно, Вика.
Ирина Круг. Вот тут что-то в последнее время дела плохи. Наверное, сегодня Ирина Круг держится на плаву только благодаря имени Михаила Круга, потому что с песнями Алексея Брянцева, которыми последние несколько лет переполнен её репертуар, она была бы звездой только среди поклонников какой-нибудь «Бурки и Тырки», как назвал её Александр Шапиро. Впрочем, первый альбом в этом стиле слушался ещё полегче – тогда это было ещё в новинку. И, сдаётся мне, неважно, который из альбомов с песнями Брянцева вышел бы первым, а какой вторым – запомнился бы в любом случае именно первый. Потому что столь откровенная одинаковость аранжировок не воспринимается теперь абсолютно. Честно говоря, третий альбом с Брянцевым я так и не дослушала – не выдержала (как и крайний альбом Голицыной). До сих пор осталось впечатление, что слушала одну сорокаминутную песню. Ну а когда стало понятно, что и очередной альбом будет выдержан в том же стиле, то тут уж вообще тушите свет, товарищи! Разве что, «Дом на горе» выбивается из всей этой однообразности. Всё-таки самым удачным в творчестве Ирины для меня остаётся первый альбом. Хотя во второй и третий вошли песни Михаила Круга, исполнены они не всегда удачно. Те же песни в исполнении Светы Терновой звучат гораздо лучше. Есть несколько удачных композиций в альбоме 2009 года – там уже нет песен Михаила, но ещё и нет песен Брянцева. Надеюсь, что всё-таки самой Ирине когда-нибудь надоест такая однообразность, и мы услышим новый альбом, достойный её первых работ.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам