Молочница Вермера, как образец работы и объект критики 14.05.2020

Avatar @ran

 

Эта работа написана Яном Вермеер


КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

ran
14.05.2020 23:40   #1

Эта работа написана Яном Вермеером (Johannes Vermeer) когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Дата создания точно неизвестна, но предполагается, что полотно написано между 1658-1960 годами. Работа небольшого формата, всего 41х45,5 см., хранится в Государственном музее Амстердама (Amsterdam Rijksmuseum). Музей приобрел этот экспонат в 1908 году в числе прочих у наследников известного коллекционера Йонкеера (Jonkheer P. H.)
Сюжет картины несложен: молодая женщина наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, находится плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежат куски разломанной булки, со стола свисает платок. Свет падает из окна и освещает всю комнату, фигуру женщины и все предметы. Стена позади также источает свет.
В этой работе Вермер отражает покой обыденности, обаяние простых забот. В облике женщины нет ничего вызывающего. Можно сказать, что она олицетворяет целомудрие – открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. В Нидерландах того периода все, что связано с молоком и хлебом, приобрело форму некоего священного поклонения. Потому и девушка с картины Вермеера больше напоминает не простую работницу или служанку, как принято считать искусствоведами, но скорей совершающую священнодействие Мадонну. Вся работа выполнена в спокойных тонах, цветовая гамма так же исключает какие-то кричащие яркие акценты. При этом акценты все эе существуют. Помимо всего облика женщины, таким акцентом служит струйка молока, льющегося из кувшина. На фоне всех предметов, интерьера и одежды женщины цвет молока и его роль во всей композиции делает молоко едва ли не главным объектом работы. Тем не менее, понятно, что молоко не появляется в руках хозяйки само по себе и уверенная поза, в которой находится женщина, не оставляет сомнений, что именно она приносит молоко в этот дом.
Вермееер часто не давал названий своим работам, оставляя нам простор фантазии. Поэтому и эта работа имеет несколько названий – Молочница, Служанка, Кухарка, Женщина с кувшином молока, Доярка и т.п. Однако, любой из этих вариантов не ставит под сомнение, что молоко приносит в этот дом именно эта женщина.
Исследование полотна позволило узнать, как менялась композиция в ходе работы. Поначалу стену позади женщины украшала некая картина или карта. Но Вермеер в итоге убрал ее, чтобы не загромождать полотно второстепенными деталями, отвлекающими от главного сюжета.
Характерна техника исполнения работы и использованные Вермеером приемы. В основном это жидкие прозрачные мазки масла. И лишь там, где свет задерживается, мазки становятся более густыми. Интересен прием создания цвета картины. Вермер писал многоцветные тени, придавая тем самым полотну глубину и насыщенность. И еще одна особенность работы Вермеера со светом присуща этому полотну. Чтобы создать создания эффект засветки от солнечных бликов на готовое полотно нанесены едва заметные точки светлого цвета, которые создают дополнительный эффект свечения.
В разных описаниях картины и искусствоведческих статьях о ней обойден вниманием один момент. Кувшин с молоком находится ниже уровня взгляда наблюдателя. И единственным нарушением законов перспективы, которое можно усмотреть при анализе работы, является то, что внутри кувшина не видна поверхность содержимого. То есть молоко льется как бы из ниоткуда. Тем не менее, подобная вольность с законами перспективы Вермееру не присуща и это лишний раз указывает на особый, сакральный смысл действия, которое запечатлено на данном холсте.


Комментирование недоступно Почему?