Портрет глазами художника 03.05.2020 16:28
Эта статья давно напрашивалась на печать, потому что многие друзья «не художники», проходя мимо какого-либо портрета в музее, на который я восторженно указываю и восклицаю: «Это же гениально!», - говорят растерянно: «Ну, хорошая бабушка». Или задают вопрос: «А что же видишь ты?»
Что же открывается мне, когда я смотрю на любимые портреты, я и хочу рассказать на примере «Портрета Н.В. Стасовой» кисти И.Е. Репина.
Когда большую часть холстов Репина увезли на юбилейную выставку в Москву, я осиротела. Я то осталась здесь без «Портрета С. М. Драгомировой», «Николая Мирликийского избавляющего от смерти трёх невинно осужденных» и любимого полотна — академического диплома «Воскрешение дочери Иаира» (о, это нужно писать отдельную оду).
"Воскрешение дочери Иаира»
Но из хранилища Русского музея, вынули на свет эту жемчужину: «Портрет Н.В. Стасовой».
Чем удивительна настоящая живопись? Тем, что на неё невозможно наглядеться. Вышеупомянутый портрет — это чудо. Но от общих похвал перейдём непосредственно к глазам смотрящего.
Художники умеют чувствовать произведения искусства не только из-за «проф. деформации»(под этим термином часто подразумевается понимание техники письма, стройности рисунка, верности и сложности цветовых изысканий и т. д.), но и из-за духовной проф. деформации. Деятели искусства умеют созерцать.
Этимология слова: со- + -зерцать; зеркало, зреть (зрю). Со — значение морфемы: «соединение, вместе с кем-то»; «зерцать» - отражать, как зеркало, и получается, что «созерцать» - это означает отражать в себе вместе с кем-то. Таким образом, когда мы созерцаем картину, мы отражаем в себе запечатлённый художником образ. Словарь Даля значение слова «созерцать» : «смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет». Именно это и делают художники — они пропускают увиденный образ через себя, и стараются почувствовать смысл.
Обыватель чаще всего смотрит на картину, не созерцает. Он видит поверхность смысла —просто человека с его руками и ногами.
Я смотря на портрет, ощущаю видение художника, в данном случае Репина. Видение художника— это способность передать жизненную суть через призму собственной личности. Написать красками на холсте своё мировоззрение.
Когда смотришь на портрет Н.В. Стасовой, чувствуешь целостность взгляда на жизнь И.Е. Репина. Его талант в расстановке приоритетов, отбору главного и второстепенного. Например, детальность исполнения сконцентрирована на главном в портрете — руках и лице, а одежда, накидка на кресле сделаны просто, чтобы не мешали главному, чтобы было ясно, о чём хочет рассказать художник. Как говорил один мой педагог: «Хотелось бы видеть портрет человека, а не его пиджака». Это и есть целостность картины— широкое видение, когда ты учитываешь, режиссируешь, как рассказать на холсте об увиденном, как передать образ, чтобы зритель смог его объять.
Вновь нужно пояснение: образ — это художественный отпечаток жизни. Он передаёт энергетику, чувства, от увиденного.
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых»
Для чего же нужна целостность в изображении образа? Чтобы запечатлеть понимание жизни человеком для человека. Жизнь невероятна в своей сложности и красоте, в каждый предмет можно углубляться до бесконечности, видеть всё новые и новые детали. Как, например, мы смотрим на глаза: сначала мы видим их в целом(глазница, веки, радужка), потом обращаем внимание на радужку, потом на ободок радужки, потом на пигментное пятно на ободке этой радужки и т. д. А художнику нужно передать состояние, образ, а не все молекулы изображаемого. Приходится от чего-то отказываться.
«...Наблюдательность и знания художнику необходимы лишь для того, чтобы знать, от чего ты отказываешься.» А.А. Тарковский
Человек не может объять всё и сразу, ему нужно выбирать, на что смотреть, что для него важно.
Ещё один термин состояние — это ощущение света, пространства, верное расположение акцентов и внутреннее чувство от увиденного. Смотря на портрет Н.В. Стасовой, я чувствую её трёхмерность, расположение в пространстве. Я вижу и чувствую, как свет скользит по её лицу, выхватывая ближнее ухо, надбровную дугу, верхнее веко ближнего глаза, идёт по носу, вниз по щеке и заканчивается на краешке подбородка. Ощущаю структуру черепа, крепкую костную основу. Чувствую, как она улыбается своей полуулыбкой, ни чуть не хуже Моны Лизы. Вот она дышит передо мной, живая. Н.В. Стасова лучится светом, цветные тени, мягкость в лице без резкостей создают трепет, дыхание жизни. Мне сложно объяснить Вам, но в каждом мазке я чувствую любовь. Нежность художника по отношению натуре и к самой жизни. Каждый раз я восклицаю внутри себя: «Как всё это верно, как всё это искренне и мастерски увиденно и передано, как прекрасно умел Репин видеть и передавать жизнь». Да, вот такой я пафосный человек.
Если говорить об общем впечатлении от портрета, то чувствуется свежесть, чистота, как я уже говорила лучистость, а пластика модели(не только улыбка) напоминают ренессансных художников с их внутренней гармонией образов. Только Репин ещё и реалистичен в этой своей гармонии, он не идеализирует, а изображает самое характерное, художественно усиливая. От портрета Н.В. Стасовой остаётся лёгкое, воздушное впечатление, хотя изображён человек пожилой. Это один из важнейших для меня аспектов, присутствующих в этом портрете: он оптимистичен. Нет драмы приближающейся смерти, или униженной и оскорблённой старушки, есть цветущий гармоничный человек и этот взгляд на жизнь оригинален и для меня очень близок.
Вновь обращусь к словам А.А. Тарковского: "… само по себе творчество оптимистично, даже если художник трагичен, потому что художественный образ исключает смерть или рассматривает её, как единственную возможность для утверждения жизни. Не может быть художник оптимистом или пессимистом. Может быть лишь талант или бездарность."
Мне кажется, что художники сейчас в большем своём числе сконцентрированы на утверждении жизни через драму. А вот оптимистичных и объективных утверждений красоты жизни мало. Частью гения Репина является его оптимистичность. Да, у него есть драматичные бурлаки, но есть и весельчаки казаки, и освобождение невинно осужденных, пронизанное рассветом жизни. Я люблю творчество Репина за его радостный, но одновременно и реалистичный взгляд на жизнь. За светлую любовь во взгляде.
Гениальное видение Репина источает радость. А состояние радости у творца является критерием истины и таланта в искусстве. Это не мои слова, а Марселя Пруста, и я с ними полностью согласна. Живопись — это радость жизни прочувствованная глазами, и мне бы хотелось, чтобы смотря на портрет Н.В. Стасовой, Вы почувствовали эту суть искусства.
В конце я хочу поведать то, о чём обычно рассказывают в аудио гидах о портретах — о биографии портретируемого. Надежда Васильевна Стасова была главой женского движения в России в 1860-1895 годах, а так же организатором борьбы за высшее образование женщин, закончившейся открытием Владимирских и Бестужевских курсов . Создательница одних из первых в России детских яслей. Дочь архитектора и сестра того самого известного худ. критика и искусствоведа - Владимира Стасова. Она прожила 73 года, и в википедии на её странице в графе «род деятельности» значится: «феминистка». Портрет оказался очень актуален для нашего времени. Признаться честно, я полюбила эту картину ещё до того, как узнала, кем являлась Надежда Васильевна. А после ознакомления с её биографией мне она стала ещё ближе и милее.
Репин портрет русскиймузей
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам