Копийная практика в Русском Музее 03.05.2020 16:15
В начале я хочу поблагодарить Академию Художеств имени И.Е.Репина и Русский Музей за уникальный и ценный опыт. Это сотрудничество сохраняет мост между современным и классическим искусством, помогает беречь традиции, продолжательницей которых является Академия, а хранителем - Русский Музей. Надеюсь, что копийная практика будет и дальше счастливо осуществляться долгие годы.
Людям необходимы источники любви, из-за потребности жить, а не просто существовать. Они могут быть разными, и я не стану их подвергать классификации, скажу только, что Русский Музей для меня — один из таких источников.
Меня притягивает домашняя атмосфера, уют и непосредственно собрание шедевров русской живописи: полотен И.Е. Репина и И.Н. Крамского, В.А. Серова, К.П. Брюллова, М.А. Врубеля. Если мне хорошо, если мне плохо, если мне нужно вдохновиться или вновь полюбить жизнь - я иду сюда. Ходя по залам полгода назад, я не могла подумать, что моя тайная мечта, написать с оригинала копию, осуществиться.
В рамках копийной практики, проводящейся Академией Художеств для третьекурсников, мне представилась удивительная возможность, скопировать одну работу из собрания Русского Музея.
Моим выбором стала картина И.Н. Крамского «Портрет М.М. Антокольского», но об этом позже, а сейчас немного предыстории.
Мест на копирование в Русском Музее всего 10. Попасть в десятку счастливцев мне удалось с помощью стратегического хода: быстро захваченного журнала для записи на копирование. Первые 10 человек из списка, указавшие шедевр из Русского Музея, и получают осуществление желаемого.
Копирование началось в середине июня. Маленькая группка студентов и три педагога собрались в служебном помещении Русского музея в ранний час на регистрацию и получение пропусков. Работники бухгалтерии одеты просто, но с особым отпечатком художественного вкуса, на стенах висят репродукции классической живописи: Серов, Айвазовский. После сдачи документов шло распределение по смотрительницам. Мне посчастливилось попасть под крыло Светланы Николаевны. Она женщина энергичная, хваткая и на удивление добрая. Увидев меня и услышав «Крамской», она бодро отделилась от других смотрительниц, перехватила мой холст для копии, и мы устремились в заветный зал №19. Не высокая, со светлыми волосами забранными в хвост, круглыми глазами, смотрящими широко и всеохватно. Меня радуют такие люди, пышущие энергией и жаждой к жизни.
В первый же день консилиум из трёх смотрительниц поставил моё мастерство подмалёвка выше оригинала. Воодушевлённая и счастливая я покинула стены музея, предвкушая продолжение.
Оптимистичный камертон первого дня задал настроение всей копийной практике.
Первую неделю я была окрылена, сбывшейся мечтой. Меня поражала мысль, что я — девочка из Костромы, стою здесь в стенах дворца Русского Музея и копирую творение кисти Крамского, мой любимейший портрет скульптора Антокольского. Это фантастика! Смотрительницы были добры и внимательны, добродушно щебетали о своей жизни. Меня окружали любимые картины. Царила атмосфера дома и любви.
Моя копия
Копирование не было простым: победы и неудачи — борьба за понимание, за воссоздание картины мастера. Работа длилась полтора месяца. 5 дней в неделю я под надзором Светланы Николаевны прикасалась лишь взглядом к шедевру и старалась воспроизвести запечатленный образ. Педагоги приходили раз или два в неделю и давали ценные указания.
Настала пора рассказать о главном — о картине. «Портрет М.М. Антокольского» - одно из моих любимых произведений И.Н. Крамского.
Картина невероятна по своей реалистичности образа, передаче пространства, техничности, цельности восприятия. Сочетание классической колерной живописи и реалистичного рисунка создаёт мост между традицией и новым видением, появившимся на тот момент в России. Конец 19 века в русской живописи ознаменован противоборством реализма и академизма: гремит бунтом 14 и созданием Товарищества Передвижников.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.).
Основные принципы реалистической живописи Передвижников - изображение реалий, происходящих здесь и сейчас, социальная проблематика, психологизм и реалистичность. В противовес Академизму, который идеализировал и канонизировал, говоря о далёком прошлом и возвышенном настоящем.
И.Н. Крамской был вдохновителем бунта 14 и одним из первых поддержавших идею передвижничества. Он — один из ярчайших художников-реалистов той эпохи. Иван Николаевич обладал способностью схватывать жизнь и увековечивать её.
"Портрет И.Н. Крамского» кисти И.Е. Репина
Мастера конца 19 века в России, такие как Крамской, Репин умели видеть цельно, смотреть на мир и видеть в нём гармонию, изображать её реалистично. Выделяли главное и второстепенное, таким образом создавая объёмный образ. И главное, как мне кажется, это чувство любви к жизни, выражаемое языком живописи, стройным и структурным с элементами хаоса. Всё это я вижу и чувствую, смотря на их работы и в частности на портрет скульптора Антокольского.
Охватывая взглядом весь холст, я чувствую,что это окно в то мгновение: ощущаю глубину пространства, гармоничность композиции, объёмность и живость главного — лица. Смотря же детально, я вижу, например, тонко проработанную радужку, невероятный по своей случайности и верности мазок блика, придающего живости глазам и всему лицу. Я вижу тонко и одновременно лихо сделанное ушко, внимательное отношение к формам, сделанным мягко и легко, одновременно невероятно точно и сложно. Я могу говорить об этом вечно.
Скажу главное: Иван Николаевич умел видеть красоту, как в больших отношениях, так и в малейших деталях. Он мастерски мог передавать увиденную гармонию. Он умел любить жизнь и переносить её на холст, создавая образы, которые живут уже и после его смерти.
К этому я и стремлюсь. Мне хотелось бы научиться совмещать традиции и новые идеи: Иван Николаевич пользовался наработками академизма, но привнёс свой новый взгляд на мир. Не идеализируя модель, он видел и передавал её такой, какая она есть, реалистично смотрел на изображаемое и видел уже существующее, не создавая нечто искусственное.
Ольга и Светлана, смотрительницы
В последний день я обменялась подарками со своими смотрительницами. Одним из их подарков была открытка с изображением Ангела золотые власа и надписью: «Удачи во всех начинаниях! Место встречи Русский Музей! Июль 2019» Тёплые слова и сами смотрительницы кажутся мне олицетворением Русского Музея, гостеприимного и доброжелательного.
Я рада, что существует такое родное место, в которое можно неоднократно возвращаться.
Схожие чувства я испытываю и к Академии, хотя чаще это поле битвы за знания и умения. За эти полтора месяца в отдалении, я поняла, какие пласты знаний хранятся в её стенах. Возможно, она последний оплот реализма, и я счастлива, что являюсь её студенткой.
Это копирование помогло мне понять ценность даруемых возможностей. Я ещё раз благодарю Академию Художеств и Русский музей.
копия русскиймузей портрет
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Спасибо за интересную и полезную статью.
Очень интересно читать! Умница, красавица! Воодушевление просто зашкаливает! Так и надо! Удачи девушка из Костромы!!!
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам