Графика & Технологии. Часть IV. РАБОТА ОСТРЫМ ПЕРОМ (ТИП №41) 18.03.2025 11:27
Методы работы острым пером.
Нажим. В продаже есть несколько модификаций острых перьев, от совсем тонких, до довольно широких, от очень жёстких, до мягких. Главная черта этих перьев – вариативность нажима. Почти без нажима перо рисует тонкую, почти волосяную линию, а при большем или меньшем – линии различной толщины, пространственные, с наплывами и росчерками.
Чем крупнее по размеру перо, тем более толстые линии можно получить, но и тем сложнее добиться тонкой линии, т.к. уже минимальный нажим приводит к значительному расширению оставляемого на поверхности следа.
Есть несколько вариантов формы острых перьев. Простые и даже фигурные скосы. Большого влияния на методы работы их форма не оказывает, изменяется лишь мягкость, пластичность пера, и, соответственно, оставляемый им на бумаге след. Материал, из которого сделано перо (а это и сталь, и бронза, и другие сплавы), также оказывает влияние лишь на свойства пластичности.
Скорость проведения линии также оказывает прямое воздействие на получаемый результат. Чем чётче и длиннее (без отрыва) линию вы хотите получить, тем медленнее нужно вести перо по бумаге. Тонкие же линии лучше проводить легко и быстро.
Угол наклона. Следует внимательно следить за под каким углом находится перо по отношению к листу бумаги, причём по всем осям. Оптимальный угол наклона 30-35 градусов и меньше. Если рабочая плоскость пера находится под слишком прямым углом к бумаге или оно прокручено вправо-влево по своей оси, перо наверняка будет царапать и задирать бумагу, брызгаться и кляксить. Но помните, если перо будет располагаться слишком плашмя, это может вызвать неконтролируемый сход туши и тогда неминуемо получится наплыв или клякса (если это конечно не было вашей целью).
Степень разработки.
Новое перо рисует очень жёстко. Поначалу может даже царапать бумагу, делать задиры, разбрасывать мелкие капельки. Рисовать сразу на оригинале не рекомендую. Лучше нарисовать свежим пером какой-нибудь эскиз, чтобы немного его разработать.
В первый раз набранная на свежее перо тушь, обычно, скатывается и не хочет сходить на бумагу. Перед рисованием несколько раз окуните перо в тушь и сотрите её тряпочкой. Это решит проблему.
Свежее перо позволяет выполнять чистую многослойную штриховку. Хорошая хлопковая бумага выдерживает порядка 10, а очень хорошая даже 20 слоёв штриха, но следует учитывать, что это максимальный тональный масштаб в рисунке пером. Количество градаций серого можно лишь немного расширить за счёт плотности штриха, толщины его линий и оттенков туши.
Евгений Ладыгин. Сказочный лес.1996. Тон. бум., тушь, перо. 36х24
Долго находящееся в использовании перо (после 5-10 сложных рисунков) начинает рисовать все мягче, а минимальная получаемая линия становится всё толще. Это усталость металла. Не торопитесь выбрасывать уставшее перо. Оно понадобится для рисунка очень толстых пластичных линий, пространственных, с наплывами, росчерками и т.п. Таким пером можно работать почти мазками, как кистью. У меня в работе несколько перьев с различной степенью усталости, которые я маркирую разного цвета ручками.
Евгений Ладыгин. Ольгинская часовня во Пскове. 2023. Тон. бум., жидкая акварель, перо. 36х24
Набор туши.
Нужно быть предельно внимательным: если вы окунёте перо слишком глубоко и тушь попадёт в держатель – кляксы не миновать. Если на перо будете набирать слишком мало туши – не получится провести длинную линию.
Оптимальный уровень туши, когда она чуть около верхней границы прорези на пере. Рекомендую рисовать, используя отдельный флакончик, уровень в котором соответствует возможности набрать именно столько туши или чуть выше, тогда увлёкшись вы не ошибётесь. И, конечно, нужно пополнять флакон, если туши мало наберётся, то её не хватит для проведения длинных линий.
Чистота инструмента.
Одна клякса, задир или размазавшаяся линия может загубить всю работу, а перо постоянно немного царапает бумагу, на его кончике может скапливаться постепенно растущий ком из ворса и целлюлозы, который в какой-то момент либо упадёт грязной каплей или размажет линию.
Поэтому перо следует постоянно протирать об хлопчатобумажную тряпочку (рулонные хозяйственные тряпки и бумажные полотенца не подойдут, сделают всё только хуже, от них на перо попадёт ещё больше ворса). Лучше всего использовать ветошь из сильно заношенных простиранных старых хлопковых вещей.
Перо желательно периодически промывать, окуная неглубоко в баночку с водой и протирая. При работе шеллачной и акриловой тушью это нужно делать чаще, а после работы обязательно, иначе тушь засохнет на пере, и оно перестанет работать.
Вода и перо.
Одним из интересных методов, позволяющих значительно увеличить тональный масштаб графической работы, является ослабление водой оттенка туши, которой вы работаете. Можно, конечно, сделать себе несколько колеров туши, смешав с белой или разбавив водой, разведя в отдельных флаконах. Есть и другой, очень простой способ. Набрав тушь на перо, резко окуните его кончик в воду и выньте. Пигмент при этом ослабляется примерно на треть. Повторив, можно ещё сильнее ослабить тон.
Если бумага у вас очень качественная и с высокой плотностью, можно попробовать рисовать тушью по сырому. Эффект интересный, но рисовать пером нужно практически сразу, до того, как бумага набухнет.
Промакивание.
При работе цветной тушью и жидкой акварелью можно использовать промокашку или тряпочки. При желании, промокните свежие линии, это позволяет ослабить оттенок штриха вдвое или даже больше.
Лессировка пером и размывка.
При работе пером обычной тушью или жидкой акварелью при последовательном наложении слоёв различного цвета получается эффект, сродни методу работы многослойной акварелью – лессировки. Цвета изменяются как за счёт непосредственного смешения растворимых материалов на бумаге, так и оптического смешения, которое мы воспринимаем как фото в журнале, напечатанное цветоделением. Интересные эффекты получаются при размывке штрихов, если попробовать штриховать по ним водой или проложить более светлый оттенок «мазками» пером, т.е. линиями с наплывами.
Евгений Ладыгин. Улица Подозёрка (Ростов Великий). 2007. Тон. бум., жидкая акварель, перо. 36х24
Процарапывание.
Перо можно использовать и в технике, аналогичной сграффито. Т.е. «рисовать», процарапывая сухим пером нанесённые ранее слои туши. Вот здесь перо нужно держать «неправильно»: под острым углом, ребром к бумаге, так оно максимально процарапывает.
Особенно техника процарапывания полезна в работах, выполненных в инверсной манере белой тушью. Большие заливки белого на темных бумагах смотрятся монотонными, тогда как пройдя по ним сухим пером, можно получить эффект штриховки.
Евгений Ладыгин. Дорога к храму. Переславль-Залесский. 2006. Тон. бум., черная и белая тушь, перо. 24х36
Процарапыванием можно частично ослабить оттенки туши любого цвета. Нужно лишь быть предельно аккуратным, чтобы не наделать на бумаге задиров (если сделали – постарайтесь загладить или аккуратно срезать). И, конечно, следует понимать, что перо при процарапывании довольно быстро портится, поэтому используйте для этого сильно «уставшие» или бракованные перья, которые вы, скорее всего, скоро выбросите.
Держатель для пера.
Держатель является важной частью, это не просто удобная ручка. В зависимости от формы крепежа вы получите возможность рисовать либо свободно и пластично, либо лишь прямо.
Лучше всего использовать косые держатели, которые позволяют выполнять рисунок пером практически плашмя. Такими были почтовые ручки времён СССР, которыми я до сих пор пользуюсь. Однако и сегодня в продаже можно найти подобные. Проблему с ручкой без скоса помогут решить также перья с удлинённой тыльной частью.
Перед работой обязательно пробуйте держатели. Ручки некоторых производителей плохо держат перья, они выпадают. Представьте, что будет, если перо утонет во флаконе или, что ещё хуже, с набранной тушью упадёт на рисунок?
Эту проблему можно решить, взяв плоскогубцы и немного расплющив основание пера, тогда оно будет входить враспор и хорошо держаться.

Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам