@ladyguineev

Евгений Ладыгин

Графика & Технологии (советы для начинающих графиков от Евгения Ладыгина). Часть 1 03.02.2025 20:22

На дворе XXI век. Мир изменился. И наше творчество претерпело серьёзные трансформации. Как сегодня успешно заниматься искусством, не забывая истоков, но поспевая за современным ритмом творческой жизни, дрейфом её повестки, появлением новых материалов и технологий и т.п.?
Известный лидер академизма, один из крупнейших французских живописцев XIX века Жан Огюст Доминик Энгр оставил потомкам множество полезных советов, которые были опубликованы впоследствии отдельной книгой, которую, кстати, всем советую почитать (Энгр об искусстве / Сост., авт. вступ. ст. и комм. А. Н. Изергина. — М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962. — 172 с.). Я хочу пойти по его стопам и поделиться в серии статей с коллегами и учениками своим опытом работы в современной парадигме творчества. Читайте первую.

1. Подготовительный этап

Многие слышали слова, приписываемые Феликсу Дзержинскому: «У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки». Для художника, а в особенности графика, это столь же справедливо.

1.1.ЧИСТЫЕ РУКИ И НЕ ТОЛЬКО.

Есть укоренившийся стереотип об облике художника и его мастерской: потёртый, заляпанный краской по локти халат или куртка, бесформенный головной убор и столь же неопрятные туфли, вокруг стопы набросков, горы холстов, пол в мозаике из клякс. Так бывает. Согласен. Но история сохранила и другие примеры. В воспоминаниях об Илье Репине коллеги нередко упоминали, что в своей мастерской, где царил абсолютный порядок, он работал в том же выходном костюме, в котором встречался с Государем-императором.

Для графика же чистота и порядок являются осознанной необходимостью. У него нет права на ошибку. Он не имеет возможности записать испачканный лист, как живописец свой холст. Одно пятно, клякса, пролитая тушь и вся работа почти наверняка насмарку. Поэтому на нашем рабочем столе всё должно быть чисто и в порядке.

Пусть всё находится на своих местах, ручки для перьев, карандаши, линеры и кисти – не разбросаны, а почивают в вазах.

Флакон (флаконы) с тушью и жидкой акварелью ставьте так, чтобы их невозможно было опрокинуть. При работе в несколько цветов не открывайте сразу все флаконы, а только нужные один-два.

Для рисунка пером (да и кистью) оптимально, чтобы уровень во флаконе был таким, чтобы туши на перо или кисть набиралось достаточно, но чтобы инструменты не утопали при окунании (грозят кляксы) или её набиралось не слишком мало (не хватит для плотной, качественной, необходимой длины линии).

Если вы покупаете тушь в лёгких пластиковых флаконах, рекомендую приобрести устойчивые стеклянные флаконы или чернильницы, а затем наполнять их до нужного уровня.

Флакон с тушью можно и нужно перемещать по столу для удобства работы и ставить по ту сторону листа, где будет ближе нести перо или кисть к месту рисунка, чтобы минимизировать возможность случайного скапывания.

Мой рабочий стол

Мой рабочий стол

1.2.СОСТОЯНИЕ БУМАГИ.

При рисунке пером по бумаге и картону очень важным является состояние их поверхности. Следует любыми способами избегать их зажиривания и другого загрязнения (графитной пылью, например), а также механических повреждений (царапин, заломов, потёртостей и т.п.).

Поэтому художнику-графику следует чаще мыть руки. Всегда перед работой, периодически во время неё (можно использовать спиртовые салфетки). Почему? Если на лист попадёт жир с кожи, даже по минимально испачканным местам не удастся не только провести чёткую линию (тушь расплывётся), но и залить ровное пятно в силуэте (оно буде неравномерным с проплешинами).

Если бумага повреждена многочисленными карандашными линиями построения, стираний ластиком, ситуация будет аналогичной. От проводимой пером линии или от границ пятен, написанных кистью, по повреждённой поверхности будет разбегаться тонкая сетка кракелюров, работа получится нечёткой, неаккуратной.

Как этого избежать? Ведь редко кто может обойтись без подготовительного рисунка. Хотя бывают исключения. Моему отцу посчастливилось учиться в группе у выдающегося советского художника Александра Лактионова – вот тот умел удивить студентов. По воспоминаниям папы, мэтр, иллюстрируя своё понимание вершин мастерства, которых в идеале должны были достичь студенты, прямо на первом занятии нарисовал фигуру натурщика без построения, начав с ногтя на опорной ноге и закончив вихрами причёски.

1.3.ПОСТРОЕНИЯ.

Итак, что делать? Во-первых, делать построения нежирным карандашом жесткостью F, он минимально портит бумагу (не зажиривает, и не царапает). Но если линий построения слишком много, бумагу сильно «замучили», лучше можно воспользоваться одним из вариантов старого дедовского способа – выполнить подготовительный рисунок на одном листе, а затем перенести его на другой, на котором и будете работать тушью и жидкой акварелью.

1.3.1. Способ 1. С помощью перестеклёвки на просвет.

Этот способ подходит только для достаточно прозрачной (невысокой плотности) белой и светлой тонированной бумаги. Нужно положить свежий светлый лист поверх сделанного ранее листа с построением, скрепить их, наложить или прикрепить на стекло и легкими линиями перенести на лист оригинала только верные линии.

Кстати, чтобы избежать растирания графита от карандаш на листе, в т.ч. уже во время работы, советую подкладывать под ладонь лист бумаги. Это своего рода муштабель для графика. В особенности это поможет вам в академическом учебном рисунке. И рука будет чистой от графитной пыли и лист не станет «блестящей работой» (затёртой).

1.3.2. Способ 2. С помощью передавливания (калькирования).

Если рисунок вы собираетесь выполнять на тёмной тонированной бумаге, подойдёт передавливание. Подготовительный рисунок делаете на тонкой бумаге. Закончив построения, натираете обратную сторону этого листа мягким карандашом и растушёвываете растушёвкой или ватным тампоном. Накладываете поверх тёмного листа, закрепляете на ровной твёрдой поверхности и передавливаете рисунок твёрдым карандашом.

Можно, как вариант, наложить на построенный рисунок полупрозрачную кальку. Далее поступаем аналогично – передавливаем, сначала перенеся на кальку правильные линии построения.

1.3.3. Технические средства.

У современного художника есть и технические средства, которые помогают сделать то же самое без особых хлопот, а заодно обходят ряд проблем, которые иногда могут быть трудноразрешимыми в традиционной технике.

Мне, например, очень понравилось в последнее время рисовать рисунки силуэтами и в лайн-арте («кефирными линиями»), в т.ч. чёрной тушью на сильно мелованной и глянцевой фотобумаге, на которой при этом получается интересный эффект рельефа. А карандаш по такой бумаге не ложится или процарапывает. Что делать? На помощь приходят фотоаппарат (сканер) и лазерный принтер, благо рисовал я работы на формате А4.

Набросок оцифровываем любым девайсом, в редакторе убираем яркость и контрастность, чтобы линии стали бледно-серыми, а затем распечатываем на принтере. Все, дальше можно работать тушью.

А что, если размер большой? На принтере его не распечатать? Вот тут поможет мультимедийный проектор. Фото или скан построенного рисунка проецируем на лист нужного размера на планшете, закреплённом на мольберте (только если он устойчивый и не двигается) или на стене. Рисунок выполняем тем же карандашом F.

Кстати, применение проектора решает проблему с увеличением эскиза на формат большого полотна. Что в противном случае пришлось бы делать по клеткам и диагоналям, что долго и опять-таки портит бумагу.

Этот технический метод, правда, таит ряд «подводных камней», связанных с оптикой. Как в процессе фотографирования эскизов, так и во время проецирования нужно обязательно обратить внимание на возможные искажения и поправить их, при необходимости. Фото – в редакторе, а в процессе проецирования – регуляторами наклонов проектора.

Проецирование в ряде случаев, особенно когда это необходимо, может заменить подготовительный рисунок совсем, нужно только привыкнуть работать на вертикальном листе и не заслонять оптический поток от проектора.

Зачем? До того, как я стал использовать этот технический метод, у меня, была практически неразрешимая проблема в работе пятнами акриловой и шеллачной тушью.

Они полупрозрачны, а при высыхании создают на бумаге лаковую плёнку. Поэтому невозможно удалить ластиком линии построения, они намертво зафиксированы. Если в штриховом рисунке это практически не заметно, то в силуэтной графике это становится большой проблемой. Ведь очень некрасиво смотрятся линии построения, оставшиеся навечно внутри пятен туши, прямо как кузнечики в янтаре.

1.4. ЧИСТОТА И ИСПРАВНОСТЬ ИНСТРУМЕНТА.

Завершая разговор о чистоте, следует отметить важность чистоты и исправности инструмента. Это, казалось бы, прописные истины, но почему-то их нередко забывают…

  1. Не забывайте чистить перо, протирая его о тряпочку, чтобы приставший к кончику бумажный ворс не начал мазать бумагу.
  2. Мойте кисть чаще. Избегайте окунать немытую кисть в разные флаконы, тушь светлых оттенков быстро грязнится и теряет яркость.
  3. Засохшая кисть, если вы забудете помыть её от туши, в особенности от несмываемой, может погибнуть: потерять остроту кончика, распушиться или засохнуть совсем, приняв навсегда случайную форму. Кстати, перо тоже иногда стоит промывать, даже если вы его протирали во время работы.
  4. Будьте вообще очень внимательны к перьям, особенно тонким. Иногда хватит одного раза провести пером по бумаге «против шерсти» и не только в бумаге получится задир или дырка, но и перо будет, скорее всего, испорчено, его острие загнётся, будет царапать бумагу, брызгаться кляксами и т.п.

Графика & Технологии. Часть 1. Подготовительный этап, изображение №2

Евгений Ладыгин. Кострома. Вид на Ипатьевский монастырь. 1997. Тон.бум., тушь, перо. 24х36. Собрание ГИМ

PS. Мы забыли о двух других упомянутых ранее качествах чекиста – горячего сердца и холодной головы. Нужно отметить, что художник хотя и должен всегда «гореть», быть увлечённым творчеством и конкретным сюжетом, над которым работает, но ему никогда не следует забывать и об основах своего ремесла, его законах, правилах и приёмах, о чём мы будем говорить в следующих статьях. Следите за обновлениями, подписывайтесь…


29


КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

radomir26
03.02.2025 20:38   #1

Прекрасная статья и дельные советы! Благодарю! 🙏


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам

Мы используем куки, чтобы
пользоваться сайтом было удобно