@kottt73

Сергей Ходоренко-Затонский

Шегаль Григорий Михайлович 07.02.2020 21:41

Трудными дорогами жизни шел Григорий Михайлович Шегаль к высотам культуры. Безрадостным было детство. Вернее его не было. Сиротство с полутора лет, тяжелые годы, полуголодного детства у бабушки, полубессонные ночи на стружках под клавиатурами недоделанных роялей у дяди—фортепианного мастера. Окрики, подзатыльники, непосильная работа для маленьких детских рук. И непонятно откуда—необъяснимая фанатичная любовь к рисованию. За эти «никчемные занятия» непокорного ученика нещадно били, но заглушить это увлечение ничем не могли. Одинокий, загнанный мальчик ночами тайком рисовал и читал все что попадалось под руку. Может быть это непреодолимое тяготение к культуре, искусству было унаследовано им от отца, по профессии часовщика и фотографа, умершего двадцати шести лет. Он самоучкой играл на рояле, увлекался рисованием, занимался астрономией и изучал арабский язык. 

Первым шагом к искусству было поступление мальчиком-учеником в мастерскую гравера. В годы юности все копеечное жалованье подмастерья уходило на учебу со студентом-репетитором. За три года напряженной работы экстерном сдан экзамен на аттестат зрелости. Это позволило мечтать о Петербурге, об Академии художеств. «Мне шел тогда 21-й год. Я знал, что запаздываю. Я еще не начинал учиться в том возрасте, в каком художники Возрождения уже рвали пуповину, связывающую их с мастером, и создавали свои первые самостоятельные творения. Жизнь не баловала меня. Что же - буду сам завоевывать свое счастье, пусть с утратой самых ценных лет юности». (Из автобиографии). Петербург встретил сурово. Начались недоразумения с полицией из-за паспорта. Нужда заставляла совмещать учебу с работой. Но все приносилось в жертву искусству. С 1911 по 1916 г. Шегаль учился в Школе поощрения художеств, поставленной в то время на большую высоту ее директором, художником Н. К. Рерихом. Там преподавали Г. М. Бобровский, П.С.Наумов, А. А. Рылов, В. А. Щуко, И. Я. Билибин и др. Осенью 1917 городя трудный конкурс, он поступил в Академию художеств и занимался у В.В.Беляева (живопись) и у Г.Р. Залемана (рисунок).

Октябрьская революция открыла перед художником широкие горизонты. Впервые почувствовал себя Шегаль полноправным гражданином молодого советского государства. Жизнь начиналась сначала, жизнь с народом и для народа. В 1918 году Г. М. Шегаль едет в Тулу и с энтузиазмом берется за работу. Ее хватало на всех, особенно в провинции. Молодой художник понял, что самым главным в то время был гражданский долг перед Родиной, посильная помощь каждого в строительстве первого в мире социалистического государства, его культуры. Он отдает все свое время, всю свою энергию общественной деятельности. Он заведует губернским отделом изобразительного искусства, руководит художественными студиями, ездит по городам и усадьбам, собирая художественные ценности для вновь созданного музея в Туле. И только после того, как была налажена работа на культурном фронте в Туле и наметились пути и вехи ее дальнейшего развития, Шегаль счел себя вправе подумать о продолжении образования. В 1922 г. Шегаль уезжает в Москву и в 33 года снова принимается за учебу во ВХУТЕМАСЕ. 

Эти годы были сложными и трудными для советского искусства. С одной стороны процветали всяческие «измы», «левачевство», где под флагом новаторства проталкивалось чуждое пролетариату мировоззрение. С другой стороны все большую роль играла только что организовавшаяся Ассоциация художников революционной России (АХРР), смело поднявшая знамя борьбы за идейное реалистическое искусство. В то время художественная школа также переживала тяжелые дни. Художниками-формалистами была разрушена академическая система преподавания, замененная рабским подражанием упадочным западно- европейским образцам. Шегаль скоро понял, что все то, что проповедывалось тогда во ВХУТЕМАСе ведет советское искусство по ложному пути. И необычной в то время была взятая им для дипломной работы производственная тема. "Красильный цех фабрики «Красная Роза», которой Г. М. Шегаль дебютировал на 8-й выставке АХРР. В 1925 г. он окончил ВХУТЕМАС со званием художника.С тех пор прошло четверть века. Мы—в мастерской художника.Показывая свою последнюю картину, он невольно вспоминает весь пройденный путь. Сложными путями шел процесс «становления» талантливо художника. 

Жизнь кругом так многообразна и интересна. Сокровищница искусства так богата! Жадно хотелось взять из нее все, что могло обогатить творческий опыт. Шегаль ставит на мольберт свои ранние работа 20-х годов. Сами картины рассказывают об исканиях, о внутренней борьбе художника. Перед нами «Пейзаж в Лефортове» (1923 г.). Пруд, мост, прачки на берегу. Стилизованными и «не русскими» кажутся природа, человеческие фигуры. Чувствуется, что художник ищет красоту колорита не в цвете натуры, а в красках своей палитры, учится не столько у природы, сколько у французских мастеров 19 века. А рядом—этюд головы крестьянского мальчика (1923 г.), где жилая наблюдательность сочетается с хорошими традициями русских мастеров. Все чаще и внимательнее обращается художник к натуре.Это подтверждает серия дипломных портретов 1924 г. «Старый слесарь» «Работница», «Старуха». Каждый год художник уезжал на 3 месяца на Украину, в Крым, на Волгу, на Урал. Все это было собиранием сил, накоплением мастерства для более важного и ответственного —для тематических композиций. 

О своей первой картине «Рождение трактора» (1930 г.) Шегаль говорит со снисходительной улыбкой, такой условной и наивной кажется ему сейчас эта работа. Но уже в следующей композиции «За овладение техникой» (1930 г.) Шегаль увидел подлинную действительность, мир новых людей, новых отношений. Даже на сегодняшний день, при наличии в картине многих погрешностей и наивностей в рисунке и живописи. остро звучит решение темы. Через много лет, во время одной из своих творческих поездок в Соликамск, спустившись в шахты, Шегаль увидел на стене подземной конторы большую репродукцию своей картины. Какое отрадное чувство охватило художника: картина живет в народе в его быту,труде. Это лучшее признание советского художника, работающего для своего народа. Шли Годы сталинских пятилеток, преобразующих отсталую авангардную Россию в мощное передовое индустриальное государство. Вырастали гиганты индустрии, видоизменялась географическая карта страны. Забитые. угнетенные национальности воскрешались к новой жизни.Вместе с расцветом страны росли и наши художники. Искусство становилась важным общественным делом, художники -активными участниками социалистической стройки. 

 Шегаль отлично понимал,что советская действительность предъявляла художнику новые высокие требования включиться в общее дело перестройки страны, изобразить в произведениях искусства нашу новую жизнь в ее больших и малых событиях, наших замечательных людей, простых и скромных в их героизме. Искусство становилось мощным средством коммунистического воспитания масс. Организуются большие юбилейные выставки «Художники РСФСР за 15 лет», «15 лет РККА н ВМ Флота», «Индустрия социализма», «20 лет РККА и ВМ Флота». На каждой из этих выставок Г. М. Шегаль представлен картинами, которые свидетельствуют об его художественном и идейном росте. Художник выходит на большую дорогу жизни. Вся наша необъятная Родина лежит перед ним. Шегаль едет в творческие командировки: на Путиловский завод, на золотые прииски в Миасс, на металлургические заводы Златоуста, в калийные шахты Соликамска, в индустриальные центры Кузбасса‚ в Азербайджан, Узбекистан и т. д. Все глубже и шире раскрывается мир. Когда-то внимание живописца привлекала природа, отдельные люди. Теперь он заинтересовался их взаимоотношением, новым советским человеком, преобразующего природу. 

В новых пейзажах Шегаля стройная мощная архитектура гигантов индустрии звучит как гимн человеческому труду. Бегущие ленты железнодорожных путей связывают в единое целое организм огромной страны. Много тем родилось у художника в его творческих поездках, из жизненных встреч,наблюдений. Так на Алтае задумал он картину «Новый товарищ» на Турксибе «Путь свободен», на Кавказе «Призыв горской молодежи». Эти картины, показанные на юбилейных выставках к 15—летию Советской власти, принесли художнику известность и признание. В тему о новом человеке вливается и тема о дружбе народов, о наших народностях, воскрешенных к новой жизни. «Путь свободен» (193-32 гг.)—картина о Турксибе. Первый поезд пошел на Восток. Стучат колеса, мимо нас проходят вагоны. На подножке стоит проводник, женщина-туркменка, смело сбросившая паранджу и вступившая в семью трудовых советских женщин. И так странно видеть рядом с ней женщину в черной парандже! В картине «Новый товарищ» (1931-32 гг.) Шегаль берет ту же тему столкновения нового со старым. Юноша-казах, неловко одевается в костюм шахтера перед первым спуском в шахту. Со Смешанным чувством недоверия, страха и восхищения смотрит он на русскую девушку-комсомолку,помогающую ему вступить в новую жизнь. 

В этой картине Шегаль уже освобождается от прежней схематичности, «приблизительности» в трактовке человеческой фигуры. Только накопив некоторый опыт, решает подойти художник к многофигурным композициям. Первая из них—«Призыв горской молодежи»—(1932 г.). Сам художник так рассказывает о своем замысле: «В ней особо благодарной и заманчивой была задача выразить многообразие национальных характеров (в одном Дагестане более 30 разных национальностей). красочность одежды, торжественную, величавую красоту горного пейзажа, созвучную патриотическому подъему молодых новобранцев» (из автобиографии). Теперь, через много лет, овладев большим живописным мастерством. Шегаль сам видит ее слабые стороны-—-слишком резкий колорит. недостаточную пластичность формы, отсутствие единства действия в композиции. Вместе с годами приходила мудрость душевная глубина. понимание человеческих страстей и переживаний. В 1935 г. Шегаль написал картину «Расстрел железнодорожников в Кизеле».

Летом 1934 т. Шегаль поехал в творческую командировку на Урал со скромным заданием поработать над пейзажем и зарисовками на транспорте. Однажды вечером,проходя с рабочими по железнодорожным он услышал кем-то брошенную фразу: «А вот здесь колчаковцы расстреляли железнодорожников!» Этой фразы было достаточно, чтобы зажечь фантазию художника. Как часто, казалось бы, совершенно случайно и внезапно находит художник весь цветовой строй картины, который он долго и мучительно искал. Так было и здесь. Шегаль писал скромный натюрморт-букет из ромашек и полевых трав в глиняной кружке. И вдруг вся цветовая гамма будущей картины ясно раскрылась перед ним. Об этой картине услышал художник М. В. Нестеров совершенно неожиданно, он приехал в мастерскую Шегаля. Обычно скупой на похвалу и резкий в своих суждениях, прославленный мастер сказал убедительно: «Хорошо. Вышло». .. Важным этапом в творчестве Шегаля была работа над большой картиной «Вождь, учитель и друг» (1939 г.). Где и Как родилась эта тема? Шел 2-й съезд колхозников-ударников. Читая ежедневные отчеты о нем. художник остановился на одном эпизоде:товарищ Сталин помогал колхознице Федотовой вести заседание.

С большим подъемом он начал писать картину, предназначенную для выставки «Индустрия социализма». Все действующие лица в картине—конкретные портреты. Колхозники, знатные люди вызывались в Москву и художнику предоставлялась возможность писать их с натуры. С натуры писал он и зал Большого Кремлевского дворца. Статую Ленина, венчающую зал, изобразил он, как символ единства дела Ленина - Сталина. Картина была прекрасно принята общественностью и показывалась на выставках «Индустрия социализма» (1939 г.), «Сталин и люди Сталинской эпохи» (1939 г.), «Лучшие произведения советских художников» (1940 г.). Одновременно с этой картиной был написан портрет товарища И. В. Сталина. Художник создал глубоко человеческий образ гениального вождя. Картина бы «Сталин и «Лучшие произведения совет- сан портрет товарища чье горячее сердце бьется в думах и заботах о Родне, о людях нашей страны, о судьбах всего трудового человечества. Художник неоднократно обращался и к историческим темам. Так для юбилейной выставки «20 лет РККА и Флота» он взялся за тему «Бегство Керенского». Шегаль ездил в Гатчину писать с натуры место действия- дворцовые интерьеры,обстановку, изучал архивные материалы.

Картина построена на глубоком психологическом решении. Это-последние минуты пребывания Керенского в Гатчине, лихорадочные приготовления к побегу. Среди хаоса разбросанных вещей фигура Керенского, переодевающегося в платье сестры милосердия, одновременно трагична и комична. Надолго запоминается жуткое истеричное лицо авантюриста- это застывшая маска с дикой злобой и животным страхом в глазах. Некоторая раздробленная пестрота колорита нарушает целостность впечатления. Мастерски написанный интерьер и натюрморт заслоняют человеческие фигуры. Еще раз обратился Шегаль к истории в картине «Юный Киров над телом Кононова после расстрела томской демонстрации в 1905 году в Томске был убит его знаменосец Кононов-тов. Ночью тайком пробрался Киров в мертвецкую университета где были сложены трупы. Прощаясь с убитым другом, он нашел за его рубашкой красное знамя. Это красное знамя играет большую роль в картине Это- символ искра‚ из которой разгорается пожар революции.

С большим зрелым живописным мастерством написаны человеческие фигуры в сложных поворотах, ракурсах, освещении, интерьер полутемного подвала, ночная улица за приоткрытой дверью. Мастер внес в содержание картины и собственные воспоминания о 1905 годе, о митингах, забастовках. Шестнадцатилетний мальчик был свидетелем расстрела демонстрации казаками в Туле. «Путь мой,—сказал когда-то художник‚—к живому, думающему‚ чувствующему человеку». (Из автобиографии). Образ нового советского человека занимает в творчестве талантливого мастера большое место. В ранних портретах преобладала задача или передать индивидуальную неповторимость человеческого лица или достигнуть эффектного живописного решения. В позднейших портретах задача более глубокая-найти отличительные черты в облике советского человека, выразительность психологической и социальной характеристики. Эти портреты—рассказы о новых советских людях, об их трудах, заботах, досуге. Это целая галерея лиц разных возрастов. разных профессий: девочка-школьница, студентки, комсомолец-стрелочник, медицинская сестра («В свободную минутка 1945 г)

Хочется особо остановится на последнем портрете. Он напоминает нам о годах войны, о самоотверженных подвигах наших девушек на фронтах и в тылу. Художник сумели показать нам невыразимой прелести девичье лицо с мягкой голубизной глаз, в которых столько душевных чистоты и спокойной ясности. Много раз брался Шегаль и за групповой портрет, по существу переходящий уже в тематическую картину. Так портрет Дуси и Маруси Виноградовых рассказывает о наших героях труда, поднимающихся из народных глубин к культуре,науке. И разве не групповой портрет картина «В рабочем Клубе» (1933 г.). Яркая типичная группа москвичей дана в картине "На эскалаторе "(1940 г). Со дня открытия метро и до сих пор я испытываю особенно пластично, многообразно, современно",-говорит Г.М.Шегаль.И еще раз к этой теме вернулся Шегель уже в послевоенные годы в картине "Снова за книгу"(1947г). В ней также слышим мы отзвуки войны. 

После нее прошло 2 года. Наша молодежь, героически защищавшая Родину, вернулась к мирной жизни, учится в вузах, вооружаясь наукой и техникой. «Пейзаж и натюрморт,—говорит Шегаль‚—никогда не были для нас отвлеченным занятием, развлечением. Я смотрел на них, как на подготовку к тематическим картинам, т. к. овладение миром природы и вещей позволяет свободно строить и писать тематическую композицию». Художник показывает нам свои пейзажи. Как много говорят они нам. Перед нами встает Москва с ее уютным подмосковьем, стройная архитектура Ленинграда, красивая Гатчина, суровый Урал, широкие просторы Волги, солнечная Украина, знойный Крым, Кавказ, Азербайджан. Где только не был живописец со своим этюдником. Его острый глаз всматривается в характерные штрихи каждого нового места. Вы сразу узнаете контуры гор, ярко синее небо Крыма, декоративные формы Кавказа, широкую живописность средне- русской полосы. Но задача подлинного мастера пейзажа показать не только географические особенности места, а раскрыть состояние природы, ее внутреннее содержание, найти в нем созвучие своим переживаниям. 

Подобный пейзаж перестает быть только этюдом, «штудией», а становится уже большой содержательной темой. В годы войны у зрелого мастера появилось новое, глубокое отношение к природе. «Это новое чувство природы, впервые по-настоящему согревшее и возмутившее мой эстетический покой в Воскресенске, оказалось не мимолетным, местным, а вошедшим как внутреннее постижение самого главного в нашем искусстве. И никогда я не работал так самозабвенно, не думая даже о самой живописи, как не думаешь о красоте когда видишь лицо матери. Какое есть, оно прекраснее всего на свете». (Из автобиографии). И действительно, пейзажи Воскресенска, приуральского села, куда уехал Шегаль в начале войны вместе с художественной школой, согреты и освещены какой-то задушевностью. Может быть она пришла вместе с суровыми испытаниями тяжких лет Великой - Отечественной войны. Советский художник гражданин не мог оставаться равнодушным зрителем грозных событий.Так,уже через 10 дней после освобождения Смоленска,Шегаль был там. Он привез горячие, живые зарисовки города, истерзанного врагом -с разрушенными улицами, домами, вокзалами нашими героическими советскими людьми, возвращающимися к своим разоренные родным очагам.

Он зарисовал изъезженные им фронтовые дороги, по которым наша армия победно гнала разбитых немцев. Лучшие из подмосковного цикла пейзажей лирические—зимки и ранняя весна —написаны в Раеве (1944—48 гг.). Художник любит русскую зиму с ее глубокими снегами, серебристыми тихими днями, неожиданным солнечным сверканием. С упоением и страстью писал Шегаль и Волгу в Юрьевце летом в 1948 г. Великая русская река, силуэты старинных церквей,горы, увенчанные вековыми соснами,все слилось все слилось в замечательный образ Руси, прекрасной Родины-матери. В 1949 г. художник написал картину «Заседание парткома завода «Динамо» им. Кирова», показанную на Всесоюзной художественной выставке 1949 года. Являясь как бы продолжением и дальнейшим развитием темы в картине «Вождь, учитель и друг», она рассказывает о росте советских людей, которыми руководит товарищ, Сталин и партия. Художник показывает лучших людей индустрии —партийцев‚ руководящих всей работой большого завода «Динамо». Самая большая ценность этого завода в замечательных кадрах,в людях,вооруженных высокой техникой сноровкой, изобретательностью.

Художник изобразил заседание парткома завода. В 1949 году исполнилось 25 лет с исторического момента—посещения завода и посещения завода и его партийной организации товарищем Сталиным. Шегаль взял темой рядовое на заседание партийного комитета, в котором участвуют и члены парткома и приглашенные лица. Шегаль написал картину о простых советских людях, у которых физический труд неразрывно связан с умственным трудом‚ с творческим процессом. Художник хотел рассказать о ведущей роли партии на производстве. На картине все подлинные портреты: директор завода тов. Орловский, первый секретарь парторганизации тов. Гогинава, председатель завкома тов. Яковлев. Здесь присутствует и стахановец-сварщик тов. Овчинников, старейший рабочий завода. Художник длительно работал над портретами и делал зарисовки н этюды отдельных людей, групп. Присутствовал на заседаниях парткома наблюдал работу на производстве, изучал и общий характер работы завода. Результатом длительной и углубленной работы явилась удачная картина,на которой мы видим живых людей,мыслящих, чувствующих непринуждённый и естественных в их позах, жестах, движениях. Большой групповой портрет —успешный результат многолетней работы талантливого мастера в области портрета. в области создания образа человека социалистического труда. Картина написана с высоким зрелым мастерством художника- реалиста. Картина получила высокую оценку рабочей и художественной общественности. С чувством большого удовлетворения отмечали рабочие, что они гордятся тем, как живо и убедительно художник изобразил в большом произведении искусства простых советских людей, честно и скромно делающих свое дело, борющихся за построение коммунизма. Шегаль прошел трудную дорогу жизни от полуграмотного юноши рабочего до большого мастера советского искусства. В 1940 г. ему присвоено звание профессора живописи. Вдумчивый, глубокий, скромный, взыскательный к себе и другим, от: старается пробудить эти чувства и в советской молодежи. Шегаль принимает активнейшее участие в общественной деятельности и жизни страны. 

Художник-коммунист идет в ногу с нашей современностью служит народу и своей кистью, и в качестве педагога, и общественного Г. М. Шегаль понимает, что творчество художника только, тогда современно, с народом, с его делами, чаяниями думами, если оно понятно народу. Шегаль ищет в жизни то новое, что отличает нашу действительность от капиталистических условий жизни.Увидеть и запечатлеть это новое еще в его зачатках и в его торжестве -важная задача советского художника. Талантливый мастер прошел большой творческий путь от стилизованных обобщений и отвлеченных эстетических канонов к реалистической правде. Итогом пройденного пути была персональная выставка Г. М. Шегаля, организованная в 1949 г. в связи с шестидесятилетием художника и тридцатилетием его творческой деятельности. Шегаль много работает над повышением своего живописного мастерства. Его живопись особенно сильна своим колоритом. Проницательные глаза художника видят богатую красоту в природе, людях предметах и он переносит ее в картины в благородно звучном колорите. 

Шегаль знает, что советский художник должен быть борцом за идейность, за высокое мастерство в искусстве, должен с честью нести знамя Сталинского творческого метода социалистического реализма. В стране безграничных возможностей создается величайшее, самое передовое в мире социалистическое искусство. Оно воспитывает сознание народа и ведет его к великой цели - к коммунизму.


13



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам