Правила определения размера вознаграждения (гонорара) 13.04.2019
Правила определения размера вознаграждения (гонорара)
автора (творческого коллектива) за создание произведений
изобразительного искусства, художественного проектирования
и конструирования, сценариев произведений
Правительство Москвы Управление инвестиционной политики и финансирования из городских источников
Общие положения
1. Правила определения размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений разработаны с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего авторское право. Данные ставки могут быть использованы профессиональными художниками, а также их объединениями и организациями.
2. Правила включают в себя базовые ставки для расчета авторского вознаграждения (гонорара) за создание произведений станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной, мемориальной и станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования, художественно-графических произведений для печати и др. (далее - Произведение).
Ставки авторского вознаграждения применяются при создании новых произведений в ценах 2001 г.
Ставки авторского вознаграждения применяются как при заключении договоров купли-продажи готовых произведений, так и при создании таковых по заказам организаций и частных лиц.
3. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) используются при исполнении автором произведения (индивидуально или в составе творческих коллективов) от фор эскиза до создания произведения в конечном материале и включают в себя производственные расходы.
4. Ставки авторского вознаграждения устанавливают размеры гонорара и применяются как основа для определения стоимости произведения художественно-экспертным советом соответствующего уровня.
5. В зависимости от значимости создаваемого объекта Произведения оцениваются в следующем порядке:
- художественное произведение федерального значения оценивается Экспертно-консультативным советом по монументально-декоративному искусству при Правительстве Российской Федерации или Художественно-экспертным советом по монументальному искусству Министерства культуры Российской Федерации;
- художественное произведение республиканского значения оценивается Министерством (Управлением) культуры республики;
- художественное произведение областного и городского значения оценивается Управлением культуры или художественными советами городских, областных или краевых отделений Союза художников Российской Федерации.
6. При передаче Произведения по договору, без проведения художественной экспертизы, стороны вправе самостоятельно использовать настоящие ставки авторского вознаграждения при определении цены договора.
7. Размер ставок авторского вознаграждения может увеличиваться в зависимости от конъюнктуры, сжатых сроков выполнения, высокого престижа автора и др.
8. При создании произведения автор (соавторы) вправе привлекать для выполнения различного рода работ специалистов; порядок оплаты выполняемых ими работ определяется в договоре, заключенном с автором (его представителем) или с заказчиком (по согласованию с автором).
9. В случае когда в создании произведения участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом в рамках настоящих Правил. Распределение авторского вознаграждения между авторами производится по их взаимной договоренности и отражается в договоре.
10. Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, этюды, модели и другие подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. Автору принадлежат авторские права на данные объекты.
11. В случае передачи Произведения для воспроизведения право собственности на него не передается, если иное не предусмотрено договором.
12. При создании авторских повторов художественных произведений до 10 экземпляров вознаграждение устанавливается в размере до 100% за создание оригинала произведения в зависимости от технологии изготовления, или проводится оценка художественным советом.
В других случаях вознаграждение за тиражирование произведений устанавливается в соответствии с действующими нормативными актами либо по соглашению сторон.
13. В случае тиражирования произведения автор имеет право на получение не менее одного экземпляра тиражного произведения, как правило, с оплатой по производственной себестоимости. Исключение могут составлять произведения из драгоценных материалов, с драгоценными камнями и т.п.
14. Авторская реставрация (воссоздание) ранее созданных произведений оплачивается в пределах настоящих Правил.
15. Затраты на авторский надзор и руководство техническими и вспомогательными работами настоящими Правилами не учтены и должны оплачиваться дополнительно. Размер оплаты устанавливается от 2 до 10% от вознаграждения за создание произведения в материале, если иное не предусмотрено вводными указаниями к отдельным главам.
16. При создании автором произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи производственные расходы - 40% авторского вознаграждения (гонорара) не подлежат налогообложению, за исключением Раздела VII "Произведения сценографии".
При создании автором художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна производственные расходы - 30% авторского вознаграждения (гонорара) не подлежат налогообложению, за исключением Раздела VII "Произведения сценографии".
Если производственные расходы превышают 40 и 30%, то они должны быть подтверждены финансовыми документами (Налоговый комитет РФ, часть 2, стр. 221).
17. При определении сметной стоимости художественных произведений накладные расходы определяются в размере не менее 28,8% от авторского вознаграждения (гонорара).
18. Государственные налоги, сборы, отчисления, а также транспортные услуги до места установки художественного произведения, установка на месте, таможенные расходы не учтены ставками авторского вознаграждения (гонорара) и учитываются дополнительно в сметной стоимости работ по созданию художественного произведения.
19. При создании произведений по договорам художественного заказа с использованием Автором производственных мощностей организаций, созданных профессиональными художниками, их объединениями и организациями, в сметную стоимость раздельно закладываются:
- авторский гонорар по настоящим Правилам за минусом производственных затрат;
- государственные налоги, сборы и отчисления, таможенные пошлины по действующему законодательству РФ;
- производственные затраты по расчетам и нормам, в т.ч. местным нормам, с перерасчетом по факту при сдаче исполнительских смет и (или) актов 100% сдачи работ;
- накладные расходы предприятия-изготовителя в размере не менее 85% от основной заработной платы;
- плановые накопления в размере не менее 8% к сумме производственных затрат и накладных расходов;
- непредвиденные расходы в размере 2% к себестоимости произведения по смете (без учета НДС).
Раздел I Глава I
Станковая живопись в техниках: холст, доска, масло, темпера, левкасы
Таблица № 1__________________________________________________
1. Вознаграждение за проведение подготовительных работ.
(Изучение задания, методических материалов, описание,
предварительные расчеты и т.д.)________1 произведение______25000
Таблица № 2__________________________________________________
2. Вознаграждение за создание этюда, эскиза, наброска
произведения________________________1 этюд, эскиз________ 62500
Таблица № 3__________________________________________________
3. Произведение станковой живописи: 1 картина
натюрморт, пейзаж без фигур____________________________140000
портрет, жанровая живопись,
пейзаж и натюрморт с фигурами___________________________37500
многофигурные картины жанрового и исторического характера,
сложные постановочные портреты________________________560000
Глава 2
Станковая графика (в том числе гуашь, акварель, темпера; гравюры на линолеуме, дереве, металле, камне и т.п.; произведения для печати, реклама, фирменный стиль и т.д.)
Таблица № 4_________________________________________________
1. Вознаграждение за проведение
подготовительных работ____________1 произведение_______15000
Таблица № 5_________________________________________________
2. Вознаграждение за создание этюда, эскиза, наброска
произведения в технике графики______1 этюд, эскиз________37500
Таблица № 6_________________________________________________
3. Произведение станковой графики______1 картина_______75000
Примечание. Вознаграждение за графические произведения, исполненные в технике гравюры на дереве, на металле, на линолеуме, на камне и т.п., повышается против предусмотренного в таблицах № 5 и 6 от 40 до 50%. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, касающихся определения авторского гонорара за произведения, выполняемые по авторскому договору заказа.
В первую очередь рекомендуем обращаться к Правилам определения размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений, утвержденным Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы 06.08.2001 (далее - Правила).
Однако при работе с этим документом, текст которого будет публиковаться нашим журналом, следует учитывать то, что авторские гонорары в нем указаны в ценах 2001 г., и поэтому требуют коррекции. Кроме того, нужно принимать во внимание изменившуюся практику заключения договоров гражданско-правового характера. Несмотря на то что в п. 2 главы "Общие положения" указывается, что ставки могут применяться как для договоров купли-продажи, так и для договоров заказа, основная часть последующих тезисов относится исключительно к договорам заказа. Отметим наиболее существенные особенности договора купли-продажи.
1. Суммы, полученные автором по договору купли-продажи, не являются вознаграждением автора (авторским гонораром), поэтому:
а) при налогообложении этих сумм не принимается во внимание профессиональный вычет НК ст. 221, на который ссылается п. 16 Общих положений правил, а применяется имущественный вычет НК ст. 220, п. 1;
б) с указанных сумм не производятся отчисления в социальные фонды (ПФР, ФСС, МНС и т.д.), следовательно, работа, которая предшествовала этому договору, не засчитывается в страховой (трудовой) стаж.
2. Транспортные услуги, таможенные сборы и пошлины, расходы по установке, в том случае если они не возложены договором на покупателя, могут быть получены автором только в виде части дохода от реализации работ с соответствующим налогообложением.
Проиллюстрируем это на примере.
Заказчик покупает садово-парковую скульптуру у автора с условием доставки и установки. В соответствии с Правилами вознаграждение автора составит (доход) 862 500 руб.
При расчете (с юридическим лицом по договору купли-продажи) автор получит: 862 500 руб. - 13% НДФЛ (112 125 руб.) = 750 375 руб. Из этой суммы автор как физическое лицо оплачивает транспортные расходы, расходы по установке и т.д.
Автор имеет право, обратившись в налоговую инспекцию по месту жительства, получить имущественный вычет в размере 125 000 руб., т.е. вернуть 16 250 руб. переплаченного налога, если произведению менее 3 лет, или вернуть 112 125 руб. переплаченного налога, если он сумеет доказать, что произведению более 3 лет. Отчислений в Пенсионный фонд произведено быть не может, в страховой стаж эта работа не включается. В этом случае также следует учитывать, что договор купли-продажи с физическим лицом юридическое лицо имеет право заключить только при наличии разрешения на право комиссионной торговли. Во всех остальных случаях, если юридическое лицо приобретает авторское произведение не для собственного пользования (а, допустим, для последующей продажи) должен быть заключен договор заказа.
Рассмотрим случай со скульптурой с позиций договора заказа. Авторское вознаграждение в соответствии с Правилами устанавливается в размере 862 500 руб. Автор получит: 862 500 руб. - 13% НДФЛ (112 125 руб.) = 750 375 руб. Из этих денег он как физическое лицо будет оплачивать материалы, транспорт, услуги сторонних организаций и т.д. Кроме того, организация-заказчик обязана осуществить отчисление ЕСН в размере 31,6% и как минимум 0,2% за травматизм, в сумме 274 275 руб.
То есть затраты организации на этот договор составят: 862 500 руб. + 274 275 руб. = 1 136 775 руб. Автор имеет право реализовать через налоговую инспекцию профессиональный вычет в размере 40% авторского вознаграждения 345 000 руб., т.е. вернуть 44 850 руб. переплаченного НДФЛ. В том случае если производственные затраты могут быть подтверждены документально, при заключении договора рекомендуется выделить их из суммы вознаграждения автора в отдельные статьи сметы: материалы, транспорт, услуги сторонних организаций и т.д. Эти суммы могут быть получены автором под отчет или оплачены организацией-заказчиком. В этом случае затраты заказчика рассчитываются следующим образом.
По Правилам, авторское вознаграждение - 862 500 руб. Документально подтвержденные расходы - 345 000 руб. Автор получит: (862 500 руб. - 345 000 руб.) - 13% НДФЛ (67 275 руб.) = 450 225 руб. Заказчик начислит ЕСН 31,6% + 0,2% за травматизм (862 500 руб.- 345 000 руб.) х 31,8% = 164 565 руб. Договор обойдется заказчику: 862 500 руб.+164 565 руб. = 1 027 065 руб. Если договор заключен автором, он, с бухгалтерской точки зрения, будет считаться срочным трудовым договором. Особо следует остановиться на договорах, которые заключаются заказчиком не с автором, а с юридическими лицами, сотрудником которых является автор. Это может быть как договор заказа, который подпадает под действие п. 19 гл. "Общие положения" Правил, так и агентский договор. В обоих случаях проценты, указанные в п. 19, для каждой организации являются индивидуальными, а договор, строго говоря, нельзя отнести к разряду авторских. Публикация в журнале ARTCOUNCIL ХС № 2 (42) - 3 (43) 2005 г.
КОММЕНТАРИИ: 16 Ответы
Нифига себе, люди ещё и продают свои картины. Я на это дело давно плюнул, так как сравнил мои трудовые и временные затраты с тем жалким доходом, и пришел к выводу: легче влезть в Раду и там спать и воровать попеременно. Только вот не берут меня в Раду, говорят, что слишком честный, а такие там не нужны.
Таблица № 3__пейзаж и натюрморт с фигурами – 37,5 тыс. руб, а без фигур – 140 тыс. руб. – какой-то бюрократический бред сплошной, особенно – "натюрморт с фигурами"! )))
Правительство Москвы Управление инвестиционной политики и финансирования из городских источников – вот живопизсцы, вот где таланты да творцы!!!! Сюрреализм классический, высшего пилотажа!!!
90% клиентов в России – Паразиты действующей власти, опускающие свой народ, а они торгуются до смерти ))) У них всегда всё плохо, денег типа нет, бедность, нищета, зарплата маленькая, а главные расценки у них – "ТАРИФ СИРОТКА". А ещё и норовят купить в рассрочку)
Определяя правила определения вознаграждения а следовательно и ценности необходимо не забывать что, Санты и Деды Морозы это тоже творцы. Пришла однажды к ним Снегурочка и видит картину: Как они Уху Ели. Плагиат с сюжетами "передранных" картин с красиво оформленным рерайтом заключения "специалиста" о некоей цене сего продукта. Корни перед и драть по равенству равны Поза Имствованию. Но с какого это бока простой народ поставлен в услужение господам и "культуре" в которой ценообразование за равноценный труд берется с потолка??? И общий симбиоз мнений в итоге это уже не культура а КУЙ ТУРА – бога планеты Наибирума.
Интересная информация.