@kottt73

Сергей Ходоренко-Затонский

Попова Ирина Николаевна 1923 - 1988 07.02.2020 22:03

1923 – Родилась в Москве
1940 - Училась в Московском художественном училище памяти 1905 года
1943 - Училась в Государственном художественном институте им. В.И.Сурикова на живописном факультете (мастерская С.В.герасимова). Дипломная работа- «Боевое задание»
С 1951 года постоянно участвовала в московких, республиканских и всесоюзных художественных выставках
1958 –Принята в члены Московской организации Союза художников СССР
1967, 1970 –Творческие поездки на Южный Сахалин совместно с мужем, художником Студии им.М.Б.Грекова В.И.Переяславцем. Создание цикла живописных и графических работ о жизни советских пограничников
1971- Творческие поездки в Бельгию, Нидерланды. Люксембург
1973,1978- Персональные выставки произведений живописи и графики. Москва
1975 - Творческая поездка в Италию. Создание серии акварельных работ «По италии»
1988 – 7 июля умерла в Москве

Ирина Николаевна Попова принадлежит к числу художников
истинных, т. е. таких, которые отдают себя искусству потому, что не могут этого не делать. Она никогда не изменяла любимому делу, а стало быть и себе, и неуклонно и последовательно создавала свои произведения. Дочь художника, она выросла в атмосфере искусства, впитала чуткой детской памятью всё, что было с ней связано, и зародившаяся любовь к живописи и мечта стать художником привели её сначала в художественное училище имени 1905 года, а потом в Суриковский институт. Конечно, одной мечты мало: нужен талант, помноженный на упорный труд. И присущие ей эти качества были в ней замечены и оценены. Замечательный советский художник С. В. Герасимов взял её в свою мастерскую и пристально наблюдал и тактично направлял ее растущее мастерство.
Близилось окончание института — годы упорного труда, постижения наследия крупных мастеров, и осознания своих возможностей и целей в живописи. Надо было готовить дипломную работу. Свою дипломную картину «Боевое задание» И. Попова посвятила подвигу двух девушек-партизанок, одну из которых — Героя Советского Союза Наташу Ковшову видела ещё до войны, а потом не раз вспоминала, когда узнала о её гибели. В этой картине проявился принцип работы И. Поповой, который потом получает дальнейшее развитие и углубление в её творчестве — всегда идти от жизни, воплощая образы реальных людей.
Неудивительно поэтому, что одним из любимых жанров Ирины Николаевны становится портрет. Что может быть интереснее постижения человеческой личности, а у художника оно переходит в воссоздание внешнего облика, несущего в себе и психологическое содержание конкретного человека и черты времени, эпохи. Таким портретам художницы, как портреты заслуженного лётчика-испытателя Героя Советского Союза Г. М. Шиянова, учительницы Л. Лобановой, художницы И. Соколовой, присущи не только одновременно яркая и тонкая выразительность, пластическая и красочная достоверность, но и раздумье о человеке, своеобразный рассказ о нём, когда в его облике угадывается жизнь.
Портреты И. Поповой отражают существенные черты нашего современника — ум, мужество, человечность. Когда по портретам художника можно судить о духовных устремлениях
поколения, народа — это делает их художественными документами эпохи и не оставляет незамеченными. Любовь к людям сегодняшних дней, стремление воспеть их лучшие качества обеспечивают им пристальное внимание зрителей, устойчивую ценность.
И. Попова одна из немногих наших художников, пишущих детей. Им она посвятила много жанровых картин, портретов, рисунков. Но дело не в количестве, а в том, что её детским работам присущи большая теплота, праздничность, радующая глаз красочность: «Маша и солдат», «Юная фигуристка», «На каникулах», «Наташа с пирогом» и целый ряд других, представленных на выставке, несут в себе обаяние, трогательность, безмятежную красоту детства. Они привлекут внимание зрителей разных возрастов живостью, с которой художник передаёт игры, занятия, разговоры, различные моменты жизни детских лет, а главное — той редкой достоверностью, глубиной, с какой переданы искренние и сложные чувства «большого народа земли».
Всё выглядит на детских работах художника легко и непринуждённо — вот мальчуган в красной рубашке («В. Куйбышев») на что-то обратил свой полный удивлённого внимания взгляд, вот ребята всецело поглощены передачей своих впечатлений на бумаге («Дети рисуют»); вот девочка-подросток проникается миром музыки («Нателла играет»). Но за этой лёгкостью передачи и восприятия стоит огромный труд. Потому что детей, как известно, рисовать далеко не так просто. Надо много терпения, упорства и любви к этой непоседливой натуре, чтобы уловить интересные и характерные моменты и состояния. Сколько приходилось художнику делать рисунков, набросков, сколько раз оставлять начатые работы и вновь к ним возвращаться, чтобы детский мир жил той полнокровной цветущей жизнью, которую мы на них видим и которой не устаём радоваться.
Детские воспоминания каждый человек бережно хранит всю жизнь, как самые сокровенные. Чуткая и искренняя живопись И. Поповой не может их не затронуть и не обратить внимание к самому дорогому, что есть в жизни и на земле, — к детям. И в этом их не только талантливое решение темы, но и высокая гражданственность.
Ирина Николаевна с одинаковым удовольствием работает маслом и акварелью. На выставке представлено около
семидесяти живописных и сорока акварельных работ. Художник любит пользоваться акварелью, когда хочет передать более общее впечатление. Поэтому к этой технике она чаще прибегает в поездках, когда хочется остановить скоро мелькающие дорожные мгновения. Акварельные работы, сделанные на Сахалине и в Крыму, в Белоруссии и Подмосковье, на Кольском полуострове и в Молдавии, действительно выполнялись быстро, но это не значит, что они поверхностны. Вглядитесь в листы «Осень. Костёр», «Там Япония», «Утро Гурзуфа» и многие другие и вы почувствуете, как они полны настроением, взволнованностью и в то же время как они точны в деталях, как выразительны в выборе композиции. Её пейзажи далеки от претенциозности, навязчивой красивости, они ложатся на душу легко, то воспоминанием о зелёных берегах реки, о красках осеннего леса или зимних Сокольниках, то счастливым удивлением Курильским берегам, сырой северной природе. Особо следует сказать о городских пейзажах И. Поповой. Они полны неизъяснимой прелести потому, что художник умеет видеть красоту города, его архитектуры, улиц, домов. Хочется особенно подчеркнуть, что в них не исчезает передача разнообразных человеческих чувств, настроений. Художницей создана и, надеемся, будет продолжена великолепная сюита московских пейзажей — «Московские крыши», «Двор Петровского монастыря», «Китайгородская стена» и другие. Вглядитесь, сколько поэзии увидено И. Поповой в сочетании новой и старой Москвы, в развороте знакомых мест, где привычный взгляд иногда не замечает того очарования, которое открывается в её картинах и акварелях. Их отличают богатство колорита и безупречность формы. Следует обратить внимание и на итальянские работы, представляющие собой прекрасные по тонкости исполнения маслом миниатюры. И они опять-таки не удачно выбранные уголки города, а красота, увиденная сердцем, и эта одухотворенность не может не взволновать. И. Поповой довелось немало поездить и как жене военного лётчика, ставшего потом военным художником. Она часто бывала в частях, военных городках, хорошо знает и запечатлела на многих работах службу и быт бойцов и командиров Советской Армии. Здесь, на выставке можно увидеть одну из лучших работ этого цикла: «Солдат с книгой». Она проста по композиции, по живописной логике, которые дали возможность с большой силой выразить глубокий гуманизм нашего воина — человека Мыслящего, несущего жизнь и охраняющего мир на нашей планете.
Творческие интересы И. Поповой многообразны и одним из их проявлений являются её сочные натюрморты. Пишет она фрукты или цветы, корзину или восточный кувшин из металла, всегда удивляет передача материальной достоверности предметов на холсте или бумаге. Но главное, что её работы этого жанра так же, как и другие, славят жизнь.
Мне представляется, что оптимизм — главная отличительная черта произведений И. Поповой. Она, вот уже почти тридцать лет работая в искусстве, стремясь в каждой следующей работе что-то открыть, постоянно ищет новые формы и средства художественной передачи окружающего мира. Она вглядывается в него пристально, не теряя с годами интереса ни к людям, ни к красоте природы. Наоборот: накопленный опыт как бы расширяет взгляд, даёт возможность создавать работы более глубокие по замыслу и точные по средствам выражения. Чтобы произведения художника захватывали своей задушевностью, наплывом чувств, надо чтобы у него самого была большая душа, Ирина Николаевна обладает ею в полной мере. Каждая её работа, даже каждая краска — это частица сердца полного добра и теплоты, скрытых за внешней сдержанностью и немногословием, проявляемых в нужный момент и всегда видных в её творчестве. Оно согревает, заставляет задуматься, может, подчас иначе — более внимательно взглянуть на окружающее и даже на самих себя,
а значит оно нужно людям.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам