ПОХИТОНОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ (1850 - 1823) 26.12.2019
Художественное наследие Ивана Павловича Похитонова занимает особое место в русском искусстве второй половины ХІХ-начала ХХ века. Его жизнь прошла вдали от родины, главным образом во Франции и Бельгии; за пределами России осталась и основная масса его произведений. Поэтому сведения в дореволюционной и советской печати о творческой и личной биографии Похитонова порой весьма отрывочны и основаны в значительной степени на случайных, разрозненных фактах и предположениях. И все же произведения художника, хранящиеся в музеях СССР и частных собраниях, отзывы современников, заметки и статьи о нем являются достаточным материалом оценки творчества Похитонова.
Автор многочисленных пейзажей, Похитонов не ограничивал себя рамками только пейзажной живописи, хотя и отдавал ей предпочтение. Изображения природы у Похитонова, как правило, включают в себя небольшие жанровые сцены; писал он так же портреты и натюрморты; делал рисунки и акварели, занимался живописью на кафельных плитках.
Своеобразие живописи Похитонова тесно связано прежде всего с его необычной жизненной судьбой. Он воспитывался на лучших произведениях русского и украинского искусства последней трети ХІХ века. Немногие сохранившиеся документы убедительно свидетельствуют о том, что он стремился принять деятельное участие в современной ему отечественной художественной жизни. Он часто экспонировал работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, вел переписку с не-
которыми из русских живописцев и любителей искусства. В свою очередь к его картинам проявляли неизменный интерес и сами члены Товарищества. В письмах к П. М. Третьякову и к Н. А. Савицкому Похитонов постоянно беспокоился о судьбе своих произведений, находившихся в России, договаривался об устройстве их на очередную передвижную выставку; осенью 1896 года даже послал большую партию
своих работ в адрес галереи Третьякова с единственной целью - оставить о себе память как о русском художнике. Еще раньше, в январе 1896 года, обращаясь к Третьякову с просьбой дать на предстоящую передвижную выставку его работ, Похитонов писал:
“Как себе хотите, а я все-таки русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незамеиен тот след, который я оставлюна родине. Цените меня как хотите, а все же, мне кажется, -шкурка-то вычинки…»
Разумеется, связи Похитонова с русским искусством выражались не только в постоянном настойчивом желании участвовать на выставках Товарищества или иметь возможно большее число произведений в коллекции Третьякова. Гораздо глубже и полнее они прослеживаются
прежде всего в самом его искусстве.
В окончательном формировании оригинального дарования Похитонова важную роль сыграло почти постоянное пребывание художника за границей. В его произведениях едва ли можно найти ярко выраженные социальные настроения, характерные для русского искусства последней трети ХІХ века-времени, когда написаны лучшие картины Похитонова. Нет в них ни сильных страстей, ни бурных движений. Мир его образов удивительно ясен, гармоничен, спокоен. Пейзажи Похитонова привлекают безупречной верностью натуре, основанной на тонкой передаче света и цвета, на блестящем владении средствами пленэрной живописи, тщательностью исполнения. В этом нельзя не усмотреть благотворное влияние передового европейского, прежде всего французского, искусства второй половины ХІХ века, в тесном соприкосновении с которым развивалось творчество русского мастера.
Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в имении Матреновке Бобринецкого (впоследствии Елизаветградского) уезда Херсонской губернии в семье артиллерийского офицера. Предки его были людьми военными. Дед художника, запорожец Данило Похитон, после упразднения Запорожской Сечи обосновался на Украине и, по семейным преданиям, женился на цыганке, от которой имел не менее двадцати двух детей. Старший сын отличился в армии Паскевича в Персии в 1827 году. Самый младший стал отцом будущего художника. Мать Ивана Павловича, Варвара Белич, была сербкой. По окончании частного пансионата Гумберта в Елизаветграде Похитонов, следуя семейной традиции, некоторое время учился в кадетском корпусе в Полтаве. Он не проявил, по-видимому, особых способностей и пристрастия к военной карьере и в 1867 году был переведен в реальную гимназию в городе Николаеве. Окончив ее, Похитонов два года учился в Москве, в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), бывшей уже в те годы одним из центров
свободомыслня. Отсюда в 1869 году он был исключен в связи с участием в народовольческом
кружке С. Г. Нечаева и отправлен в Матреновку под надзор полиции. После этого Похитонов около двух лет учился на факультете естественных наук Новороссийского университета в Одессе, где увлекался зоологией и посещал лекции знаменитого профессора И. И. Мечникова, дружбу с которым сохранил до последних дней жизни ученого. Затем Похитонов некоторое время служил контролером касс Одесского банка, но вскоре по настоянию родителей оставил службу и переехал в имение своего отца, где стал работать управляющим. Однако такой род деятельности не мог удовлетворить будущего художника. Еще в годы учения в университете он копировал старые рисунки и гравюры, немного занимался живописью как любитель, изображая своих близких, крестьян деревни Матреновки, уютные украинские хутора с белыми, крытыми соломой
хатками, раздольные херсонские степи. Очевидно, сам Похитонов еще не придавал большого
значения своему увлечению. Сохранилось несколько ранних его работ, относящихся к началу семидесятых годов: «В степи весной. Матреновка››, «Портрет П. Д. Похитонова, отца художника», «Портрет Кили» (все-частные собрания, Франция). В них еще чувствуется некоторая робость, неуверенность в рисунке, но, несмотря на это, уже ощущается то серьезное И вдумчивое отношение к искусству, которое в дальнейшем будет характерно для творчества художника. Из-за отсутствия сведений нельзя сказать с абсолютной достоверностью, у кого и как в эти годы учился Похитонов. По свидетельству внука художника И. Б. Маркевича, он питал отвращение к тому, что сам называл «законченными системами» в художественном образовании. По-видимому, его обучение носило более или менее случайный характер, и своими дальнейшими успехами в искусстве художник был обязан исключительно собственному трудолюбию, наблюдательности и настойчивости. В 1871 году во время путешествия за границу вместе с матерью и больной сестрой Похитонов впервые выставил у одного из торговцев в Женеве несколько своих работ. Они сразу же были приобретены любителями искусства, и этот первый успех, вероятно, послужил главным толчком к более серьезным и систематическим занятиям живописью. Начиная с этого времени Похитонов внимательно следит за развитием художественной жизни в России и за рубежом. Большое впечатление произвела на молодого художника V выставка передвижников в Одессе, которую он посетил в самом начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов. «Я впервые оказался перед настоящим искусством»,- признавался впоследствии Похитонов своему другу Н. Рутковскому.
Впечатление от выставки, знакомство и беседы с одним из передвижников А. П. Размарицыным окончательно укрепили Похитонова в намерении стать художником.
В 1876 году из-за болезни глаз Похитонов уехал в Италию, а через год переехал в Париж, где сразу же сблизился с членами русской колонии. Кроме творческой интеллигенции, в нее входили студенты и революционеры-эмигранты. В частности, в эти годы и позже здесь находилась большая группа русской студенческой молодежи из Цюриха, а также активные деятели революционного движения - А. И. Иванчин-Писарев, П. Л. Лавров (портретный этюд с которого был написан Похитоновым в 1890-е годы), А. Лопатин, Г. В. Плеханов, И. И. Попов, вокруг которых группировались народники. В Париже жили в то время также Н. С. Курочкин (брат поэта-искровца В. С. Курочкина, в прошлом тоже сотрудник журнала «Искра») и семья Г. Н. Ге (брата художника Н. Н. Ге).
Большинство участников русской колонии обитало в Латинском квартале. По инициативе русской студенческой молодежи и политических эмигрантов в феврале 1875 года была организована библиотека, которая являлась своеобразным Центром колонии. С революционерами - членами колонии -- были хорошо знакомы И. Е. Репин, В. Д. Поленов, М. М. Антокольский и приезжавший в Париж летом 1889 года В. В. Стасов. Вместе с Плехановым и Лавровым 5(17) июля 1889 года Репин и Стасов присутствовали на первом учредитольпом конгрессе ІІ Интернационала. На следующий день на обеде
у Похитонова были Репин, Попов, двоюродная сестра художника А. Д. Похитонова, жившая в то время у брата после побега из сибирской ссылки, и другие. Впоследствии Попов вспоминал: «Через Похитонову- эмигрантку мы познакомились с ее братом, известным художником, а через него и с другими художниками и, между прочим, с Антокольским».
В Париже Похитонов начал заниматься живописью под руководством А. П. Боголюбова.
В Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева находится натюрморт «Фазаны», на лицевой стороне которого есть такая подпись: «Глубокоуважаемому учителю А. П. Боголюбову И. Похитонов 1 января 1880 года». Автор больших документально точных заказных полотен на темы истории русского флота, Боголюбов писал также виды Нормандии, Голландии, Италии, Швейцарии. В Саратовском художественном музее хранятся десятки небольших этюдов Боголюбова, изображающих Вель, Овер,Бордо, Ментону, Трепор, Виши, Схевенинген, Амстердам, Венецию, Гавр, Тулон, порт Гонфлер на Сене и другие города и местечки, где приходилось бывать художнику. Многие из этюдов написаны на маленьких досках. По-видимому, именно они явились
источником той своеобразной техники, в которой стал работать Похитонов. Она складывается в
восьмидесятые годы и остается почти неизменной до конца его жизни. Свои картины (их можно было бы назвать скорее миниатюрами) он пишет на небольших подготовленных дощечках красного или лимонного дерева тонкими кистями, накладывая краски мелкими мазочками, добиваясь законченности, присущей большой картине, и в то же время сохраняя свежесть непосредственного восприятия натуры. Этого удалось достичь художнику благодаря
систематической работе на открытом воздухе и постоянному изучению живописного богатства
природы. Интерес к пленэру характерен для многих русских художников, работавших за
границей, он был присущ и Боголюбову.
Обладая обширными связями в академических кругах Петербурга, Боголюбов был весьма известен и в культурном мире французской столицы. Он заботился о молодых русских пенсионерах, старался познакомить их с лучшими достижениями современной пленэрной живописи. По рекомендации Боголюбова, например, летом 1874 года ездили в Вель (Нормандия) для работы на открытом воздухе И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Изучение природы во всем ее светоцветовом многообразии, идущее от пейзажистов барбизонской школы и раннего импрессионизма, оказало, несомненно, большое влияние на многих русских художников.
«Вступив в 1873 год, - писал А. П. Боголюбов в последствии,- я нашел в Париже целую плеяду наших молодых и весьма даровитых художников. Пенсионерами Академии были Репин, Поленов, А. К. Беггровбыл прислан ко мне учиться Морским министерством. Были еще: Савицкий, Леман, Харламов (пенсионер), Шиндлер, Дмитриев - назвавший себя Оренбургским только для того, чтобы его отличали от Кавказского. - После прибыл Васнецов и из Рима Антокольский, Петр Петрович Ковалевский, худ. арх. Лавеццари, Громме, Князев (любитель) и худ. Добровольский, Егоров… Проживал там же, учась у Жерома, В. В. Верещагин - со мной он был тогда еще знаком,-и вскоре явился талантливый И. П. Похитонов».
Поселившись в Париже, Похитонов стал одним из участников открывшегося тогда в честь взятия Плевны Общества взаимного вспомоществования русских художников, организатором и председателем которого был пейзажист А. П. Боголюбов - к тому времени уже известный мастер, член Совета петербургской Академии художеств и фактический руководитель («генерал – художник», как в шутку прозвали его члены Общества) русских пенсионеров в Париже. Тесная дружба связывала Боголюбова и его младших товарищей с Тургеневым, а через него и с известной певицей Полиной Виардо, в салоне которой часто бывали прославленные знаменитости, там можно было послушать лучших европейских музыкантов, певцов, артистов.
«В это время в Париже, нас, русских художников, было довольно много, - писал А. П. Боголюбов в 1895 году. -Падение Плевны сплотило нас всех. Мы сделали лотерею: собрали 5000 франков и послали в общество Красного креста, за что получили высочайшую благодарность. Ободренные этим, мы решили учредить общество взаимной помощи, бесплатно помещавшееся в собственном доме Горация Осиповича Гинцбурга, состоявшего в числе учредителей и много способствовавшего материально и нравственно нашему упрочению. Во главе правления
стали: как президент поосол князь Орлов и как председатель комитета наш генеральный консул
Кунани (посол в Персии). Казначеем поставлен был барон Г. О. Гинцбург, а секретарем И. С. Тургенев».
В помещении Общества собирались русские художники, писатели, любители искусства.
«Много русских талантливых литераторов, музыкантов побывало здесь, --вспоминает гравер В. В. Мата. -Устраивались между собой выставки, давались концерты и вечера, на которых часто читал свои новые произведения Иван Сергеевич Тургенев… Как одно семейство работали и веселились от души. Такие сходки и вечера повторялись каждый вторник. Дни же, свободные от собрания, молодые художники могли пользоваться мастерской, находящейся при клубе, и живой моделью»
Будучи членом Общества, Похитонов встречался со многими художниками. Кроме Боголюбова на собраниях бывали А. А. Харламов, Ю.Я. Леман, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский (с семьей которого Похитонов особенно подружился), скульпторы М. М. Антокольский и Н. Н. Гинцбург. Здесь можно было узнать свежие новости культурной жизни, познакомиться с интересными людьми.
«…душой наших вечеров, - пишет в своих воспоминаниях Гинцбург,- бывал всегда Боголюбов. Он больше всех говорил, да и действительно больше всех знал, что делается в Париже и в России… он много делал для молодых нуждающихся художников… и даже солидные художники часто пользовались его услугами».
«Но кто больше всего тогда мне нравился, - пишет он далее, - это молодой, еще только начинавший пользоваться известностью, Похитонов - высокий, некрасивый, с огромной шапкой
всклокоченных волос и широко расставленными глазами. При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами, он больше других оставался в душе русским. Его скромность и простота располагали всех в его пользу»
В. А. Гребенюк