@kirill1982

Кирилл Мельник

Музейное пространство для молодых авторов: анализ творчества художника Кирилла Мельника 12.08.2018 11:27

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОВАЛЁВА Ю. В., аспирант Белорусского государственного универ­ситета культуры и искусств

Музейное пространство для молодых авторов: анализ творчества художника Кирилла Мельника

В статье дается искусствоведческий анализ произведений белорусского художника и искусствоведа К. В. Мельника. В 2017 г. его персональные выставки состоялись в усадьбе XIX в Козелп-Поклевских (н. п. Красный берег), филиале Музея истории города Минска - Городской художественной галерее произведений Л. Д. Щемелёва, Президентской библиотеке Республики Беларусь.

The article gives the analysis ofart criticism works o f Belarusian artist and art critic Kirill Melnik. In 2017 his exhibition was held in the manor of the XIX century Kozell-Pakleuski (Mr P. Red Beach.), in a filial of the Museum of the history of the city of Minsk - L D. Schemelov City Art Gallery, the Presidential Library of the Republic of Belarus.

Введение. Музейное пространство включает постоянную экспозицию и сменные тематические выставки. По­стоянная экспозиция отличается статич­ностью и носит долговременный характер. Выставочная деятельность музеев является одной из наиболее динамичных и быстро изменяющихся форм музейной работы. В зависимости от профиля музея формируется годовой эк- cпозиционно-выставочный план. Худо­жественные экспозиции можно отнести к тому универсальному типу выставок, которые легко могут быть адаптированы для музеев различного профиля.

В работах исследователей Ю. Ю. Юреневой («Музееведение: учебник для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заве­дений» [1]), Л. М. Шляхтиной («Основы музейного дела. Теория и практика: учебное пособие для педагогических и гуманитарных высших учебных заведе­ний» [2]), И. В. Горбунова («Музейная экспозиция: цвет, пластика, простран­ство (в контексте проектной культуры последнего тридцатилетия)» [3]) описа­ны основные принципы использования музейного пространства под временные выставочные экспозиции.

На примере анализа художественных произведений персональной выставки живописи К. В. Мельника рассматрива­ется одно из направлений выставочной работы Музея истории города Минс­ка -- экспонирование произведений мо­лодых авторов. В музейной практике работа с начинающими художниками как правило проходит в виде организа­ции коллективных выставок, конкурсов и фестивалей искусств, реже - в ферме персональной выставки. Выставочная деятельность Музея истории города Минска направлена на популяризацию современного искусства и творчества молодых талантливых минских худож­ников.

Цель статьи - искусствоведческий анализ творчества молодого минского художника К. В. Мельника на приме­ре его персональной выставки в Музее истории города Минска.

Основная часть. Музей истории го­рода Минска создан в 2010 г. решением Минского городского исполнительного комитета. В основе фондов музея - кол­лекция археологических раскопок Мин­ска XI - XIX вв. (керамика, изделия из кожи, кости, дерева, металла, ювелир­ные украшения, предметы нумизматикии т.д.) В настоящее время это крупное объединение, в структуру которого вхо­дят восемь музейных объектов, среди ко­торых три художественные экспозиции.

Одним из направлений выставочно- экспозиционной деятельности Музея истории города Минска является рабо­та с молодыми минскими художника­ми. Выставочное пространство музея позволяет демонстрировать крупные международные и республиканские проекты не только известных мастеров живописи, графики, скульптуры, но и талантливых начинающих авторов. Та­ким образом, пространство музея ста­новится дебютной площадкой для мо­лодых представителей разнообразных направлений современного искусства.

В 2017 г. в филиале музея - Город­ской художественной галерее произве­дений Л. Д. Щемелёва - состоялась пер­сональная выставка молодого минского художника Кирилла Мельника.

По словам народного художника Беларуси М. А. Савицкого: «...мышление творческое, мышление воображения - это мышление в целом о бытии; оно рождает произведение искусства, кото­рое несет в себе вечные истины, и по­тому результаты этого мышления живут вечно» [4]. Именно живое творческое мышление питает живопись Кирилла Мельника, который уже успел написать немалое количество художественных произведений - около 400 живописных и 150 графических работ. Более 50 про­изведений экспонировались в 2017 г. на выставке «Картина как отражение вре­мени» в филиале Музея истории горо­да Минска Городской художественной галерее произведений Л. Д. Щемелева.

Ранние работы К. В. Мельника на­полнены отголосками, мотивами старой европейской живописи XV - XIX вв. Однако это не просто стилистические заимствования: портреты, пейзажи, на­тюрморты отображают реальный, окру­жающий его мир. Каждая картина имеет собственное содержание, которое не за­имствуется у художников прошлого. Та­ковы произведения «Портрет тети По­лины» (2001), «Утро на Комсомольском озере» (2000), «Натюрморт с цветущей вишней» (2001) и др. К. В. Мельник хо­рошо знает технику живописи старых мастеров и использует их приемы (то­нированные грунты, лессировочное и полулессировочное письмо и т.д.). Даже графические произведения выполнены в выдержанной манере, напоминающей старую школу рисования.

Период обучения в художественном училище условно завершает большое многофигурное полотно «И открылись глаза у них (Быт. 3:7)» (2002), в котором отражены размышления молодого ху­дожника о серьезных проблемах чело­веческого бытия [5, с. 3].

Картина «Готические руины», на­писанная 2003 г., во многом близка романтическим пейзажам Каспара Да­вида Фридриха. Руины изображены не в конкретном пейзаже с узнаваемой местностью, а в бесконечном простран­ственном мире. Где-то на заснеженном, обрывистом берегу моря возвышаются громадные руины готического собора, что вызывает у зрителя впечатление простора, дали и безграничности. Как и пейзажи К. Д. Фридриха, работа вы­зывает настроение грусти, горькое осоз­нание того, что ничто, кроме природы, не вечно. Фигура человека, введенная в композицию, выглядит одинокой и ото­рванной от человеческого мира.

Романтическим по настроению пред­ставляется пейзаж «Осенний путь», на­чатый в 2003 г. и окончательно завер­шенный в 2013 г. На картине изображен «Фарный костел» в Новогрудке со сто­роны апсиды, причем окружение вокруг постройки выглядит несовременным. Такой ландшафт, вероятно, мог суще­ствовать где-то в начале XVII в. Лунная ночь, безлюдная зимняя дорога, погру­женный во тьму католический собор и фигура волка на первом плане - тако­ва сюжетная составляющая пейзажа. Название картины вызывает в памяти название песенного цикла Ф. Шуберта «Зимний путь», и это не случайно: кар­тина, как и музыкальное произведение, пронизана мрачным настроением.

В последующие годы в творчест­ве К. В. Мельника появляются новые темы: морской, современный, косми­ческий пейзаж, исторический портрет и др. Картины иногда исполняются в более современной технике: например, «Портрет М. А. Савицкого». В 2004 г. молодой автор знакомится с народным художником Беларуси Михаилом Андре­евичем Савицким. Их общение продли­лось вплоть до смерти прославленного художника. К. В. Мельник отмечает, что именно общение с М. А. Савицким побудило написать два исторических портрета - «Рапорт Ю. А. Гагарина о выполнении задания» и «Д. Д. Шоста­кович».

В портрете Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (2004) представлен мону­ментальный и сложный образ, который определялся богатством внутреннего мира молодого человека. На картине довольно большого формата (160x120) изображен молодой композитор в пе­риод лечения от туберкулеза в Крыму в 1923 г. Д. Шостакович сидит за сто­лом у открытой партитуры, на титуль­ном листе которой написано «Ludvig  van Вееthoven». Юноша сосредоточен, можно сказать, внутренним слухом он переживает творение этого великого композитора. Фигура юноши изобра­жена с определенной долей условности и чем -то напоминает статую. Большое значение в картине имеет морской пей­заж: голубые, изумрудные тона, облака, скалы на втором плане также напол­нены «музыкальностью», В картине ощущается возвышенное настроение, единство композитора с окружающей его природой. С фотографией портре­та ознакомилась жена композитора И. А. Шостакович и сообщила в письме К. В. Мельнику, что, несмотря на то что картина изобилует символическими де­талями, она будет включена в иконогра­фию композитора.

В 2004 г. К. В. Мельник написал портрет Ю. А. Гагарина: космонавт подходит к подиуму, где стоят высшие должностные лица советского государ­ства, отдает воинскую честь - то есть через несколько мгновений отрапортует об успешном окончании первого полета человека в космос. Космонавт на кар­тине показан сверху. Однако ковровая дорожка изображена без должного пер­спективного сокращения. Этот «огрех» создает определенное напряжение в картине: и большое количество насы­щенного красного цвета ковровой до­рожки, и черная трещина на асфальте, проходящая через все полотно, «оттеня­ют» уникальный исторический момент.

Портрет народного художника Бела­руси, Героя Беларуси М. А. Савицкого К. В. Мельник написал в 2006 г., затем подарил его знаменитому мастеру, а в настоящее время произведение хра­нится в государственном учреждении «Музей истории города Минска». При первом знакомстве с портретом зритель обращает внимание на одеяние худож­ника: красный плащ (или накидка) вы­зывает ассоциации с облачением прави­телей, князей или даже средневековых рыцарей. Портрет был благосклонно воспринят М. А. Савицким. Колористи­ческая гамма картины строится на трех цветах - белом, красном и черном, до­полнительные оттенки почти отсутству­ют. Выбор этих трех цветов представля­ется неслучайным. Красный цвет - это цвет флага Союза Советских Социа­листических Республик. В этой стране М. А. Савицкий родился, получил обра­зование и всесоюзную известность. Бе­лый цвет доминирует в живописи лица, символизирует нравственную и духов­ную чистоту, которую утверждал своим творчеством художник. В картине мно­го черного цвета, в связи с этим стоит отметить, что М. А. Савицкий, прошед­ший через битвы Великой Отечествен­ной войны и фашистские концлагеря, достаточно хорошо был знаком с тем­ными сторонами человеческой жизни и истории. Наконец, сильные контрасты света и мрака вызывают ассоциации с контрастами жизненных событий в судьбе самого художника.

Зрелым произведением К. В. Мельника является «Портрет жены» (2010). Фактически в этой работе соединены и портрет, и пейзаж, и анималистическая композиция. Тем не менее, картина в первую очередь является портретом. Следует отметить, что она исполнена по правилам реалистического искусства, но по содержанию - фантазия: девушка обнимает и гладит белого медведя, кото ­рый считается одним из самых крупных и опасных хищников. Художественный образ Дины Мельник олицетворяет в себе женское, доброе и милосердное начало. В картине создана некая эмоци­ональная среда, наполненная покоем и взаимопониманием.

В том же 2010 г. Кирилл Мельник пишет полотно «Посейдон и Горго­ны» (2.010). Картина повествует о трех сестрах горгонах - крылатых сущест­вах со змеями вместо волос, клыками и взором, превращающим все живое в камень. На полотне они изображены вверху слева. Горгоны встречают коле­сницу Посейдона на водах реки Океан - величайшей мировой реке, окружающей землю и море. Самая известная из них - Медуза - сидит на скале, всматриваясь в морского бога, от которого у нее родит­ся сын, точнее, из крови убитой Медузы появится Пегас [6, с. 315-316]. Компо­зиция картины наполнена динамикой и сложным движением, которое словно видит зритель: в фигурах и штормовых морских волнах. Фантастично выглядит пейзаж, так как одновременно сильный шторм и солнечный закат в природе практически не встречаются. В картине в зрительных формах и образах во­площен поэтико - мифологичеcкий мир Древней Греции.

Полотно «Тихоокеанская лагуна» (2013) изображает изолированный от человеческой цивилизации уголок при­роды. В картине, наполненной большим количеством деталей, художник созда­ет торжественную и идиллическую картину дикой тропической природы. Работа пронизана яркими солнечными лучами. Насыщенная цветовая гамма с доминирующими зелеными и изумруд­ными тонами также служит созданию ощущения покоя и умиротворенности. Вместе с тем полотно имеет архитек­тонически выстроенную композицию. Можно выявить пересекающиеся ком­позиционные оси, идущие из правого верхнего в левый нижний угол и из левого верхнего — в правый нижний. Следует отметить, что художник стре­мится к предельной детализации: вы­зывает восхищение блестящая чешуя змеи, перья пеликанов и холодные тени скал.

Заключение. Таким образом, на ос­новании вышеизложенного можно сде­лать следующие выводы:

1. К. В Мельник более близок к бе­лорусским мастерам старшего поколе­ния. Тема человеческой личности и ее судьбы, отображение исторических или библейских событий, проблемы совре­менности - этим жили и живут лучшие мастера белорусского изобразительного искусства;

2. Пути развития живописи Беларуси XXI в. многообразны. Доктор искусст­воведения В. И. Жук отмечал: «В жи­вописи молодых художников стал пре­обладать обостренный интерес к форме и технике исполнения. Содержательная составляющая произведения, которая была главным требованием прошлого периода, отходит на второй план» [7, с. 135];

3. Деятельность Музея истории горо­да Минска по организации персональ­ных временных экспозиций нового по­коления живописцев является одним из приоритетных направлений выставоч­ной политики, способствует открытию новых имен и популяризации современ­ного белорусского искусства.

1. Юренева, Ю. Ю. Музееведение : учеб. для студ. гуманит. спец-й высш. учеб. заведений / Ю. Ю. Юренева. - М.: Академия, 2004. - 558 с.

2. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика : учеб. пособие для педагогич. и гуманит. высш. учеб. заведений / Л. М. Шляхтина. - 2-е изд. стер. - М. : Высш. школа, 2009. - 183 с.

3. Горбунов, И. В. Музейная экспозиция : цвет, пластика, пространство (в контексте про­ектной культуры последнего тридцатилетия) : монография / И. В. Горбунов. - Витебск : ВГУ, 2017. - 366 с.

4. Бартохова, С. Я хочу стать художником... / С. Бартохова // Автограф. - 1997. - № 1. - С. 4.

5. Мельник, Кирилл. Каталог художественных работ 1999-2013 гг. / Кирилл Мельник; вступ. ст. й. Семилетова. - Минск : [Б. и.], 2013. - 65 с.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. / га. ред. С. А. Токарев. - М.: Сов. энцикло­педия, 1991. - Т. 1. А-К. - 671 с.

7. Жук, В. И. Живопись Беларуси на рубеже веков : потери и обретения / В. И. Жук. - Минск : Беларус. навукя, 2013. -159 с.

Статья поступила в редакцию 12.12.2017

�


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам