Графика Кирилла Мельника (вступительная статья к каталогу) 27.09.2017 18:03
Каталог представляет собой собрание графических произведений белорусского художника и искусствоведа Кирилла Владимировича Мельника. С рисунка начиналось становление художника, в рисунке отразилась творческая эволюция. В период с 1997 года по настоящее время им создано около 250 листов, которые включают в себя беглые наброски, рисунки с натуры, учебные штудии, композиционные эскизы. Наиболее интересные из них представлены в данном издании.
Во время обучения в Минском художественном училище им. А. К. Глебова рисунку уделялось особенно пристальное внимание. Школа, пройденная Кириллом Мельником под руководством опытных белорусских педагогов В. С. Воронкевича, В. И. Гордиенко, Л. В. Романовского, дала ему понимание значения академического рисунка и обеспечила практическое овладение им. На наш взгляд, непосредственную художественную ценность представляют в первую очередь те листы, в которых художник отходил от строгих учебных рамок, и вырабатывал свои самостоятельные подходы.
Развитие Мельника-рисовальщика происходило в том же русле, что и Мельника-живописца. Сильное влияние на него оказало западноевропейское искусство XV-XIX веков. Очевидно, что начинающий художник учился посредством копирования графики Дюрера, Рембрандта, создания серии графических работ со скульптур и фресок Микеланджело. Специфические графические приемы этих и других старых мастеров широко используются в его работах. Эта тенденция особенно отчетливо прослеживается на раннем ученическом этапе его творчества (1999-2002 гг.). К примеру, в графической манере листа «Портрет молодого человека» (2000) без труда можно угадать влияние дюреровского портретного рисунка, что выражается и в особенности штриховки, и в к композиции портрета. Многочисленные наброски детских лиц, человеческих фигур, животных, пейзажных мотивов свидетельствуют о его стремлении к реалистичности изображения. Вместе с тем появляются и первые композиционные листы: «Собирающая цветы» (2000), «Натюрморт с цветами жасмина» (2000), в которых роль линии и пластики объемов отходят на второй план перед задачей общей тональной организации рисунка и связи объемов с окружающим пространством.
Три листа из серии «Апокалипсис» (2003) первоначально планировались как композиции к живописным полотнам, но они так и остались на бумаге. В этих работах Кирилл только намечает образы, призванные раскрыть сложную картину видения евангелистом Иоанном конца существующего мира. Глядя на эти рисунки, создается впечатление, что именно графические средства – штрих и пятно – способствуют созданию эффекта драматизма знамений предстоящего пришествия Иисуса Христа.
После 2004 года совершались постепенные изменения в графической манере художника. Они выражались не только в расширении содержательного поля творчества, но и в апробации новых изобразительных приемов. В таких листах, как «В ванной», (2005), «Певица» (2005), «Фантазия на тему киноленты Ч. Чаплина «Огни большого города» (2006), «Перед бурей» (2006), «Набросок русской девушки» (2008), «Гретхен» (2009), «В лунном свете» (2009),мы видим достаточно свободное обращение с художественной формой. В этих рисунках задача выразить эмоциональное содержание имеет первостепенное значение, чего не было в его творчестве ранее. Художник стремился к беспрепятственному выражению своих мыслей в линиях и пятнах, появляется также деформация как средство выражения своего отношения к натуре. Однако такая манера 2004-2009 гг. не была для него исключением, подобные опыты можно найти и в живописных произведениях соответствующих лет.
В 2006-2008 гг. Мельник рисует серию из трех рисунков с изображением мексиканской актрисы Сальмы Хайек: «Полярная звезда», «Полдень», «Около озера». В этих работах преобладают четкая линейная замкнутость, сбалансированность тональных пятен, показана отточенная штриховальная техника острым графитным карандашом. Мы видим, что графическая форма уверенно подчинена художественному содержанию. То же самое можно сказать и о листе «Море о чем-то несбыточном пело».
Графические работы художника 2010-х гг. представляют собой преимущественно композиционные листы и пейзажи, выполненные в поездках за пределами Беларуси, а также рисунки, сделанные с натуры. Как эскизы создавались листы «Одиссей между Сциллой и Харибдой», (2010), «Переход Будды в нирвану» (2012), «Вечерний поезд» (2012), «Сотворение животных» (2013) и др., однако они достаточно проработаны и их можно расценивать как законченные произведения. Также и пейзажи «Сакское озеро в Крыму» (2012), «Несебр. Болгария» (2013), «Караимский фонтан в Феодосии» (2013), «Берега Таганрогского залива» (2014) и др., выполнялись во время путешествий в достаточно короткий срок, но представляют собой тщательно продуманные композиции. Отдельную серию составляют выполненные в разные годы изображения супруги художника, для которых характерна поэтичность образов и «мелодичность» линий.
Таким образом, графика играла и продолжает играть важную роль в творчестве Кирилла Мельника. Выполненные им многочисленные композиционные эскизы фиксируют процесс рождения замысла живописных полотен и вместе с тем имеют самостоятельное художественное значение.
Иван Семилетов, художник
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам