Культура и Искусство »
«Антихрист» Фридриха Ницше
«Антихрист» Фридриха Ницше написан на немецком языке и выпущен под названием «Der Antichrist» в 1895 году. В «Антихристе» Ницше использует свою философию для полномасштабной атаки на христианство и его влияние на западную цивилизацию, выступая за искоренение христианской морали среди философской элиты.
Развёрнутый обзор здесь:
«Антихрист» Фридриха Ницше, краткое содержание
Ницше открывает «Антихриста» диалогом между собой и «Übermensch»-подобными собеседниками («сверхлюдьми»), которых он называет «гиперборейцами» - по имени мифологического северного народа, обладающего бесконечной мудростью и юношеской энергией. Он признается, что не знает ни имен этих гипербореев, ни того, живут ли они ещё, но верит, что они существовали и будут существовать на протяжении всей истории, возникая в любой культуре с философскими способностями, которые могут поднять целые народы или человечество в целом к более мудрому существованию.
Ницше винит христианство в том, что современность (в частности, Просвещение, технический прогресс и недавно открытая теория эволюции Чарльза Дарвина) не смогла расширить возможности гиперборейцев. Христианская метафизика становилась все более неактуальной из-за научных открытий конца XIX века, но христианская мораль, которую Ницше винит в ослаблении гиперборейского духа, оставалась все такой же сильной. Западные лидеры по-прежнему с гордостью заявляли о своей преданности христианству, а некоторые из наиболее почитаемых мыслителей эпохи Просвещения – такие как Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр – основывали свои моральные взгляды на христианских доктринах (даже когда они восхваляли достижения науки). Ницше стремится отделить сильные умы, такие как Кант и Шопенгауэр, от их опоры на христианскую мораль, не просто критикуя эссенциалистский характер церковной доктрины, но утверждая, что сама доктрина «аморальна».
Психологическое побуждение, которое, по мнению Ницше, составляет истинную мораль, – это его знаменитая «воля к власти». Эта психическая сила, которая, по его мнению, присутствует у всех людей, но наиболее сильна у гипербореев, представляет собой желание человека преодолеть все внешние силы, которые лоббируют влияние на его разум, чтобы получить доступ к своему истинному «я» и реализовать его. Эти «внешние силы» включают в себя все формы морали, которые не возникают из собственных открытий, потребностей и желаний человека.
В христианстве Ницше видит образ мышления, анафему «воле к власти», гораздо хуже, чем в любой другой религии или идеологии. Он особо выделяет святого апостола Павла, которого считает первым и самым коварным из христианских «теологов», чьей целью было распространение христианства в как можно большем количестве культур, невзирая на то, что евангелизм мог бы повлиять на качество самой веры. Ницше обвиняет Павла в том, что он переориентировал христианство с учения Христа на природу его смерти и воскресения. Тем самым Павел переориентировал христианство с реальности на сверхъестественное.
Обещая спасение после смерти тем, кто повинуется слову Христа – что Ницше считает работой священников – христианство в конечном итоге прославляет страдания как единственный путь к добру. Это толкает верующих к поиску того, что вредит их «воле к власти». Ницше называет этот противоинстинкт «декадансом», обвиняя западный мир в том, что он состоит из «декадентских» наций и людей.
Для поддержки своих аргументов Ницше сравнивает христианство с другими религиями, в первую очередь с иудаизмом и буддизмом, последний из которых он превозносит за его связь с реальностью. Он открыто освобождает Христа от худшей из своих критик, считая, что исторический Иисус не имел ничего общего с искажением его посмертного учения, и неблагоприятно сравнивает Библию с индуистским «Манусмрити», который он считает более совершенным, особенно как юридический текст.
В конце своей аргументации Ницше призывает гиперборейцев сбросить оковы христианской морали, чтобы освободить свои мысли и полностью раскрыть свой потенциал. Он признает, что это может предшествовать радикальным изменениям в обществе, утверждая, что даже само время должно быть перевернуто, чтобы полностью очистить христианство от западного менталитета.