Культура и Искусство »
«Федр» Платона, краткое содержание
«Федр» – это диалог, написанный Платоном около 370 года до нашей эры. В нём подробно описывается разговор между двумя персонажами, Федром и Сократом. Как и в других диалогах Платона, персонажи исторические, а разговор – нет. Они встречаются на следующее утро после того, как Федр услышал речь Лисия, выдающегося афинянина и знаменитого оратора, в которой тот выступал против любви. Невлюбленный человек, утверждает Лисий, должен быть предпочтительнее влюбленного, поскольку любовь – это безумие и искажает разум влюбленного. Такой человек, утверждает Лисий, не будет действовать ни в своих интересах, ни в интересах своей возлюбленной, и отношения с таким человеком могут привести только ко вреду и сожалениям. Федр читает речь Лисия Сократу, который критикует её структуру и предлагает свои собственные идеи на ту же тему.
Более подробный обзор диалога Федра и Сократа
Когда Сократ собирается покинуть беседу, он получает «сверхъестественный знак», призывающий его вернуться. Чувствуя, что он согрешил против бога Любви, рассуждая против влюбленных на условиях Лисия, Сократ вынужден привести контраргумент. Эта вторая речь составляет суть диалога. Попросив вдохновения у бога Любви и муз, он утверждает, что любовь на самом деле является формой божественного вдохновения или провидческого безумия. Сократ предлагает сложную аллегорию души как возницы с двумя лошадьми, участвующего в небесной процессии за олимпийскими богами.
Один конь представляет положительный импульс души к духовному и интеллектуальному совершенству, в то время как другой конь представляет земные желания, связанные с физической красотой и удовольствием. Когда душа опускается на землю из высшей реальности, то, что мы считаем «любовью», на самом деле является воспоминанием о красоте, которую душа наблюдала на высшем плане. Боль и дискомфорт от любви можно объяснить как отрастание крыльев души. Изучая философию, продолжает Сократ, человек может превратить свою тоску по возлюбленной в поиск настоящей истины – более высокой цели, чем простое физическое удовлетворение.
Короткий переход ведет ко второй части диалога, в которой Сократ и Федр обсуждают вопросы письма, речи и риторики. Используя речь Лисия в качестве примера, Сократ критикует сильные и слабые стороны Лисия как писателя. Основной недостаток речи Лисия, по мнению Сократа, заключается в том, что он не даёт определения терминам, имеющим решающее значение для его речи, включая «любовь», «безумие» и «душа». По мнению Сократа, прежде чем считать аргументацию эффективной, необходимо начинать с самого начала, определяя термины с самого их основания. Такая техника также предотвращает неправильное толкование слов, манипуляции или двусмысленность.
В конце концов, Сократ заявляет, что письменная речь значительно уступает устной. Письменность, утверждает он, должна использоваться для запоминания, но не как предпочтительный метод общения. Письменный документ, утверждает он, не может отвечать на вопросы или вступать в диалог со своим читателем. Как только слова попадают на страницу, их нельзя прояснить, если они непонятны или нуждаются в улучшении; независимо от того, что происходит и кто их читает, документ будет вечно говорить одно и то же.
Только что состоявшийся разговор Сократа и Федра, по их общему мнению, демонстрирует превосходство диалога над односторонним монологом самоуверенного оратора. Перед завершением беседы и возвращением в Афины они кратко обсуждают Исократа, ученика Сократа, который, похоже, воплощает в себе принципы правильной речи и риторики, о которых они говорили.