Иконостас. Дрождин Игорь. 01.09.2013 16:03
ИКОНОСТАС
Иконостас – это особым образом составленный ряд икон, служащий перегородкой перед алтарной частью храма, и может так же размещаться в часовне или молельной комнате. Это зрительное средоточие православного храма, воплощенная в материале молитва, окно в Горний мир, душа Храма. Без него невозможно полноценно молиться, без него храм не освящается, даже если престол и жертвенник подготовлен к Богослужению.
Духовную основу иконостаса составляют две иконы: Образ Христа Спасителя и Образ Пресвятой Богородицы. Это могут быть любые Их изводы. Они размещаются в центре по обе стороны от Царских врат. В случае особых стесненных обстоятельств этим можно и ограничиться, заменив Царские врата и дьяконские двери завесами. Если развивать идею иконостаса далее, то к центру добавляются иконы местного ряда, икона святого или праздника, во имя которого освящен престол, и других особо почитаемых святых.
Далее иконостас развивается ввысь, добавляются новые ряды: праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий, страстной, а иногда и еще один ряд, дополнительный, который появляется только в единичных русских храмах с 17 века.
Иконостасы различаются не только по размерам, но и по художественным стилям: древнерусский, византийский, барокко, ампир, модерн, смешанные стили и т. д. Также существенны различия иконостасов и по материалу, из которого воплощены их основы: дерево, камень, фарфор, металл.
Московская Иконописная Мастерская воплотила несколько десятков иконостасов в храмах Русской Православной Церкви; в Новгородской епархии, во Владимирской епархии, в Московской епархии, в Москве. Нашими заказчиками были не только московские приходские храмы, но и удаленные монастыри. Особо удавались нам тябловые иконостасы в древнерусском стиле, такие как в Преображенском соборе Варлаамо - Хутынского монастыря и Богоявленском храме Лукьяновой Пустыни.
Также хочется отметить и удивительный по красоте иконостас Храма – часовни прп. Давида Серпуховского на источнике Талеж.
Московская Иконописная Мастерская неоднократно участвовала совместно с другими организациями в работах по воплощению сложных иконостасов, например: сложный резной в стиле барокко иконостас Богоявленского храма в Звенигороде и белокаменный резной иконостас в византийском стиле храма Георгия Победоносца в Одинцове.
Текст и фото Дрождин И. Ю.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам