Внедрение устойчивых практик в музейное дело

Музейное дело

Музеи как хранители культурного наследия сталкиваются с растущей необходимостью сочетать свою основную миссию с принципами устойчивого развития. Современные музейные учреждения активно внедряют экологические практики, стремясь сократить свой углеродный след, сохранить ресурсы и способствовать формированию экологического сознания у посетителей. Музейная отрасль проходит значительную трансформацию, включая устойчивость в свои стратегические планы и повседневную деятельность.

Концепция устойчивости в музейной сфере

Устойчивость в музейном контексте представляет собой комплексный подход к организации работы, который учитывает экологические, социальные и экономические аспекты деятельности учреждения. Устойчивый музей стремится минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, одновременно максимально увеличивая свой положительный вклад в общество.

Определение устойчивого музея

Устойчивый музей — это музей, который включает концепции экологичности в свою деятельность, программы и инфраструктуру. Такие учреждения характеризуются энергоэффективным управлением, ответственным использованием ресурсов и активным продвижением экологических ценностей среди посетителей и сотрудников.

Основные характеристики устойчивого музея включают:

  • Экоустойчивую архитектуру или биоархитектуру
  • Использование возобновляемых источников энергии
  • Применение энергосберегающих технологий
  • Сокращение загрязнения и отходов
  • Переработку и повторное использование материалов
  • Сотрудничество с устойчивыми поставщиками
  • Продвижение устойчивой мобильности
  • Внедрение зелёных инноваций
  • Образовательные инициативы по устойчивому развитию

Историческое развитие устойчивых практик в музеях

Внедрение устойчивых практик в музейной сфере началось относительно недавно. До начала XXI века строгие условия сохранения коллекций часто препятствовали музеям соответствовать потребностям устойчивого развития. Поддержание постоянной температуры (20-22°C), относительной влажности (40-45%) и максимальной освещённости (не более 150 люкс) для сохранения произведений искусства требовало значительных энергозатрат.

Однако с ростом осведомлённости об экологических проблемах и изменении климата, музеи начали пересматривать свои практики. В 2000-х годах появились первые "зелёные музеи", специально спроектированные с учётом экологических принципов. Одним из пионеров стала Калифорнийская академия наук, которая при реконструкции использовала 90% материалов из старого здания и внедрила многочисленные устойчивые решения.

За последние два десятилетия движение за устойчивость в музейной сфере значительно расширилось. Сегодня многие музеи во всем мире стремятся сократить свой экологический след, присоединяются к инициативам вроде Коалиции галерей по климату (Gallery Climate Coalition) и устанавливают цели по достижению углеродной нейтральности.

Значение устойчивого подхода для музеев

Внедрение устойчивых практик имеет множество преимуществ для музеев:

  • Экономия ресурсов и сокращение операционных расходов
  • Улучшение репутации и привлечение экологически сознательных посетителей
  • Создание здоровой среды для сотрудников и посетителей
  • Соответствие ужесточающимся экологическим нормам и стандартам
  • Выполнение образовательной функции по просвещению общества в вопросах экологии
  • Сохранение культурного наследия для будущих поколений с учётом экологических принципов

Устойчивый подход также помогает музеям выполнять свою основную миссию в долгосрочной перспективе. Как отмечает директор Музея Фолькванг профессор Петер Горшлютер: "Часть нашей социальной ответственности сосредоточена на сочетании энергоёмкого сохранения нашего культурного наследия, интенсивной работы музея с посетителями и международного сотрудничества по передовому управлению устойчивым развитием — это задача, с которой мы будем сталкиваться каждый день заново".

Экологическая устойчивость в музейных зданиях

Здания музеев часто являются крупными потребителями энергии из-за необходимости поддерживать строгие условия для сохранения коллекций. Однако современные технологии и подходы позволяют значительно повысить их экологическую эффективность.

Энергоэффективность музейных помещений

Первым шагом к созданию устойчивого музея является повышение энергоэффективности помещений. Это можно достичь различными способами:

  • Проведение энергоаудита для выявления основных источников энергопотребления
  • Модернизация систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC)
  • Установка программируемых термостатов для оптимизации энергопотребления
  • Переход на светодиодное освещение, которое потребляет меньше энергии и выделяет меньше тепла
  • Улучшение изоляции здания для снижения теплопотерь
  • Использование умных систем управления зданием для автоматизации контроля энергопотребления

Музеи могут существенно сократить потребление энергии, выявив и устранив основные источники энергопотерь. К ним часто относятся устаревшие системы отопления, кондиционирования, аудиовизуальное оборудование и освещение, оставляемое включённым на ночь.

Устойчивая архитектура и дизайн

При строительстве новых музейных зданий или реконструкции существующих все чаще применяются принципы устойчивой архитектуры:

  • Использование местных и экологически чистых строительных материалов
  • Интеграция здания в окружающую среду с минимальным воздействием на неё
  • Максимальное использование естественного освещения и вентиляции
  • Создание зелёных крыш и стен, которые служат естественной изоляцией и средой обитания для местных видов
  • Установка систем сбора дождевой воды для технических нужд музея
  • Проектирование гибких пространств, способных адаптироваться к различным функциям

Ярким примером устойчивой архитектуры является Калифорнийская академия наук, где 10 000 квадратных метров крыши покрыты местными растениями, которые действуют как теплоизолятор, снижают потребности здания в энергии и поглощают 13 миллионов литров воды в год.

Возобновляемые источники энергии в музеях

Многие музеи переходят на возобновляемые источники энергии для сокращения своего углеродного следа:

  • Солнечные панели на крышах и прилегающих территориях
  • Ветрогенераторы там, где это возможно
  • Геотермальные системы для отопления и охлаждения
  • Гидроэнергетические системы, использующие близлежащие водные ресурсы

Например, Калифорнийская академия наук оснащена 60 000 фотоэлектрическими элементами, которые генерируют 10% необходимой энергии. Музей Гуггенхайма в Бильбао установил на своих крышах 300 солнечных панелей, прекрасно интегрированных в архитектуру здания. А зоопарк Толедо в Огайо использует ветрогенератор жилого размера и три солнечных панели для питания билетных касс, генерируя 3600 киловатт-часов в год, что сокращает углеродный след зоопарка на 2540 кг ежегодно.

Водосбережение и управление водными ресурсами

Эффективное управление водными ресурсами становится все более важным аспектом устойчивости музеев:

  • Установка водосберегающей сантехники и смесителей
  • Системы сбора и очистки дождевой воды для использования в технических целях
  • Ландшафтный дизайн с использованием местных растений, требующих минимального полива
  • Системы фильтрации и повторного использования воды

Музей Завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро (Бразилия) использует систему охлаждения, которая использует воду из близлежащего залива Гуанабара, что позволяет существенно снизить энергопотребление здания.

Устойчивое управление коллекциями

Управление музейными коллекциями также может быть адаптировано с учётом принципов устойчивости, без ущерба для сохранности экспонатов.

Экологичные методы консервации и хранения

Традиционные методы консервации и хранения часто требуют значительных энергозатрат для поддержания определённых условий. Современные подходы включают:

  • Использование пассивных методов контроля климата, снижающих зависимость от механических систем
  • Применение микроклиматических витрин для особо чувствительных экспонатов вместо кондиционирования всего помещения
  • Разработка и внедрение более экологичных консервационных материалов
  • Оптимизация условий хранения с учётом конкретных потребностей различных материалов
  • Внедрение зон с разными климатическими режимами в зависимости от типа коллекций

Устойчивые практики в выставочной деятельности

Выставочная деятельность музеев часто связана с созданием временных конструкций и использованием различных материалов. Устойчивые подходы включают:

  • Проектирование многоразовых выставочных конструкций
  • Использование экологически чистых материалов для монтажа выставок
  • Разработка модульных систем, которые можно адаптировать для различных выставок
  • Совместное использование выставочного оборудования с другими музеями
  • Продуманная утилизация и переработка материалов после демонтажа выставок

Осенью 2024 года Фонд искусств (Art Fund) запустил проект "Переосмысление передвижных выставок" — набор инструментов для сокращения воздействия на окружающую среду в партнёрстве с Музеем дизайна и Выставочной группой. Предложения включают адаптивный дизайн выставок для сокращения потребления ресурсов и углеродного следа при транспортировке, а также сотрудничество между музеями для совместного использования ресурсов.

Музей Гуггенхайма в Бильбао демонстрирует пример повторного использования материалов: музей поделился с Музеем Пикассо в Малаге 29 климатическими витринами, использованными на выставке "Пикассо-скульптор. Материя и тело". Эти витрины были спроектированы и изготовлены Музеем Пикассо в Малаге, и учитывая их высокую стоимость и сложность изготовления, было решено использовать их повторно.

Цифровизация как инструмент устойчивого развития

Цифровизация коллекций и архивов способствует устойчивости музеев:

  • Сокращение необходимости физического доступа к хрупким экспонатам
  • Уменьшение потребности в физическом пространстве для хранения
  • Расширение доступа к коллекциям без необходимости транспортировки
  • Создание цифровых выставок, снижающих потребность в физических материалах

Финский Лесной музей LUSTO служит примером для всего сообщества, цифровизируя свою систему управления архивом с помощью электронной архивной базы данных Collecte. Цифровизация ручных процессов архивирования минимизирует риск повреждения или утраты ценных артефактов, обеспечивая сохранение и продвижение культурного наследия. Collecte также помогает музеям продвигать устойчивые практики в управлении культурными ресурсами, сокращая потребность в физическом пространстве для хранения и тем самым минимизируя экологический след сектора культурного наследия.

Операционная устойчивость

Повседневная деятельность музея представляет множество возможностей для внедрения устойчивых практик.

Экологичные закупки и управление цепочками поставок

Музеи могут значительно сократить своё экологическое воздействие через пересмотр подходов к закупкам:

  • Разработка политики экологичных закупок с предпочтением устойчивых поставщиков
  • Приобретение экологически сертифицированных товаров и материалов
  • Сокращение упаковки и выбор многоразовых или биоразлагаемых альтернатив
  • Учёт полного жизненного цикла продуктов при принятии решений о закупках
  • Сотрудничество с местными поставщиками для сокращения транспортных выбросов

Управление отходами и переработка

Эффективное управление отходами является важным компонентом устойчивого музея:

  • Внедрение комплексной системы сортировки и переработки отходов
  • Компостирование органических отходов, например, из кафе музея
  • Сокращение использования одноразовых изделий
  • Переработка старой униформы и текстиля вместо отправки на свалку
  • Повторное использование материалов от выставок и мероприятий

Переработка и повторное использование материалов может сэкономить энергию, сократить отходы и сохранить природные ресурсы. Кроме того, это может сэкономить деньги и снизить расходы, связанные с утилизацией отходов и приобретением новых материалов.

Транспорт и логистика

Транспортные аспекты деятельности музея также могут быть оптимизированы с точки зрения устойчивости:

  • Поощрение использования общественного транспорта, велосипедов или пешей ходьбы сотрудниками и посетителями
  • Предоставление скидок для посетителей, использующих экологичные виды транспорта
  • Оптимизация логистики при транспортировке экспонатов и выставочных материалов
  • Установка зарядных станций для электромобилей на парковках музеев
  • Переход на электрические или гибридные транспортные средства для собственного автопарка музея

Экологичные методы уборки и обслуживания

Повседневное обслуживание музея также может стать более экологичным:

  • Использование зелёных чистящих средств, изготовленных из натуральных и биоразлагаемых компонентов
  • Применение методов уборки, сокращающих расход воды и химикатов
  • Обучение персонала экологичным методам обслуживания
  • Внедрение устойчивых практик в ландшафтный дизайн и уход за территорией

Зелёные чистящие средства являются менее вредными для окружающей среды, чем традиционные. Кроме того, они безопаснее для персонала и посетителей, так как с меньшей вероятностью содержат вредные химические вещества, которые могут вызвать респираторные проблемы или раздражение кожи.

Образовательная роль музеев в продвижении устойчивости

Музеи имеют уникальную возможность не только внедрять устойчивые практики в собственную деятельность, но и продвигать экологические ценности среди широкой аудитории.

Выставки и программы по экологической тематике

Многие музеи создают специальные выставки и программы, посвящённые вопросам экологии:

  • Постоянные экспозиции об изменении климата, биоразнообразии и устойчивом развитии
  • Временные выставки, освещающие актуальные экологические проблемы
  • Междисциплинарные проекты, связывающие искусство, науку и экологию
  • Дискуссионные площадки для обсуждения экологических вызовов
  • Художественные инсталляции, привлекающие внимание к экологическим вопросам

Экспедиториум в Сан-Франциско не только внедряет устойчивые практики, но и активно информирует посетителей о реалиях изменения климата через свои образовательные программы.

Вовлечение посетителей в устойчивые практики

Музеи могут активно вовлекать посетителей в устойчивые практики:

  • Информационные стенды о экологических инициативах музея
  • Интерактивные инсталляции, демонстрирующие принципы устойчивого развития
  • Мастер-классы по переработке и созданию экологичных предметов
  • Экологические квесты и игры для детей и взрослых
  • Программы волонтерства для участия в экологических проектах музея

Музей Завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро стремится повысить осведомлённость общественности об устойчивости как единственном пути вперёд через иммерсивные впечатления, аудиовизуальные материалы и интерактивные игры.

Образовательные инициативы для сотрудников и общественности

Образовательная роль музея в сфере устойчивости распространяется не только на посетителей, но и на сотрудников и местное сообщество:

  • Программы обучения персонала экологическим практикам
  • Семинары и лекции для местного сообщества
  • Публикации и информационные материалы об устойчивом развитии
  • Сотрудничество с образовательными учреждениями
  • Профессиональные развивающие программы для специалистов музейной сферы

Музеи обладают уникальной способностью просвещать и пропагандировать устойчивые практики. Через выставки, мастерские и образовательные программы музеи могут информировать общественность об экологических проблемах и способах их решения.

Примеры устойчивых музеев

По всему миру существуют музеи, которые служат примерами успешного внедрения устойчивых практик.

Калифорнийская академия наук (США)

Калифорнийская академия наук получила платиновый сертификат LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и поставила себе цель стать самым экологичным музеем в мире. Спроектированное Ренцо Пиано здание было открыто для публики в 2008 году и может похвастаться различными устойчивыми особенностями, включая "Живую крышу" площадью 2,5 акра.

Солнечные панели окружают "Живую крышу", улавливая лишнюю дождевую воду, обеспечивая изоляцию для снижения энергопотребления и преобразуя углекислый газ в кислород. На крыше растёт около 1,7 миллиона растений, что делает её убежищем для птиц, насекомых и других существ.

Академия активно участвует в повышении осведомлённости о биоразнообразии и является частью нескольких природоохранных инициатив, включая программу по разведению исчезающих африканских пингвинов.

Экспедиториум (Сан-Франциско, США)

Экспедиториум стремится стать одним из первых и крупнейших музеев с нулевым потреблением энергии в мире. Часть этого проекта включала реконструкцию и сохранение исторического здания на пирсе 15 в Сан-Франциско с использованием переработанных материалов. Сейчас здание имеет платиновый сертификат LEED.

На крыше музея установлены солнечные панели, генерирующие около 2000 МВт·ч чистой энергии ежегодно. Благодаря этому, а также энергоэффективному дизайну, музей заявляет, что в 2018 году произвёл 76% своих энергетических потребностей на месте.

Музей Фолькванг (Германия)

Музей Фолькванг активно участвует в защите климата и устойчивом подходе к окружающей среде. Музей поставил перед собой задачу последовательно и быстро встать на путь к "Зелёному музею" и сократить свои выбросы углерода до нуля.

В период между 2018 и 2023 годами Музей Фолькванг предпринял шаги в семи различных областях, внедряя процессы, которые уже существенно сокращают углеродный след музея.

Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания)

Музей Гуггенхайма в Бильбао находится в авангарде экологической ответственности на протяжении последних двадцати лет. В 2004 году он был сертифицирован по стандарту ISO 14001.

Недавно музей установил на своих крышах 300 солнечных панелей, прекрасно интегрированных в архитектуру. Проект был финансирован европейскими фондами nextgenerationEU. Музей также представил план экологической устойчивости на 2024-2025 годы, который включает обязательство работать над достижением углеродной нейтральности к 2030 году.

Музей Гуггенхайма в Бильбао продлил своё активное членство в Коалиции галерей по климату (GCC), инициативе, признающей членов GCC, которые могут продемонстрировать, что они предприняли действия для сокращения своего воздействия на окружающую среду. Музей стал первым музеем в Испании, присоединившимся к Коалиции в 2023 году, наряду с некоторыми из ведущих мировых художественных музеев и галерей, такими как MoMA в Нью-Йорке и Tate в Лондоне.

Другие примеры устойчивых музеев

  • Музей Завтрашнего дня (Рио-де-Жанейро, Бразилия) потребляет на 40% меньше энергии, чем обычное здание, а его система охлаждения использует воду из близлежащего залива Гуанабара.
  • Океанский музей в Биаррице (Франция) спроектирован как интерактивное путешествие на дно мировых океанов и активно повышает осведомлённость об экологических проблемах.
  • Биомузей Панамы, целью которого является просвещение посетителей о природном и культурном значении Панамского перешейка, а также освещение обязательств страны по сохранению природных ресурсов и биоразнообразия.
  • Зоопарк Толедо (Огайо, США) в 2007 году переопределил свою миссию, сосредоточив внимание на информировании общественности о сохранении природы. В рамках своей миссии Зоопарк Толедо занялся экологичным строительством, что было продемонстрировано в проекте реконструкции парковки с включением элементов, таких как дождевые сады, ветряная турбина и солнечные панели.

Стратегии внедрения устойчивых практик

Внедрение устойчивых практик в музейную деятельность требует систематического подхода и долгосрочного планирования.

Разработка экологической политики музея

Экологическая политика формирует основу для всех устойчивых инициатив музея:

  • Формулирование чётких экологических целей и задач
  • Определение конкретных областей деятельности для внедрения устойчивых практик
  • Разработка показателей для измерения прогресса
  • Назначение ответственных лиц или создание рабочей группы по устойчивости
  • Интеграция экологической политики в общую стратегию музея

Аудит и оценка экологического воздействия

Перед внедрением устойчивых практик полезно провести комплексный аудит текущего экологического воздействия музея:

  • Оценка потребления энергии и воды
  • Анализ образования отходов и практик их утилизации
  • Изучение закупочной политики и цепочек поставок
  • Оценка транспортного воздействия (сотрудников, посетителей, логистика)
  • Анализ использования материалов в выставочной деятельности

Это может быть достигнуто путём проведения энергетического аудита для определения мест потери энергии. Главными потребителями энергии в музеях являются системы отопления, кондиционирования, аудиовизуальное оборудование и освещение, оставляемое на ночь.

Партнёрство и сотрудничество в сфере устойчивого развития

Сотрудничество с различными организациями может значительно усилить устойчивые инициативы музея:

  • Участие в сетях и ассоциациях музеев, ориентированных на устойчивое развитие
  • Партнёрство с экологическими организациями и экспертами
  • Сотрудничество с местными сообществами и образовательными учреждениями
  • Объединение ресурсов с другими культурными учреждениями
  • Взаимодействие с государственными органами и международными организациями

В 2023 году Музей Гуггенхайма в Бильбао стал первым музеем в Испании, присоединившимся к Коалиции галерей по климату (GCC), наряду с некоторыми из ведущих мировых художественных музеев и галерей.

Экономические аспекты внедрения устойчивых практик

Финансовые соображения являются важным аспектом при внедрении устойчивых практик:

  • Оценка затрат и выгод от различных устойчивых инициатив
  • Выявление возможностей для экономии через повышение эффективности
  • Поиск грантов и финансирования для экологических проектов
  • Разработка бизнес-кейсов для крупных устойчивых инвестиций
  • Постепенное внедрение изменений с учётом финансовых возможностей

Зелёное строительство и устойчивые практики часто требуют первоначальных инвестиций, но могут приводить к значительной экономии в долгосрочной перспективе через сокращение эксплуатационных расходов.

Вызовы и перспективы

Несмотря на значительный прогресс в интеграции устойчивых практик в музейную деятельность, существует ряд вызовов, которые необходимо преодолеть.

Барьеры на пути к устойчивости

Музеи сталкиваются с различными препятствиями при внедрении устойчивых практик:

  • Ограниченные финансовые и кадровые ресурсы
  • Технические ограничения исторических зданий
  • Необходимость соблюдения строгих требований к хранению коллекций
  • Отсутствие специализированных знаний и опыта в области устойчивого развития
  • Консервативный подход к изменениям в музейной сфере
  • Сложность измерения и демонстрации результатов устойчивых инициатив

Баланс между сохранением культурного наследия и экологическими требованиями

Один из основных вызовов для музеев — найти баланс между своей основной миссией сохранения культурного наследия и экологическими принципами:

  • Разработка инновационных методов консервации, сочетающих сохранность экспонатов с экологической эффективностью
  • Переосмысление стандартов хранения с учётом новых исследований о допустимых условиях для различных типов объектов
  • Внедрение точечных микроклиматических решений вместо климат-контроля всего здания
  • Оценка экологического воздействия при принятии решений о приобретении новых экспонатов
  • Адаптация исторических зданий с уважением к их архитектурному значению

Как отмечается в исследованиях, до недавнего времени строгие условия сохранения коллекций препятствовали музеям соответствовать потребностям устойчивого развития. Однако в последние годы такие учреждения, как Калифорнийская академия наук, Музей Завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро и Музей Прадо в Мадриде, показали, что возможно гармонизировать требовательные энергетические затраты музея с уважением к окружающей среде.

Будущие тенденции в устойчивом развитии музеев

Музейная отрасль продолжает эволюционировать в направлении большей устойчивости. Будущие тенденции могут включать:

  • Дальнейшую интеграцию цифровых технологий для расширения доступа к коллекциям с минимальным экологическим воздействием
  • Развитие музеев как центров экологического образования и исследований
  • Углубление сотрудничества между музеями для обмена опытом и ресурсами
  • Разработку отраслевых стандартов и сертификаций для устойчивых музеев
  • Переход от отдельных экологических инициатив к комплексному преобразованию всей деятельности музея
  • Появление новых музеев, изначально спроектированных как углеродно-нейтральные

Музей Гуггенхайма в Бильбао, например, уже поставил цель достижения углеродной нейтральности к 2030 году, что отражает растущую тенденцию к установлению амбициозных экологических целей в музейном секторе.

Практические шаги для музеев различного масштаба

Внедрение устойчивых практик возможно для музеев любого размера и типа, от небольших местных учреждений до крупных национальных музеев.

Начальные шаги для малых музеев

Даже с ограниченными ресурсами небольшие музеи могут предпринять значимые шаги к большей устойчивости:

  • Замена обычных ламп на светодиодные
  • Установка датчиков движения для освещения
  • Внедрение простых систем сортировки отходов
  • Использование экологичных чистящих средств
  • Сокращение использования бумаги через цифровизацию документооборота
  • Проведение небольших образовательных мероприятий на экологические темы

Как отмечается в источниках, становление более устойчивым не требует от музеев масштабной реконструкции или огромных изменений в их деятельности. Малые шаги являются отличной отправной точкой.

Средние и крупные музеи: комплексный подход

Для музеев с большими ресурсами возможен более комплексный подход:

  • Разработка долгосрочной стратегии устойчивого развития
  • Создание специальной должности или отдела по устойчивому развитию
  • Инвестиции в энергоэффективные системы и возобновляемые источники энергии
  • Комплексная модернизация зданий и инфраструктуры
  • Внедрение профессиональных систем энергетического и экологического менеджмента
  • Создание масштабных образовательных программ и выставок по экологической тематике

В 2024 году Музей Гуггенхайма в Бильбао представил план экологической устойчивости на 2024-2025 годы, который включает обязательство работать над достижением углеродной нейтральности к 2030 году, демонстрируя комплексный и долгосрочный подход к устойчивости.

Поэтапное внедрение устойчивых практик

Практический подход к внедрению устойчивых практик часто включает поэтапную реализацию:

  1. Проведение экологического аудита для выявления ключевых областей воздействия
  2. Определение "низко висящих плодов" — легко реализуемых изменений с быстрым эффектом
  3. Разработка краткосрочного плана действий (1-2 года) с конкретными мерами
  4. Формирование среднесрочной стратегии (3-5 лет) для более существенных изменений
  5. Установление долгосрочных целей (5-10 лет), таких как углеродная нейтральность
  6. Регулярный мониторинг прогресса и корректировка планов при необходимости

Измерение и коммуникация результатов

Важным аспектом внедрения устойчивых практик является измерение и коммуникация достигнутых результатов:

  • Разработка системы показателей для отслеживания прогресса
  • Регулярная отчётность о достижениях в области устойчивого развития
  • Сертификация по признанным экологическим стандартам (LEED, ISO 14001 и др.)
  • Информирование посетителей о экологических инициативах музея
  • Обмен опытом с другими музеями и культурными учреждениями

Многие музеи получают сертификацию по экологическим стандартам как признание своих усилий в области устойчивого развития. Например, Калифорнийская академия наук получила платиновый сертификат LEED, Экспедиториум также имеет платиновый сертификат LEED, а Музей Гуггенхайма в Бильбао был сертифицирован по стандарту ISO 14001 ещё в 2004 году.

Интеграция устойчивых практик в музейную стратегию

Для достижения максимального эффекта устойчивые практики должны быть интегрированы в общую стратегию музея, а не существовать как отдельные инициативы.

Устойчивость как часть миссии и ценностей

Многие музеи пересматривают свои миссии и ценности, чтобы отразить приверженность устойчивому развитию:

  • Включение экологической ответственности в формулировку миссии
  • Определение устойчивости как одной из ключевых ценностей организации
  • Пересмотр стратегических приоритетов с учётом экологических целей
  • Отражение устойчивого подхода в публичных заявлениях и коммуникациях
  • Создание экологических политик и кодексов поведения

Зоопарк Толедо в Огайо в 2007 году переопределил свою миссию, сосредоточив внимание на информировании общественности о сохранении природы, что привело к значительным изменениям в их деятельности, включая внедрение экологичных элементов в проект реконструкции парковки.

Устойчивость в стратегическом планировании

Стратегическое планирование предоставляет возможность для интеграции устойчивых практик во все аспекты деятельности музея:

  • Включение экологических целей в стратегический план
  • Разработка специфических стратегий для различных функциональных областей (коллекции, выставки, образование и т.д.)
  • Распределение ресурсов для реализации устойчивых инициатив
  • Установление механизмов мониторинга и отчётности
  • Регулярный пересмотр и обновление стратегии с учётом новых знаний и технологий

Создание организационной культуры устойчивости

Успех устойчивых инициатив зависит от вовлеченности всех сотрудников и формирования соответствующей организационной культуры:

  • Обучение персонала принципам устойчивого развития
  • Поощрение инициатив сотрудников в области устойчивости
  • Создание рабочих групп или комитетов по экологическим вопросам
  • Интеграция устойчивых практик в повседневные рабочие процессы
  • Признание и вознаграждение достижений в области устойчивого развития

Сотрудничество с заинтересованными сторонами

Вовлечение различных заинтересованных сторон может значительно усилить устойчивые инициативы музея:

  • Консультации с посетителями о их ожиданиях в отношении экологической ответственности музея
  • Сотрудничество с местными сообществами в экологических проектах
  • Партнёрство с донорами и спонсорами, разделяющими экологические ценности
  • Взаимодействие с государственными органами и регуляторами
  • Обмен опытом с другими культурными организациями

Заключительные соображения

Внедрение устойчивых практик в музейное дело представляет собой не только экологическую необходимость, но и стратегическую возможность для музеев переосмыслить свою роль в обществе и способы выполнения своей миссии.

Устойчивые музеи XXI века энергоэффективны, устойчиво управляются и повышают осведомлённость общественности о экологических проблемах. Они демонстрируют, что сохранение культурного наследия и забота об окружающей среде могут и должны идти рука об руку.

Как показывают многочисленные примеры из разных стран, от Калифорнийской академии наук и Экспедиториума в США до Музея Гуггенхайма в Бильбао в Испании и Музея Завтрашнего дня в Бразилии, музеи могут успешно трансформировать свои здания, операции и программы в соответствии с принципами устойчивого развития.

Музеи имеют уникальную возможность не только внедрять устойчивые практики в собственную деятельность, но и выступать катализаторами социальных изменений, просвещая и вдохновляя миллионы посетителей по вопросам экологической ответственности и устойчивого образа жизни.

Устойчивое строительство и реконструкция зданий, внесённых в список Объектов культурного значения, представляет собой увлекательную задачу. Это лучший способ заботиться о наследии и ресурсах для будущих поколений и способствует повышению осведомлённости об охране окружающей среды.

В конечном счёте, внедрение устойчивых практик в музейное дело является не разовым проектом, а непрерывным процессом адаптации, обучения и совершенствования. Каждый музей может найти свой путь к устойчивости, соответствующий его размеру, ресурсам, коллекциям и сообществу, которому он служит.

Как сказал директор Музея Фолькванг профессор Петер Горшлютер: "Для того чтобы стать климатически нейтральным музеем с нулевыми выбросами, нам необходимо инвестировать в технологические инновации и действовать ответственно как в отношении музейных операций, так и мобильности наших посетителей... это задача, с которой мы будем сталкиваться каждый день заново".


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock