Преподобный Сергий Радонежский Иконы 1 / 7 2

Преподобный Сергий Радонежский ~ Евгения

308

Евгения – Преподобный Сергий Радонежский
Натуральные пигменты( темпера), золото, доска, левкас. 2021 год .


Исходный файл: 3024×4032 px (1.0 Mb)
Добавлено: 15.08.2021
Альбом: Иконы

Навигация по альбому:    


КОММЕНТАРИИ: 2    Ответы

daarionaharis
18.08.2021 22:08   #1

Какими же подвигами прославил себя преподобный Сергий? Во время сражений с иноземными захватчиками он не брал в руки оружия. Его не видели на полях сражений. Когда же в 1382 г. татарский хан Тохтамыш, пошёл на Москву, преподобный Сергий попросту сбежал от опасности («от Тохтамышева нахождения беже в Тверь»).
Духовенство пытается спекулировать на благословении Сергием Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, утверждая, что это благословение сыграло чуть ли не решающую роль в победе над татарскими полчищами. На самом деле не благословениями церковников, а своим мужеством, храбростью, героизмом русские воины одерживали победы над врагами. И справедливости ради заметим, что они одерживали блестящие победы и обходясь без церковного благословения.
Что касается «молитвенного участия» Сергия во время нашествия татар, то мы уже говорили о бегстве его из лавры, когда ей стало угрожать войско хана Тохтамыша.
Церковный автор рисует «страшную картину осады Троице-Сергиевой лавры». Это было двести с лишним лет спустя после смерти Сергия. Иноземные захватчики, пришедшие на русскую землю под знамёнами Лжедмитрия второго, которого народ назвал Тушинским вором, пришли и к стенам Троицкого монастыря. Но здесь они встретили яростное сопротивление. Шестнадцать месяцев русские люди отбивались от врага. Это был действительно подвиг. Но при чём тут Сергий?
Православной церкви было выгодно заставить массы людей верить в помощь и покровительство Сергия. Внимая словам своих духовных пастырей, верующие шли в монастырь поклониться мощам святого, испросить у него помощи в житейских делах. А духовенству оставалось лишь собирать приношения.
Сергий Радонежский принимал активное участие в борьбе за митрополичье место, надеясь стать преемником митрополита Алексея. Он был вовсе не таким смиренным «рабом божьим», стремившимся уйти «от мира», каким рисуют его церковные авторы. Однако добиться митрополичьего места, несмотря на все усилия, ему так и не удалось.
Церковные авторы в своих писаниях, посвящённых Сергию Радонежскому, как правило, изображают этого святого нестяжателем, подчёркивают его безразличие к мирским благам. Автор одной из статей, опубликованной в «Журнале Московской патриархии», кандидат богословия П. Харламов пишет: «Отличаясь полной нестяжательностью, преподобный Сергий постоянно занимался делами, связанными с благотворительностью, и не оставлял этих дел из предпочтения к каким-либо другим делам. Церковно-исторические памятники неизменно называют его милостивым, утешителем скорбных, заступником нищих и убогих». Далее говорится, что Сергий «установил в монастыре общежительные правила и особое внимание всегда обращал на нестяжательность монастырской братии».
Эти утверждения далеки от истины. Факты говорят о том, что при нём и после него Троице-Сергиева лавра стала богатейшим монастырём на Руси. Помимо приношений лавра получала богатейшие дары от царей и их приближённых. К этому следует прибавить другие источники доходов. В 1592 г. Троицкий монастырь имел в своём распоряжении около ста деревень. В 1763 г. лавре принадлежало 106 500 крепостных душ. У монастыря были свои соляные варницы, рыбные промыслы, различные мастерские. Свою продукцию монастырь продавал, и деньги текли рекой в монастырскую казну. Любопытно, что один иностранец, посетивший Россию в XVI в., рассказывал, что «монастыри ведут самую обширную торговлю в России». Когда в 1641 г. производилась опись казны Троицкого монастыря, там оказался 13 861 рубль — сумма очень крупная по тем временам. В житницах оказалось 19 044 четверти хлеба, в погребах 1675 осетров, 4040 калуг, 1865 «семог осенней ловли», 3326 «семог весенней ловли», 1935 «щук вялых», 1245 «лещей вялых» и прочие рыбные запасы. Кроме того, в монастыре хранилось 3358 пудов мёда-сырца для приготовления медопитий, на конюшне стояли 43 ездовые лошади, а на скотном дворе 500 коров и т.п. По слухам, в середине XVII столетия у монастыря было зарыто в землю до 40 млн. рублей серебром.
Е. Голубинский сообщает, что Троицкий монастырь был крупнейшим кредитором русских государей. Монастырская казна давала крупные займы Борису Годунову, Василию Шуйскому. В старину в народе даже была сложена пословица: «У Сергиевой лавры сам царь в долгу». В канун октябрьского переворота 1917 г. доход лавры составил 1 369 076 руб.
В течение почти пятисот лет церковники убеждали верующих, что в раке, установленной в Троице-Сергиевой лавре, покоятся нетленные мощи св. Сергия Радонежского. Со всех концов земли русской шли сюда паломники, чтобы приложиться к святыне, помолиться «небесному заступнику», шли, слепо веря своим духовным пастырям. До сих пор, внимая проповедям церковников, православные богомольцы идут к мощам Сергия в надежде на его заступничество, на его покровительство. И невдомёк им, что они становятся жертвами самого обычного церковного обмана.
Церковники утверждали, что мощи Сергия «нетленны». Обман этот был разоблачён полстолетия тому назад, когда состоялось вскрытие мощей Сергия Радонежского. Оно было произведено 11 апреля 1919 г. по требованию трудящихся. При вскрытии присутствовали представители трудящихся и духовенства, в частности наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятель Гефсиманского монастыря иеродиакон Сергий Большаков, иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос и др. В протоколе вскрытия говорится, что в раке Сергия Радонежского никаких нетленных останков святого обнаружено не было. Груда костей, вата, изъеденные молью куски ткани — вот что хранилось в раке. Процесс вскрытия мощей Сергия Радонежского был зафиксирован на киноплёнку, которая и по сей день хранится в архивах Госфильмофонда.
Можно было бы считать, что вскрытием «нетленных» мощей Сергия Радонежского закончилась история культа этого святого. Однако прошло время, и церковь попыталась забыть беспокойный для неё 1919 год, связанный с неприятными для православного духовенства воспоминаниями. Церковники вновь стали призывать верующих поклоняться мощам Сергия, занявшим своё прежнее место в Троице-Сергиевой лавре. Но не в силах духовенства скрыть факты разоблачения церковного обмана, а также правду о подлинной истории культа Сергия Радонежского.

Белов А. Правда о православных "святых", с. 94.

smirnovsergei
20.09.2021 19:09   #2

Благодатно


Комментирование недоступно Почему?