@elenanechaevaekb

Елена Нечаева

Часть 3: советы начинающим и заканчивающим 18.04.2024 06:23

3. Проблема первого мазка (феномен чистого холста)

Не такая уж и редкая проблема… 

Сидит автор перед холстом и тупит, простите.

Смотрит на чистый пустой холст, смотрит на натуру и ничего не происходит.

В голове кавардак. 

И рука никак не поднимается сделать первое движение. 

То, которое самое первое.

Преподаватель запретил пользоваться ластиком. 

Как сделать первую черту карандашом или красками?

Задание — натюрморт или гипсовая фигура, например.

Время идёт, «затык» остаётся без динамики: «У всех половина натюрморта готова, а я еще не начинал/а».

Такая проблема была и у меня.

Спасла меня, сама того не зная, такая же барышня, в художественной школе.

Она сидела чуть впереди меня, и я видела, как она долго мучается.

Я наблюдала.

Сначала она долго «раскачивалась», при чем буквально, как молящийся у Стены Плача, бледнела, краснела, бледнела.

Потом подбирала на кисть краску и наотмашь бросала ее на холст.

От души, так сказать. Как рука ложилась, так краску и бросала.

Если это был натюрморт с красными цветами, она брала красный цвет и замахивала на холст, как придётся.

После этого её «отпускало» и, как мне казалось, она принималась «исправлять» сделанное.

В процессе этого «исправления» всё складывалось само по себе.

Если это была гипсовая фигура, вроде головы Аполлона Бельведерского, она очень криво, но без нажима обозначала на бумаге его кудри.

И также принималась «исправлять».

Как это работает?

Пустой лист — он и есть Пустой. Нет ничего на нём. Если ничего нет, то и преобразовывать нечего.

Если сделать принудительную «ошибку», то холст перестаёт быть пустым.

Появляется материал, повод для дальнейшей работы: «Есть, что исправить и переделать».

Такой способ я использовала, пока он не перестал быть актуальным.

Иногда надо сделать ошибку нарочно, чтобы пойти дальше.

Продолжение, возможно, следует…

Первая часть здесь: https://elenanechaevaekb.in.gallerix.ru/blog/chast-1-sovety-nachinayushim-i-zakanchivayushim/

Вторая часть здесь: https://elenanechaevaekb.in.gallerix.ru/blog/chast-2-sovety-nachinayushim-i-zakanchivayushim/

С проблемами в творчестве и вокруг него приглашаю сюда: https://neacoach.ru/

За картинами приглашаю сюда: https://artnea.ru/ 


10


КОММЕНТАРИИ: 4    Ответы

ginaida-37
18.04.2024 11:07   #1

Интересные мысли о Первом шаге, пусть даже он окажется ошибочным! 💐

elenanechaevaekb
18.04.2024 13:43   #2

Не занимаюсь наставничеством, но иногда заходят на "мастер-класс". По моим наблюдениям примерно 80% испытывают описанный "затык" перед чистым листом. Предлагаю "накосячить нарочно и наотмашь" – и случается чудо, сопротивление исчезает, когда холст "чуть-чуть испачкан". Интересный феномен, но он преодолимый.

korablyova
07.05.2024 20:34   #3

"Затык" бывал после периода, когда не было времени сесть за краски. После паузы. Но если каждый день быть перед красками – мыслей столько, что только успевай перенести на холст!.... Потому вывод был сделан для себя самой таким: пусть понемногу, но каждый день.
Всем успехов и отличного настроения!

elenanechaevaekb
12.05.2024 19:08   #4

Спасибо за комментарий! Согласна абсолютно. Мастерство/ ремесло, как мышца: тренируем каждый день – работает, не тренируем – не работает.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам