Часть 3: советы начинающим и заканчивающим 18.04.2024 06:23
3. Проблема первого мазка (феномен чистого холста)
Не такая уж и редкая проблема…
Сидит автор перед холстом и тупит, простите.
Смотрит на чистый пустой холст, смотрит на натуру и ничего не происходит.
В голове кавардак.
И рука никак не поднимается сделать первое движение.
То, которое самое первое.
Преподаватель запретил пользоваться ластиком.
Как сделать первую черту карандашом или красками?
Задание — натюрморт или гипсовая фигура, например.
Время идёт, «затык» остаётся без динамики: «У всех половина натюрморта готова, а я еще не начинал/а».
Такая проблема была и у меня.
Спасла меня, сама того не зная, такая же барышня, в художественной школе.
Она сидела чуть впереди меня, и я видела, как она долго мучается.
Я наблюдала.
Сначала она долго «раскачивалась», при чем буквально, как молящийся у Стены Плача, бледнела, краснела, бледнела.
Потом подбирала на кисть краску и наотмашь бросала ее на холст.
От души, так сказать. Как рука ложилась, так краску и бросала.
Если это был натюрморт с красными цветами, она брала красный цвет и замахивала на холст, как придётся.
После этого её «отпускало» и, как мне казалось, она принималась «исправлять» сделанное.
В процессе этого «исправления» всё складывалось само по себе.
Если это была гипсовая фигура, вроде головы Аполлона Бельведерского, она очень криво, но без нажима обозначала на бумаге его кудри.
И также принималась «исправлять».
Как это работает?
Пустой лист — он и есть Пустой. Нет ничего на нём. Если ничего нет, то и преобразовывать нечего.
Если сделать принудительную «ошибку», то холст перестаёт быть пустым.
Появляется материал, повод для дальнейшей работы: «Есть, что исправить и переделать».
Такой способ я использовала, пока он не перестал быть актуальным.
Иногда надо сделать ошибку нарочно, чтобы пойти дальше.
Продолжение, возможно, следует…
Первая часть здесь: https://elenanechaevaekb.in.gallerix.ru/blog/chast-1-sovety-nachinayushim-i-zakanchivayushim/
Вторая часть здесь: https://elenanechaevaekb.in.gallerix.ru/blog/chast-2-sovety-nachinayushim-i-zakanchivayushim/
С проблемами в творчестве и вокруг него приглашаю сюда: https://neacoach.ru/
За картинами приглашаю сюда: https://artnea.ru/
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Интересные мысли о Первом шаге, пусть даже он окажется ошибочным! 💐
Не занимаюсь наставничеством, но иногда заходят на "мастер-класс". По моим наблюдениям примерно 80% испытывают описанный "затык" перед чистым листом. Предлагаю "накосячить нарочно и наотмашь" – и случается чудо, сопротивление исчезает, когда холст "чуть-чуть испачкан". Интересный феномен, но он преодолимый.
"Затык" бывал после периода, когда не было времени сесть за краски. После паузы. Но если каждый день быть перед красками – мыслей столько, что только успевай перенести на холст!.... Потому вывод был сделан для себя самой таким: пусть понемногу, но каждый день.
Всем успехов и отличного настроения!
Спасибо за комментарий! Согласна абсолютно. Мастерство/ ремесло, как мышца: тренируем каждый день – работает, не тренируем – не работает.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам