Воздушная перспектива – что это?
В живописи и графике метод изображения предметов, которые при удалении не только часто уменьшаются в масштабе, как и по правилам линейной перспективы, но и смягчены по цвету по отношению к первым или иным пространственным планам.
Эти качества обнаруживаются и в параллельной перспективе и имеют в том числе и другие изменения, воплощающие эффект взаимодействия со световой средой.
Художественные принципы воздушной перспективы основаны на изучении зрительного восприятия и осуществлялись уже в средневековом китайском изобразительном искусстве. В Европе воздушная перспектива вошла в практику с эпохи Возрождения, получив особое выражение в творчестве импрессионистов.
Что такое воздушная перспектива?
Воздушная перспектива – это простой и невероятно эффективный способ создать в композиции глубину. Художнику-пейзажисту просто необходимо владеть этим приемом.
Если написанный пейзаж не вполне удался и выглядит плоским, то несколько деталей легко могут это исправить. Стоит только применить контрасты, благодаря которым какие-то участки изображения будут выступать, как бы приближаясь к взгляду зрителя, а остальные уходить вглубь пространства пейзажа.
На первом плане нужно разместить несколько деталей, имеющих резкие, четкие очертания. Для этой цели могут послужить цветы, детально прописанные деревья или кусты, а также другая растительность. Необходимо добиться контраста между этими элементами пейзажа и тем, что расположено на дальнем плане картины.
Цвет предметов в пейзаже, по мере их приближения к горизонту, следует постепенно смягчать. В этом поможет дополнительный цвет, добавленный в краску. Также можно просто придать ей холодный оттенок, примешав немного синей краски.
Если впереди поместить детали тёплых цветов, это подчеркнет в картине глубину и перспективу. Тот же эффект дадут очень яркие объекты. Художник Томас Гейнсборо использовал эту хитрость, сделав её своей «визитной карточкой». На переднем плане своих картин он часто помещал женщину в красном платье.