Словарь художника1


Олеография

Принцип воспроизведения картин при помощи полиграфии.

Оживки

Движки, оживки или отметки – завершающая техника в иконописи. Используют её при «личном письме», то есть когда работают с ликом или другими частями изображённой на иконе фигуре.

Лавис

Один из вариантов гравюры на металле, техника малоупотребительная и являющаяся разновидностью акватинты.

Камея

Миниатюрные художественные произведения, созданные преимущественно из цветных минералов, дерева, кости, перламутра с выпуклым рельефом.

Воско-масляная техника

Новый вид темперной живописи, изобретённый в XX в

Офорт

Одна из сложнейших техник в гравюре для передачи живописного изображения.

Ореол

Техника, которая позволяет придать необходимое свечение вокруг предметов.

Пирография

Пирография в буквальном смысле – выжигание огнём. Нередко можно встретить более простое употребление термина – выжигание.

Гризайль

Термин образован от французского gris, что означает «серый».

Гуммиарабик

От лат. gummi — камедь. Смола, которая добывается из коры аравийской и африканских акаций. Она обладает хорошими клеящими свойствами, прозрачна, быстро сохнет, а главное, растворяется в воде.

Алла прима

Термин, пришедший из итальянской живописи. В буквальном переводе означает – в один присест (a la prima). Суть техники заключается в нанесении красок за один сеанс. Художник не опирается на подмалёвок и предварительный рисунок.

Десюдепорт

Рельефные или живописные панно, располагавшиеся над дверными или оконными проёмами.

Инокопь

Инокопь или ассист – это специальный клейкий состав, который накладывается на икону для последующего золочения фрагментов.

Автоцинкография

Техника, берущая своё начало от цинкографии, где для передачи цветных или чёрно-белых рисунков используют типографское клише. Изображение переносят на цинковую поверхность и подвергают травлению азотной кислотой.

Болюс

Термин из итальянского языка, произошедший от латинского bolus —вкусный, сочный. Имеет несколько значений.

Бистр

Краска, имеющая коричневый цвет с рыжеватыми оттенками. Применяется в рисовании посредством пера или кисти. Материал изготавливался из сажи, которую получают из древесины бука.

Валёр

Приём, которым пользовались художники для цветовой организации картины. Несколько синонимов этого термина, такие как оттенок, полутон, точный цвет, говорят о важности его отдельного проявления в картине и взаимосвязи с другими оттенками.

Барбы

Барбы (barba) с латинского переводится как борода. Такое название термину присвоено из-за заусенец, которые появляются вследствие процарапывания рисунка острой иглой по металлу.

А секко, секко

Одна из разновидностей настенной живописи, в противоположность альфреско, обозначает нанесение красок по сухой поверхности. Для росписи используются краски на водной или казеиновой основе.

Арричиато

Термин, использующийся в технике при создании фрески. Арричиато – один из слоёв штукатурки в настенной живописи, выступает в качестве предпоследнего грунта перед нанесением краски.

Имприматура

Техника, возникшая в итальянской живописи, означающая в буквальном переводе – «первый слой краски». Пользуясь имприматурой, художник наносит цветовой тон еще до основного наложения красок.

Картуш

От итальянского cartoccio — свиток, один из распространённых в изобразительном искусстве декоративных элементов, ведущий своё происхождение от змеевидного обрамления, в котором заключена титулатура имени фараона в древнеегипетской культуре.

Акциденция

Термин применимый в полиграфии при работе с художественными материалами малых тиражей. Сюда можно отнести афиши, визитки, суперобложки, открытки, пригласительные.

Копаловый лак

От мексиканского copalli — душистая смола. Копал — природная смола, которая добывается из тропических растений Южной Америки, она имеет различную окраску, от бесцветной до жёлтой и коричневой.

Акватинта

Одна из основных манер в репродукции

Автолитография

Способ исполнения художественной литографии, при котором всю работу над печатной формой выполняет сам художник

Импасто

Приём импасто в живописи означает нанесение густого фактурного слоя краски.

Автотипия

Автотипия используется для воспроизведения рисунков, живописи, акварели посредством типографской печати. Такой способ позволяет качественно передавать полутона оригинала благодаря специальному прибору - растру.

Аэрография

Техника изобразительного искусства с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску сжатым воздухом. Применяется для декорирования скульптурных и керамических произведений, создания живописных, графических работ, часто через трафарет.

Ахроматический цвет

С греческого achromatos — бесцветный, неокрашенный, от chroma — цвет. Понятие, применяемое в творческой практике художников, в полиграфии, а также в современных компьютерных технологиях.

Альфреско

Аl fresco или fresco – термин, пришедший из итальянского языка. Буквальный перевод – «по сырому». Техника исполнения настенной живописи, когда краска на водяной основе наносится на свежую известковую штукатурку.

Флюид Арт

Совсем недавно появилась новая техника рисования, в которой используются жидкие краски

Вохрение

Художественный приём в технике иконописи

Басма

Басменное тиснение, разновидность ювелирной и скульптурной техники, которую применяли преимущественно в средневековой Руси для имитации чеканки или скани

Аксонометрия

Один из чертёжных методов изображения предмета с помощью параллельного проецирования его на плоскость проекцией вместе с осями прямоугольных координат, к которым этот предмет отнесен.

Гелиогравюра

Техника, используемая для воспроизведения репродукции фотомеханическим способом.

Гладилка

Инструмент гравёра (полировка), который применяется для корректировки уже награвированного изображения либо до травления, либо после него.

Воздушная перспектива

В живописи и графике метод изображения предметов, которые при удалении не только часто уменьшаются в масштабе, как и по правилам линейной перспективы, но и смягчены по цвету по отношению к первым или иным пространственным планам.

Замесы

Термин употребителен к так называемым «опорным краскам» в изобразительном искусстве

Жухлость

В художественной терминологии есть различные синонимы к этому слову: вжухлость, пожухание, почернение. Использование данного значения подразумевает наличие тёмного или тусклого пятна на живописном полотне.
Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock