Движки, оживки или отметки – завершающая техника в иконописи. Используют её при «личном письме», то есть когда работают с ликом или другими частями изображённой на иконе фигуре.
От лат. gummi — камедь. Смола, которая добывается из коры аравийской и африканских акаций. Она обладает хорошими клеящими свойствами, прозрачна, быстро сохнет, а главное, растворяется в воде.
Термин, пришедший из итальянской живописи. В буквальном переводе означает – в один присест (a la prima). Суть техники заключается в нанесении красок за один сеанс. Художник не опирается на подмалёвок и предварительный рисунок.
Техника, берущая своё начало от цинкографии, где для передачи цветных или чёрно-белых рисунков используют типографское клише. Изображение переносят на цинковую поверхность и подвергают травлению азотной кислотой.
Краска, имеющая коричневый цвет с рыжеватыми оттенками. Применяется в рисовании посредством пера или кисти. Материал изготавливался из сажи, которую получают из древесины бука.
Приём, которым пользовались художники для цветовой организации картины. Несколько синонимов этого термина, такие как оттенок, полутон, точный цвет, говорят о важности его отдельного проявления в картине и взаимосвязи с другими оттенками.
Барбы (barba) с латинского переводится как борода. Такое название термину присвоено из-за заусенец, которые появляются вследствие процарапывания рисунка острой иглой по металлу.
Одна из разновидностей настенной живописи, в противоположность альфреско, обозначает нанесение красок по сухой поверхности. Для росписи используются краски на водной или казеиновой основе.
Термин, использующийся в технике при создании фрески. Арричиато – один из слоёв штукатурки в настенной живописи, выступает в качестве предпоследнего грунта перед нанесением краски.
Техника, возникшая в итальянской живописи, означающая в буквальном переводе – «первый слой краски». Пользуясь имприматурой, художник наносит цветовой тон еще до основного наложения красок.
От итальянского cartoccio — свиток, один из распространённых в изобразительном искусстве декоративных элементов, ведущий своё происхождение от змеевидного обрамления, в котором заключена титулатура имени фараона в древнеегипетской культуре.
Термин применимый в полиграфии при работе с художественными материалами малых тиражей. Сюда можно отнести афиши, визитки, суперобложки, открытки, пригласительные.
От мексиканского copalli — душистая смола. Копал — природная смола, которая добывается из тропических растений Южной Америки, она имеет различную окраску, от бесцветной до жёлтой и коричневой.
Автотипия используется для воспроизведения рисунков, живописи, акварели посредством типографской печати. Такой способ позволяет качественно передавать полутона оригинала благодаря специальному прибору - растру.
Техника изобразительного искусства с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску сжатым воздухом. Применяется для декорирования скульптурных и керамических произведений, создания живописных, графических работ, часто через трафарет.
С греческого achromatos — бесцветный, неокрашенный, от chroma — цвет. Понятие, применяемое в творческой практике художников, в полиграфии, а также в современных компьютерных технологиях.
Аl fresco или fresco – термин, пришедший из итальянского языка. Буквальный перевод – «по сырому». Техника исполнения настенной живописи, когда краска на водяной основе наносится на свежую известковую штукатурку.
Басменное тиснение, разновидность ювелирной и скульптурной техники, которую применяли преимущественно в средневековой Руси для имитации чеканки или скани
Один из чертёжных методов изображения предмета с помощью параллельного проецирования его на плоскость проекцией вместе с осями прямоугольных координат, к которым этот предмет отнесен.
В живописи и графике метод изображения предметов, которые при удалении не только часто уменьшаются в масштабе, как и по правилам линейной перспективы, но и смягчены по цвету по отношению к первым или иным пространственным планам.
В художественной терминологии есть различные синонимы к этому слову: вжухлость, пожухание, почернение. Использование данного значения подразумевает наличие тёмного или тусклого пятна на живописном полотне.