Словарь художника1


Отвес

Отвес – инструмент, необходимый для работы с фигурой человека, чаще всего в обнажённом или полуобнажённом варианте. По внешним характеристикам отвес – это всего лишь нить с грузом на конце. В качестве груза выступает небольшой камень.

Олеография

Принцип воспроизведения картин при помощи полиграфии.

Офорт

Одна из сложнейших техник в гравюре для передачи живописного изображения.

Оживки

Движки, оживки или отметки – завершающая техника в иконописи. Используют её при «личном письме», то есть когда работают с ликом или другими частями изображённой на иконе фигуре.

Лавис

Один из вариантов гравюры на металле, техника малоупотребительная и являющаяся разновидностью акватинты.

Камея

Миниатюрные художественные произведения, созданные преимущественно из цветных минералов, дерева, кости, перламутра с выпуклым рельефом.

Воско-масляная техника

Новый вид темперной живописи, изобретённый в XX в

Пастозность

Пастозная техника чаще всего используется в масляной живописи, так как подразумевает густое наложение красок, для чего масло является идеальным вариантом. Мазки наносятся слоями, плотными красками, которые не разжижают.

Антураж

В живописи и графике изображение места действия. Включает в себя понятие художественного решения интерьера и внешней среды, но существует небольшое различие.

Имприматура

Техника, возникшая в итальянской живописи, означающая в буквальном переводе – «первый слой краски». Пользуясь имприматурой, художник наносит цветовой тон еще до основного наложения красок.

Гуммиарабик

От лат. gummi — камедь. Смола, которая добывается из коры аравийской и африканских акаций. Она обладает хорошими клеящими свойствами, прозрачна, быстро сохнет, а главное, растворяется в воде.

Флюид Арт

Совсем недавно появилась новая техника рисования, в которой используются жидкие краски

Алла прима

Термин, пришедший из итальянской живописи. В буквальном переводе означает – в один присест (a la prima). Суть техники заключается в нанесении красок за один сеанс. Художник не опирается на подмалёвок и предварительный рисунок.

Десюдепорт

Рельефные или живописные панно, располагавшиеся над дверными или оконными проёмами.

Инокопь

Инокопь или ассист – это специальный клейкий состав, который накладывается на икону для последующего золочения фрагментов.

Автоцинкография

Техника, берущая своё начало от цинкографии, где для передачи цветных или чёрно-белых рисунков используют типографское клише. Изображение переносят на цинковую поверхность и подвергают травлению азотной кислотой.

Болюс

Термин из итальянского языка, произошедший от латинского bolus —вкусный, сочный. Имеет несколько значений.

Бистр

Краска, имеющая коричневый цвет с рыжеватыми оттенками. Применяется в рисовании посредством пера или кисти. Материал изготавливался из сажи, которую получают из древесины бука.

Валёр

Приём, которым пользовались художники для цветовой организации картины. Несколько синонимов этого термина, такие как оттенок, полутон, точный цвет, говорят о важности его отдельного проявления в картине и взаимосвязи с другими оттенками.

Барбы

Барбы (barba) с латинского переводится как борода. Такое название термину присвоено из-за заусенец, которые появляются вследствие процарапывания рисунка острой иглой по металлу.

Арричиато

Термин, использующийся в технике при создании фрески. Арричиато – один из слоёв штукатурки в настенной живописи, выступает в качестве предпоследнего грунта перед нанесением краски.

Ажур

Художественный приём, основанный на свойстве просвечивающего материала, например в технике литофании, когда рельеф создаётся в прозрачном камне, алебастре, воске

Копаловый лак

От мексиканского copalli — душистая смола. Копал — природная смола, которая добывается из тропических растений Южной Америки, она имеет различную окраску, от бесцветной до жёлтой и коричневой.

Акватинта

Одна из основных манер в репродукции

Автолитография

Способ исполнения художественной литографии, при котором всю работу над печатной формой выполняет сам художник

Импасто

Приём импасто в живописи означает нанесение густого фактурного слоя краски.

Автотипия

Автотипия используется для воспроизведения рисунков, живописи, акварели посредством типографской печати. Такой способ позволяет качественно передавать полутона оригинала благодаря специальному прибору - растру.

Аэрография

Техника изобразительного искусства с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску сжатым воздухом. Применяется для декорирования скульптурных и керамических произведений, создания живописных, графических работ, часто через трафарет.

Аксонометрия

Один из чертёжных методов изображения предмета с помощью параллельного проецирования его на плоскость проекцией вместе с осями прямоугольных координат, к которым этот предмет отнесен.

Диорама

Синтетический вид искусства, состоящий из живописного изображения, изогнутого в плане полукругом, обладающим расширенным пространственным обзором реальных предметов или их точным подобием, располагающихся на переднем плане.

Ахроматический цвет

С греческого achromatos — бесцветный, неокрашенный, от chroma — цвет. Понятие, применяемое в творческой практике художников, в полиграфии, а также в современных компьютерных технологиях.

Акциденция

Термин применимый в полиграфии при работе с художественными материалами малых тиражей. Сюда можно отнести афиши, визитки, суперобложки, открытки, пригласительные.

Ретушь

Дословный перевод термина – поправка.

Пирография

Пирография в буквальном смысле – выжигание огнём. Нередко можно встретить более простое употребление термина – выжигание.

Гризайль

Термин образован от французского gris, что означает «серый».

Галтование

Процесс шлифования художественных изделий из металла или дерева. Технология позволяет производить массовую полировку поверхности для сглаживания неровностей и удаления заусенцев.

Гелиогравюра

Техника, используемая для воспроизведения репродукции фотомеханическим способом.

Гладилка

Инструмент гравёра (полировка), который применяется для корректировки уже награвированного изображения либо до травления, либо после него.

Воздушная перспектива

В живописи и графике метод изображения предметов, которые при удалении не только часто уменьшаются в масштабе, как и по правилам линейной перспективы, но и смягчены по цвету по отношению к первым или иным пространственным планам.

Замесы

Термин употребителен к так называемым «опорным краскам» в изобразительном искусстве
Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock