Мягкий лак – что это?

Словарь художника 2

Мягкий лак — манера офорта, получившая своё название от мягкого и по­движного лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака отличается зернистой фактурой штриха и напомина­ет карандашный или угольный рисунок.

Принцип гравирования состоит в том, что рисунок выполняется карандашом на бумаге, положенной поверх мягкого грун­та. Под нажимом карандаша податливый лак прилипает к обратной стороне бумаги, обнажая металл в большей или меньшей мере, в зависимости от силы нажима. Эти обнажённые места в дальнейшем подвер­гаются травлению, и на металле образуются зернистые штрихи разной глубины.

Грунт для мягкого лака, обладая кис­лотоупорностью, должен длительное время сохранять эластичность, не затвер­девать. С этой целью в состав мягкого ла­ка вводится баранье сало (внутреннее) или воск (натуральный).

Из многих способов приготовления грунта для мягкого лака, ниже приводятся наибо­лее доступные и надежные.

1. В обыкновенный твердый офортный грунт (твердый лак) добавляют равную долю бараньего сала. Смесь подогревают с небольшим количеством скипидара. Про­ще всего во время варки твердого лака, отделив нужное количество ещё не остыв­шей массы, расплавить в ней равную весо­вую часть (1:1) бараньего сала.

2. Мягкий лак варят, расплавляя состав­ные части с небольшим количеством ски­пидара в той последовательности, которая дана в рецептах:
а) Асфальт – 1 весовая часть, воск – 1 весовая часть, баранье сало — 1 весовая часть.
б) Асфальт – 1 весовая часть, канифоль — 1 весовая часть, воск – 1 весовая часть, баранье сало — 2 весовые части.

3. Расплавив натуральный воск на ски­пидаре, в него добавляют немного асфальтово-битумного лака.

Существуют два способа хранения мягкого лака:
а) готовый лак, наподобие гуталина, складывают в плотно закрывающуюся металлическую банку;
б) после варки мягкий лак выливают в воду, затем массу формуют в небольшие шарики, которые оборачивают тонкой ма­терией (шелк, батист).

Грунтование доски. Мягким лаком гравируют как на цинке, так и на меди. По­верхность доски должна быть очень ров­ной, особенно если грунт наносится вали­ком. Тщательно промытую доску перед нанесением лака следует слегка проте­реть скипидаром.

Грунтование валиком. Хорошо раскатав грунт на гладком литографском камне или на толстом витринном стекле, его наносят на холодную доску мягким резиновым ва­ликом. Перед началом грунтовки рекомен­дуется протереть валик и доску скипида­ром. Слой грунта должен быть тонким и ровным Особенно тщательно нужно выка­тывать края доски, где чаше всего появля­ются протравки. Чтобы на валик не попада­ла грязь, под грунтуемую доску следует подложить лист чистой бумаги. Затем доску слегка подогревают на теплой печатной плите. При нагревании быстро исчезает ма­товый налет, поверхность доски становится глянцевой, а грунт превращается в сплош­ную прозрачную пленку, надежно предо­храняющую металл от действия кислоты.

Грунтование тампоном. Мягким ла­ком, обернутым в материю, легко прово­дят по нагретой доске, размазывая по её поверхности небольшое количество раз­мягченного грунта. Затем, так же, как и при грунтовке твердым лаком, разравни­вают грунт небольшим тампоном из мягкой ваты. Грунтованную доску следует ещё немного подержать на теплой плите, пока не образуется однородный, сплошной слой лака. Для мягкого лака рекомендуется иметь отдельный тампон и валик. Обращаться с загрунтованными досками надо очень осто­рожно, так как мягкий лак снимается с доски при легком прикосновении к нему. Их лучше всего хранить в деревянных планшетах. Загрунтованные мягким лаком доски пригодны для работы в течение двух-трех дней, после чего грунт начинает затвердевать.

Рисование по мягкому лаку. Загрунтованную доску кладут на чистый стол или пюпитр и осторожно накрывают грунт лис­том бумаги. Края бумаги подворачивают под офортную доску, и верхний край под­клеивают к обратной стороне доски. Для того чтобы бумага лежала на грунте без складок и пузырей, её верхний край надо подогнуть и подклеить, а остальные стороны, не подгибая, закрепить кнопками. Чтобы офортная доска не смещалась, её можно с обратной стороны прикрепить к столу липким пластырем.

Бумага для рисования по мягкому лаку должна быть тонкой и мягкой, но притом иметь зернистую, шероховатую поверх­ность. Очень хороша для этой цели китай­ская рисовая бумага. Более жесткую бумагу следует класть шероховатой стороной вниз. Мягкую и эластичную бумагу лучше класть зерном вверх, тогда на лицевой сто­роне будет виден рисунок в его действительном и полноценном состоянии.

Рисовать следует обычными графитными карандашами разной мягкости. Рекомендуемое в некоторых пособиях рисование костяными и деревянными папочками слишком затруднительно и не вносит в гравюру особо ценных ка­честв. Чтобы не прикасаться руками к бумаге и не повредить лак, пользуются специальной деревянной подставкой, особенно при гравировании больших досок.

В случае необходимости рисунок мо­жет быть предварительно слегка намечен на бумаге цветным карандашом. Рисовать по мягкому лаку следует свободно и уве­ренно, с той же непосредственностью, что и в любом другом случае, широко варьируя нажим карандаша. Ведь именно от него будет зависеть интенсивность штриха в офорте. Во избежание уничтожения красивой зернистой фактуры штриха не следует много раз проходить карандашом по одному месту, нужно стараться положить штрих сразу с требуемым нажимом. Применение резин­ки, разумеется, исключено. Работая очень мягким карандашом, необходимо помнить, что его штрих в офорте получится значи­тельно слабее, чем это видно на бумаге. Очень тонкие и четкие линии следует рисовать острым жестким карандашом. Слегка притирая бумагу в некоторых местах паль­цем или растушевкой, можно вносить в офорт тональные пятна, но делить это надо, конечно, с должным чувством меры и не во всякой гравюре. За ходом работы можно следить, приподнимая время от времени бумагу. На обратной стороне проступает слабый, золотисто-коричневый рисунок, довольно точно передающий характер бу­дущей гравюры, а на доске видны продавленные в лаке штрихи. Иногда в мягкий лак специально добавляют немного офортной краски, чтобы рисунок на обратной сторо­не бумаги обозначался более четко. Краси­вый, зернистый штрих получается, если вместо бумаги рисовать на тонком шелке.

Иногда на доске создают мелкозернистую фактуру, осторожно проживая валиком тонкую материю, положенную на мягкий грунт. По такой подготовке рисунок испол­няют как обычно, через бумагу.

Окончив рисунок, бумагу осторожно снимают с доски и выкрывают лаком обрат­ную сторону и фасеты. Повреждения на грунте, а также лишние штрихи выкрываются мягкой кистью, в одно касание, чтобы не по­вредить лак. Выкрывая фасеты, следует захва­тить 1-2 мм поверхности доски, так как по её краю чаще всего бывают протравки. Травить мягкий лак следует в слабой кислоте — той же крепости, какая нужна дня акватинты. Мягкий лак травится в один прием, без последовательных выкрываний. Способ после­довательного выкрывания мягкого лам реко­мендуется в некоторых пособиях по недо­разумению и противоречит самой природе манеры. Это не только трудно осуществимо технически, но идет во вред цельности и со­бранности гравюры, так как все тональные задачи уже решены в процессе рисования благодаря различному нажиму карандаша. Во время травления мягкого лака нельзя смахивать пузырьки, образующиеся на дос­ке, поэтому печатную форму периодически вынимают из кюветы и промывают слабой струей воды. Держа над кюветой на небольшом расстоянии лист белой бумаги (своеобразный экран) можно хорошо рассмотреть проступающий на доске темный рисунок и следить за ходом травления. Травление надо продолжать до тех пор, пока не проработаются и не станут видимыми самые слабые штрихи. При этом должна сохраняться ощутимая разница в тоне между светлыми и темными штрихами: как только они нач­нут немного сближаться по тону, травление следует прекращать. Мягкий лак травится значительно быстрее всех других манер. Если во время травления на доске появятся тем­ные пятна, значит, кислота пробивает грунт. Небольшие протравки можно выкрыть ла­ком, просушив перед этим доску, но при об­ширных протравках следует прекратить травление. Закончив травление, доску про­мывают водой и удаляют с нее грунты обычным способом. Печатать мягкий лак следует при слабом давлении. Доску набивают кожаным тампоном.

Мягкий лак хорошо сочетается с акватинтой, которую наносят поверх рисунка, протравленную в мягком грунте. Эти две манеры органично соединяются на доске и дают положительный результат. Не реко­мендуется применять травленый штрих или сухую иглу поверх мягкого лака ввиду разно­родности фактур на отпечатке. Первым гравируется мягкий лак, так как на доску, выпол­ненную в другой манере, трудно нанести грунт для мягкого лака. При корректировании доски штрих мягкого лака отлично удаляется или ослабляется шабером и гладилкой. Повторное грунтование доски для выполне­ния новых штрихов почти не применяется, так как ранее вытравленные штрихи плохо закрываются грунтом и начинают стравли­ваться. Штрих, сходный с манерой мягкого лака, можно награвировать с помощью инструментов для механического гравирования: рулеток, матуаров, рифелей, гравер­ного молотка с пуансонами.

Манера мягкого лака возникла во вто­ром половине XVIII века, но наибольшее развитие получила в XIX веке и в наше вре­мя. К лучшим образцам мягкого лака следу­ет отнести гравюры О. Ренуара, Ф Ропса, К. Кольвиц, Е. С Кругликовой, Э. Вийральта и других мастеров. Во второй половине XX века в отечественной графике мягкий лак получил широкое распространение как самостоятельная техника, так и в соче­тании с другими манерами офорта.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock