Мягкий лак – что это?
Мягкий лак — манера офорта, получившая своё название от мягкого и подвижного лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака отличается зернистой фактурой штриха и напоминает карандашный или угольный рисунок.
Принцип гравирования состоит в том, что рисунок выполняется карандашом на бумаге, положенной поверх мягкого грунта. Под нажимом карандаша податливый лак прилипает к обратной стороне бумаги, обнажая металл в большей или меньшей мере, в зависимости от силы нажима. Эти обнажённые места в дальнейшем подвергаются травлению, и на металле образуются зернистые штрихи разной глубины.
Грунт для мягкого лака, обладая кислотоупорностью, должен длительное время сохранять эластичность, не затвердевать. С этой целью в состав мягкого лака вводится баранье сало (внутреннее) или воск (натуральный).
Из многих способов приготовления грунта для мягкого лака, ниже приводятся наиболее доступные и надежные.
1. В обыкновенный твердый офортный грунт (твердый лак) добавляют равную долю бараньего сала. Смесь подогревают с небольшим количеством скипидара. Проще всего во время варки твердого лака, отделив нужное количество ещё не остывшей массы, расплавить в ней равную весовую часть (1:1) бараньего сала.
2. Мягкий лак варят, расплавляя составные части с небольшим количеством скипидара в той последовательности, которая дана в рецептах:
а) Асфальт – 1 весовая часть, воск – 1 весовая часть, баранье сало — 1 весовая часть.
б) Асфальт – 1 весовая часть, канифоль — 1 весовая часть, воск – 1 весовая часть, баранье сало — 2 весовые части.
3. Расплавив натуральный воск на скипидаре, в него добавляют немного асфальтово-битумного лака.
Существуют два способа хранения мягкого лака:
а) готовый лак, наподобие гуталина, складывают в плотно закрывающуюся металлическую банку;
б) после варки мягкий лак выливают в воду, затем массу формуют в небольшие шарики, которые оборачивают тонкой материей (шелк, батист).
Грунтование доски. Мягким лаком гравируют как на цинке, так и на меди. Поверхность доски должна быть очень ровной, особенно если грунт наносится валиком. Тщательно промытую доску перед нанесением лака следует слегка протереть скипидаром.
Грунтование валиком. Хорошо раскатав грунт на гладком литографском камне или на толстом витринном стекле, его наносят на холодную доску мягким резиновым валиком. Перед началом грунтовки рекомендуется протереть валик и доску скипидаром. Слой грунта должен быть тонким и ровным Особенно тщательно нужно выкатывать края доски, где чаше всего появляются протравки. Чтобы на валик не попадала грязь, под грунтуемую доску следует подложить лист чистой бумаги. Затем доску слегка подогревают на теплой печатной плите. При нагревании быстро исчезает матовый налет, поверхность доски становится глянцевой, а грунт превращается в сплошную прозрачную пленку, надежно предохраняющую металл от действия кислоты.
Грунтование тампоном. Мягким лаком, обернутым в материю, легко проводят по нагретой доске, размазывая по её поверхности небольшое количество размягченного грунта. Затем, так же, как и при грунтовке твердым лаком, разравнивают грунт небольшим тампоном из мягкой ваты. Грунтованную доску следует ещё немного подержать на теплой плите, пока не образуется однородный, сплошной слой лака. Для мягкого лака рекомендуется иметь отдельный тампон и валик. Обращаться с загрунтованными досками надо очень осторожно, так как мягкий лак снимается с доски при легком прикосновении к нему. Их лучше всего хранить в деревянных планшетах. Загрунтованные мягким лаком доски пригодны для работы в течение двух-трех дней, после чего грунт начинает затвердевать.
Рисование по мягкому лаку. Загрунтованную доску кладут на чистый стол или пюпитр и осторожно накрывают грунт листом бумаги. Края бумаги подворачивают под офортную доску, и верхний край подклеивают к обратной стороне доски. Для того чтобы бумага лежала на грунте без складок и пузырей, её верхний край надо подогнуть и подклеить, а остальные стороны, не подгибая, закрепить кнопками. Чтобы офортная доска не смещалась, её можно с обратной стороны прикрепить к столу липким пластырем.
Бумага для рисования по мягкому лаку должна быть тонкой и мягкой, но притом иметь зернистую, шероховатую поверхность. Очень хороша для этой цели китайская рисовая бумага. Более жесткую бумагу следует класть шероховатой стороной вниз. Мягкую и эластичную бумагу лучше класть зерном вверх, тогда на лицевой стороне будет виден рисунок в его действительном и полноценном состоянии.
Рисовать следует обычными графитными карандашами разной мягкости. Рекомендуемое в некоторых пособиях рисование костяными и деревянными папочками слишком затруднительно и не вносит в гравюру особо ценных качеств. Чтобы не прикасаться руками к бумаге и не повредить лак, пользуются специальной деревянной подставкой, особенно при гравировании больших досок.
В случае необходимости рисунок может быть предварительно слегка намечен на бумаге цветным карандашом. Рисовать по мягкому лаку следует свободно и уверенно, с той же непосредственностью, что и в любом другом случае, широко варьируя нажим карандаша. Ведь именно от него будет зависеть интенсивность штриха в офорте. Во избежание уничтожения красивой зернистой фактуры штриха не следует много раз проходить карандашом по одному месту, нужно стараться положить штрих сразу с требуемым нажимом. Применение резинки, разумеется, исключено. Работая очень мягким карандашом, необходимо помнить, что его штрих в офорте получится значительно слабее, чем это видно на бумаге. Очень тонкие и четкие линии следует рисовать острым жестким карандашом. Слегка притирая бумагу в некоторых местах пальцем или растушевкой, можно вносить в офорт тональные пятна, но делить это надо, конечно, с должным чувством меры и не во всякой гравюре. За ходом работы можно следить, приподнимая время от времени бумагу. На обратной стороне проступает слабый, золотисто-коричневый рисунок, довольно точно передающий характер будущей гравюры, а на доске видны продавленные в лаке штрихи. Иногда в мягкий лак специально добавляют немного офортной краски, чтобы рисунок на обратной стороне бумаги обозначался более четко. Красивый, зернистый штрих получается, если вместо бумаги рисовать на тонком шелке.
Иногда на доске создают мелкозернистую фактуру, осторожно проживая валиком тонкую материю, положенную на мягкий грунт. По такой подготовке рисунок исполняют как обычно, через бумагу.
Окончив рисунок, бумагу осторожно снимают с доски и выкрывают лаком обратную сторону и фасеты. Повреждения на грунте, а также лишние штрихи выкрываются мягкой кистью, в одно касание, чтобы не повредить лак. Выкрывая фасеты, следует захватить 1-2 мм поверхности доски, так как по её краю чаще всего бывают протравки. Травить мягкий лак следует в слабой кислоте — той же крепости, какая нужна дня акватинты. Мягкий лак травится в один прием, без последовательных выкрываний. Способ последовательного выкрывания мягкого лам рекомендуется в некоторых пособиях по недоразумению и противоречит самой природе манеры. Это не только трудно осуществимо технически, но идет во вред цельности и собранности гравюры, так как все тональные задачи уже решены в процессе рисования благодаря различному нажиму карандаша. Во время травления мягкого лака нельзя смахивать пузырьки, образующиеся на доске, поэтому печатную форму периодически вынимают из кюветы и промывают слабой струей воды. Держа над кюветой на небольшом расстоянии лист белой бумаги (своеобразный экран) можно хорошо рассмотреть проступающий на доске темный рисунок и следить за ходом травления. Травление надо продолжать до тех пор, пока не проработаются и не станут видимыми самые слабые штрихи. При этом должна сохраняться ощутимая разница в тоне между светлыми и темными штрихами: как только они начнут немного сближаться по тону, травление следует прекращать. Мягкий лак травится значительно быстрее всех других манер. Если во время травления на доске появятся темные пятна, значит, кислота пробивает грунт. Небольшие протравки можно выкрыть лаком, просушив перед этим доску, но при обширных протравках следует прекратить травление. Закончив травление, доску промывают водой и удаляют с нее грунты обычным способом. Печатать мягкий лак следует при слабом давлении. Доску набивают кожаным тампоном.
Мягкий лак хорошо сочетается с акватинтой, которую наносят поверх рисунка, протравленную в мягком грунте. Эти две манеры органично соединяются на доске и дают положительный результат. Не рекомендуется применять травленый штрих или сухую иглу поверх мягкого лака ввиду разнородности фактур на отпечатке. Первым гравируется мягкий лак, так как на доску, выполненную в другой манере, трудно нанести грунт для мягкого лака. При корректировании доски штрих мягкого лака отлично удаляется или ослабляется шабером и гладилкой. Повторное грунтование доски для выполнения новых штрихов почти не применяется, так как ранее вытравленные штрихи плохо закрываются грунтом и начинают стравливаться. Штрих, сходный с манерой мягкого лака, можно награвировать с помощью инструментов для механического гравирования: рулеток, матуаров, рифелей, граверного молотка с пуансонами.
Манера мягкого лака возникла во втором половине XVIII века, но наибольшее развитие получила в XIX веке и в наше время. К лучшим образцам мягкого лака следует отнести гравюры О. Ренуара, Ф Ропса, К. Кольвиц, Е. С Кругликовой, Э. Вийральта и других мастеров. Во второй половине XX века в отечественной графике мягкий лак получил широкое распространение как самостоятельная техника, так и в сочетании с другими манерами офорта.