Признаки фашизма детектед 23.12.2012 23:56

Человечество, почти единогласно, признаёт понятие «Public Domain» или по-русски «Общественное достояние». Это понятие закреплено законодательно во всех цивилизованных государствах. Произведение искусства, со смерти автора которого прошло достаточно много времени (общепринятая цифра - 70 лет), становится общественным достоянием и никто, включая родственников, наследников, правопреемников и физического собственника произведения, после этого срока не в праве предъявлять кому-то претензии в нарушении авторских прав в результате использования этого произведения искусства.

Нужно разделить произведение искусства и его физическое воплощение. Живопись - особый жанр, его сутью является изображение. Т.е. не рама, холст или краски и даже не их сочетание, а именно тот кусок мира, который был создан художником на холсте, нечто нематериальное. Ну вот, прошло достаточно много времени с момента, когда эта картина была написана (например, лет 500) и сейчас в отношении её существуют имущественные права на сочетание холста и красок, скажем принадлежащие музею, в котором картина находится, а вот само изображение принадлежит человечеству, это то самое общественное достояние. Этого понятия могло бы и не быть, но оно появилось, потому что это справедливо, отвечает интересам абсолютного большинства людей и его поддерживают законы всех цивилизованных стран.

Двигаемся дальше. Цифровая фотография сейчас общедоступна, распространена настолько, что практически любое домохозясйтво обязательно имеет одно или несколько устройств, позволяющих делать вполне качественные снимки (конечно, при соблюдении определённых техник, не являющихся секретом). Кто-то взял в руки фотокамеру, что-то сфотографировал и вот у нас уже имеется объект авторского права.

А теперь представим «наш случай» - этот кто-то сфотографировал картину, давно перешедшую в общественное достояние. На фотографии мы видим только мир, созданный 500 лет назад художником. Прогрессивное законодательство США точно классифицирует этот случай: такая фотография не несёт собственного копирайта, функция камеры здесь чисто техническая, файл, полученный в результате съёмки двухмерного произведения искусства, является репродукцией произведения перешедшего в общественное достояние, а значит принадлежит всему человечеству, так же как и изображение на холсте. Потому что ничего, кроме изображения на холсте в этом фото нет. Я даже уточню, чем точнее передаёт камера изображение картины, нарисованной художником, тем, по идее, оно ближе к произведению искусства и менее может претендовать на что-то отличное от объекта общественного достояния.

Российское законодательство на данный момент пока никак не квалифицирует этот случай, по крайней мере мне об этом ничего не известно. Но есть большая влиятельная страна прямо посередине Европы, в законах которой есть лазейки, позволяющие фотографу присудить себе немного авторства картины, если, как сказано в немецких законах, «речь идёт о воспроизведении двухмерного произведения искусства в особом качестве».

Можно было бы просто не обращать внимание на Германию с её заморочками, но. Так уж получилось, большинство картин старых мастеров находится в Европе. Относительно маленькой части света, центром (и географическим и экономическим) которой является как раз Германия. И второе обстоятельство, которое я никак не могу обойти стороной - к сожалению или к счастью, но именно в Германии сейчас физически располагается сайт Gallerix.ru. Причина тому - заслуги определённого датацентра, предлагающего действительно лучшие услуги на рынке.

У меня скромный вопрос. Может ли файл, размеры которого соответствуют возможностям обычной бытовой фотокамеры, попасть под определение «в особом качестве»? Грубо говоря, такое фото с технической стороны мог бы сделать любой обладатель современного фотоаппарата за 10 тысяч рублей. Но тут нужно оговориться - нужно иметь возможность подойти к картине на некоторое время, иметь возможность добиться правильного освещения.

И вот я сейчас наконец сведу все мысли воедино. Картины находятся в основном в Европе. Музеи чисто физически не в состоянии предоставлять их для фотографии всем желающим (а желающих, заверяю вас, несметное множество). Некто, обладая такой же техникой, как и все остальные, имеет возможность договориться и получить то самое, не особо доступное широким массам, право получить полотна для фотографирования. Чтобы изготовить цифровые репродукции изображений, которые принадлежат человечеству. Не немцам или голландцам принадлежащие, а вообще всем людям, и в том числе нам с вами. Не только по понятиям, но и по законам тоже.

Очень хорошо, если этот кто-то, получив такой доступ и сделав снимки, потом приходит к нам всем, человечеству, и говорит «эй, мне повезло, я сфотографировал эти картины, теперь я поделюсь с вами снимками, на которых то, что принадлежит всем нам!» Тем более делиться не сложно, это же файл, просто скопируйте его себе все, кто ценит живопись. Но все мы уже заранее догадались: так бывает не всегда.

На этом сайте много картин, сфотографированных очень разными фотографами, спасибо им огромное! Мы, в свою очередь, стараемся сделать эти изображения более доступными людям, которым эти изображения тоже немного принадлежат и у которых часто просто нет возможности объехать сотни художественных музеев по всему миру. А вот по немецким законам мы, возможно, иногда не правы.

Почему-то на ум приходит слово «узурпация». И вспоминается один известный деятель из прошлого, который тоже очень ценил живопись и считал своим правом просто отбирать картины у владельцев и оставлять себе. Его звали Адольф Гитлер. У них это в крови что ли?


0


КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

sergey9990
24.12.2012 12:48   #1

Тоже мне заморочка, пусть клацают сколько хотят. Со временем будут принтеры которые будут воспроизводить состав краски, текстуру и стиль мазка. А кто скопирует переживание и настроение художника? Сколько самой старой картине лет. 600 – 700? Все равно достояние не сохраниться. Пройдет 1000 лет 2000 лет, останутся только мертвые копии.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам