А вы решились ”тронуть” портрет великого поэта, написанный вами в молодости? 26.12.2020
А вы бы решились отреставрировать потрет, написанный вами же в молодости?
"Онъ сразу же увидѣлъ, что то. что онъ и прочіе называли портретомъ, есть на самомъ дѣлѣ нѣчто другое, большее, чѣмъ портретъ, и «не смѣлъ трогать эти черты"
Фрагмент из произведения А. Рогоозинского "НѢКОТОРЫЯ ПОДРОБНОСТИ О ЖИЗНИ И ПРОИЗВЕДЕНІЯХЪ В. А. ТРОПИНИНА" - одного из немногих источников, описывающих жизнь Тропинина, на основании воспоминаний тех, кто его знал, либо их потомков, а для художника Анны Давыдченко - ценнейший источник информации о ее предках, с которыми связана судьба этого художника.
Фрагмент текста воспроизводится с сохранением языка и стиля оригинала
Но еще болѣе любопытно признаніе самого В. А. Тропинина, сдѣланное имъ
совершенно случайно по поводу имъ самимъ написаннаго въ 1826—27 году всѣмъ извѣстнаго портрета А. С. Пушкина. Этотъ портретъ былъ кѣмъ-то похищенъ изъ дома С. II. Соболевскаго, которому подарилъ свой портретъ самъ Пушкинъ. Спустя весьма долгое время, уже по смерти Пушкина, этотъ портретъ былъ найденъ, и кн. М. А. Оболенскій, дабы удостовѣриться въ его подлинности, показалъ его самому В. А. Тропинину. По этому именно поводу и высказался Троппнинъ: «I тутъ-то я въ первый разъ увидѣлъ собственной моей кисти портретъ Пушкина послѣ его пропажи, и увидѣлъ его— признается Троппнинъ—не безъ сильнаго волненія въ разныхъ отношеніяхъ: онъ напомнилъ мнѣ часы, которые я провелъ глазъ на глазъ съ великимъ нашимъ поэтомъ, напомнилъ мнѣ мое молодое время, а между тѣмъ я чуть не плакалъ, видя, какъ портретъ испорченъ, какъ онъ растрескался и какъ пострадалъ, вѣроятно, валяясь гдѣ-нибудь въ сыромъ чуланѣ пли сараѣ. Князь Оболенскій просилъ меня подновить его, но я не согласился на это, говоря, что не смѣю трогать черты, наложенныя съ натуры и при томъ молодою рукой, а если-де вамъ угодно, я его вычищу, и вычистилъ».
Такъ подъ вліяніемъ созерцанія своего собственнаго произведенія, созданнаго по вдохновенному личному настроенію и еще «молодой рукой», Тропининъ почувствовалъ разницу между собою — творцомъ-художникомъ тогда и собою-же—художнпкомъ-жпвописцемъ теперь. Онъ сразу же увидѣлъ, что то. что онъ и прочіе называли портретомъ, есть на самомъ дѣлѣ нѣчто другое, большее, чѣмъ портретъ, и «не смѣлъ трогать эти черты». Пріятель Пушкина, С. II. Соболевскій, хотѣлъ имѣть, по словамъ самого Тропинпна, такой портретъ, который бы передавалъ Пушкина въ его обыкновенномъ домашнемъ видѣ, такимъ, какимъ онъ былъ всегда самъ съ собою; непричесаннымъ и приглаженнымъ, какимъ онъ являлся въ обществѣ, а натуральнымъ, даже въ его любимомъ халатѣ съ любимыми перстнями на большомъ и указательномъ пальцахъ.
Так. обр., требовался портретъ особенный, передающій скорѣе черты характера и настроенія Пушкина, чѣмъ просто наружность. Этихъ то именно чертъ натуры Пушкина, изъкоторыхъ Тропинпнъ подъ непосредственнымъ впечатлѣніемъ создалъ извѣстный намъ его образъ, наложенный «молодою рукой» на полотно, и не рѣшился теперь касаться Тропининъ, хотя онъ владѣлъ кистью въ совершенствѣ.
Какъ ни выразительны и точны, поэтому, всѣ вообще портреты кисти Тропинпна. какъ ни полны жизни всѣ вообще его картины разнаго содержанія. однако-же самые характерные для Тропинпна, а потому и особенно цѣнные въ художественномъ отношеніи, тѣ его портреты и тѣ картины, которыя служатъ яркимъ выраженіемъ особенностей его природнаго таланта, а не техники художника-портретиста.
1) Русскій вестникъ., 1861г., Ноябрь. стр. 73.
#bestanart #бестанарт #анарт #тропинин #пушкин
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Интересно, Пушкин каким образом портретом обзавелся, и зачем он подарил его такому растеряхе, хоть и князю. А Тропинин что, практиковался на Пушкине, и после отдал за позирование, или все-же "на историю" рассчитывал. В истории одни вопросы, и чем больше будет ответов, тем больше последует вопросов. А молодёжь (гость) – вопросов не задаёт, у него на всё уже есть ответы, которые сводятся к одному: – "Все бараны, кроме Я.."
Тема интересная, и вопрос совсем не риторический. Ответ зависит от субъективного восприятия автора. С одной стороны, действительно, "написанное молодою рукой" переписывать "старческой", пусть даже более опытной – это разрушить запечатленное состояние момента, разрушить портал, через который можно перенестись во времени... Если есть такое ощущение, что "на самомъ дѣлѣ нѣчто другое, большее, чѣмъ портретъ", то касаться его не стоит. С другой стороны, Леонардо, говорят, много лет. извините за выражение, "мусолил" Джоконду. Видимо, стараясь добиться того, чтобы она стала чем-то большим, чем портрет, но это совсем другая история. Обе истории имеют право на существование.
Консерватизм старомодных взглядов художника в живописи обречен на забвение. Современный стиль живописи с его движухой лучше. Старое устарело и лишено развития, движения и эволюционирования. Рэп эмоциональной практичностью давно победил сказочную поэзию Пушкина.