Вечерний костер Живопись 53 / 166 4
Александра Березовенко – Вечерний костер
«Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек». ПРОДАЮ масло/холст, 40 х 50, 2017(август)
Созерцание огня усмиренного, замкнутого в очаг или кострище, обращает нас к философским размышлениям об истоках мироздания и человеческого существования, огонь буйствующий в природных катаклизмах или организованных мистериях - к дей-ствию. В первом случае рождается воля к Истине, во втором – воля к власти.
Особую роль в жизни человеческих сообществ играет соединение огня и дейст-вия, выражающего уже не религиозную, а социальную идею. Башляр пишет: «Пожар создает поджигателя почти с той же неотвратимостью, с как поджигатель совершает поджог. Огонь, тлеющий в душе, сохраннее того, что тлеет под пеплом» .
Канетти заметил, что огонь - самый точный образ и символ массы, которая, со-вершив разрушение, исчезает, подобно огню, исчерпавшему топливо: «Самое впечат-ляющее орудие разрушения - огонь. Он виден издали и притягателен как ничто другое. Он разрушает окончательно и бесповоротно. Из огня ничто не выйдет таким, как было. Поджигающая масса чувствует себя неотразимой. Все, охватываемое огнем, присоеди-няется к ней. Все враждебное гибнет в огне» .
О символическом значении огня пишет Эрих Фромм: «Мы зачарованно смотрим на горящий очаг, и на нас производят впечатление определенные свойства огня. Преж-де всего это его подвижность. Он все время меняется, все время находится в движении, и тем не менее в нем есть постоянство. Он остается неизменным, беспрерывно меняясь. Он производит впечатление силы, энергичности, изящества и легкости. Он как бы тан-цует, и источник его энергии неисчерпаем. Когда мы используем огонь в качестве сим-вола, мы описываем внутреннее состояние, характеризующееся теми же элементами, которые составляют чувства, испытываемые при виде огня; состояние энергичности, легкости, движения, изящества, радости – в этом чувстве доминирует то один, то дру-гой из этих элементов» .
Современный рационализированный человек жалок, мир его образов беден. Он ищет остроты ощущений, вкушая один запретный плод за другим: от алкоголизма - к наркотикам, от порнографии - к сексуальным извращениям, от примитивных суеверий - к сатанизму. Ему неведом иной мир, иная новизна ощущений, которая была дана на-шим предкам, искавшим не наслаждения, а власти и славы. Наследие у нас не отнято, но зачастую мы сами не хотим воспользоваться им. Тот же, кто признает себя наслед-ником, приобретет власть и славу, а с ними - весь мир.
Человек, раскрепощающий свой архетип - полон сил, духовного творчества, подвижнической энергии. Его бытие расцвечено всеми цветами радуги, он сам богопо-добен, источая энергию, уподобляясь огню. Именно такой человек и является поистине современным. Огонь для него - символ и средство раскрепощения архетипа, возвраще-ния полноты бытия и основ творчества.
Мир будет принадлежать тому, кто вернет людям огонь.
Исходный файл: 770×637 px (123 Kb)
Добавлено: 11.08.2017
Альбом: Картины маслом и акрилом архив
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Хорошо передано!
Марина спасибо
подкиньте полешко