выставка работ Федора Николаевича Бабанина 08.08.2014 18:09
В ПУШКИНСКОМ ТЕАТРЕ выставка работ, организованная Центром мастеров, как бы открывшая незнакомого приморского живописца. Это утверждение покажется странным. Ведь имя Федора Николаевича Бабанина не раз встречалось в приморских краевых художественных экспозициях. Но выставлялся он все же сравнительно редко, в основном графическими работами. Оттого сложно было уловить художественную индивидуальность Бабанина. Сегодня на персональной выставке она раскрывается полно и содержательно. Экспозиция объяснила также осторожность, почти неохоту, с коими Бабанин шел на большие выставки.
Мы видим перед собой практически миниатюры. небольшие холсты, литографии, и ни одна работа не выделяется размером, ни одну не рассмотреть на расстоянии. Следует подойти вплотную, нужно всмотреться, вжиться и проникнуться. Произведения Бабанина созданы для такой внутренней работы...
Среди пестроты, разноголосицы больших выставок миниатюрные пейзажи Бабанина должным образом «не звучали». Они лиричны, душевны, все в сменах состояний. И, как камерное пение, творчество Бабанина требует для восприятия особой сосредоточенности, внимания к тонким нюансам исполнения. Персональная выставка такие условия предоставила.
Сын курского крестьянина-переселенца, он вырос в любви к природе, художнически сформировался на приморской земле, в творчестве с самого начала обратился к пейзажу. Окончил Владивостокское художественное училище в первом выпуске 1949 года, даже диплом с первым порядковым номером выдали именно ему. Вместе с ним много начинающих обратилось тогда к пейзажу. Будто время поставило перед юной школой живописи Приморья сверхзадачу — освоить в искусстве то, что было уже освоено в созидательном труде отцами и дедами, — природу Дальнего Востока. Но, несмотря на творческую конкуренцию, Бабанин нашел свой путь в искусстве.
Эта незамутненная чистосердечность сохранила ему особенную отзывчивость на образы и состояния природы. И если нужно кратко определить главное в даровании Бабанина, то уместным и точным было бы слово тонкость.
В жизни не бывает двух одинаковых дней, даже один и тот же пейзаж в разную пору выглядит по-разному. Это художник знает, помнит и, что самое главное, не позволяет себе одинаковости в холстах, ибо не привязан к одному выработанному живописному приему. На выставке в зарисовках' вечеров, синих сопок, дождливых дней, вешних половодий, утренних зорь изумляет богатство нюансов, открываемых внутри одной и той же обстановки. И эта зоркость точного наблюдения неотъемлема от тонкости живописного мастерства Бабанина. Его работы заставляют искать все более изощренных определений цвета, пока не обнаружите, иногда, невозможность объяснить словом, что же это за цвет, как определить этот оттенок. И тогда туманно и неопределенно мы говорим: «Тут все держится на чувстве».
И действительно, чувствам художника просторно в маленьком формате. Большая картина на ощущениях не пишется. В работе над ней ведет ум, требующий ясной логики в творческом процессе. Когда же окрыляет чувство, томит переживание красоты, то они воплощаются необязательно в законченном, масштабном произведении.
Художественный темперамент Бабанина эмоционален. И писать для него — значит проникаться красотой всевозможных состояний приморской природы. А в целом Бабанин в приморской живописи держится линии левитановского пейзажа настроения, достигает удивительного — извлекает мягкую сердечность звучания даже из монументальных панорам приморского пейзажа. Причем художник, мастерски владея цветом, никогда не подменяет естественную красоту природы румянами красоты придуманной. Трудно сегодня в приморской живописи найти пленэриста такого классического объективного склада. Он всегда внимает неисчерпаемой природе в надежде открыть ее загадки там, где иным художникам все ясно, а природа — лишь подсобный материал для самовыражения. Непредубежденность, непосредственность, преклонение перед природой — вот этическая основа его мастерства. Причем любит он природу нашу, приморскую. Привязан сердцем к «малой родине — местам, где был молодым, трудился, с которыми связан родственными узами и памятью.
Вот пейзажи у Ракитного, Нововладимировки, Яковлевки, Спасска-Дальнего. За каждым, как в листке дневника, стоят точный день, час, воспоминание и даже имена. Утром 3 октября 1954 года Бабанин пришел на таежную пасеку. И вдруг в полдень да с ясного неба на золотую, осеннюю тайгу обрушился снегопад, ломая тяжестью снега ветви. Странность красочного сочетания горящей осени и полной зимы поразила пасечника Ивана Захаровича. Выставил он раму оконца сторожки. «Не замерзнем, садись и пиши, — сказал он повелительно, — оставь людям хоть сотую часть этой небывалой красоты». — И с тех пор, говорил художник, — моя жизнь в искусстве — это посильное выполнение наказа колхозного пасечника.
В этом простом и емком высказывании открывается суть Бабанина-художника, человека. В живописи и графике он избирал тему негромкого звучания. Но есть в ней подлинная любовь, подлинный патриотизм, стремление служить людям полной мерой сил и таланта. В преклонных, как говорят, годах, он сохранял молодую энергию — и это отражалось не только на полотнах, но и в общественных делах. К мнению художника прислушивались молодые — во многом именно потому, что не допускал он в своей жизни творческих компромиссов, не изменял себе. Картины Бабанина общепонятны в наилучшем смысле этого слова. Он говорит от себя и в то же время так, как мог бы сказать, кажется, любой из нас: просто, внятно и тепло. Нет у него ни преднамеренной, ни случайной усложненности, так часто озадачивающей зрителя на современных выставках. Простейшим примером здесь может послужить следующий факт. То перед одной, то перед другой картиной посетители восклицают: «Да, такую работу хорошо бы повесить дома!». Давайте подумаем, многие ли художники у зрителей будят сегодня подобное желание? Нередко художник не нравится не потому, что он плох, а потому, что он скучен. А внутренняя холодность идет от измены одной из заповедей творчества: «Будь самим собой». При всей внешней своей простоте это нелегкая позиция в искусстве. А Бабанин сумел быть собой, утоляя по-своему жажду искренности и красоты у зрителей.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам