МОДА И СТИЛЬ 01.07.2018 10:26
Чудачества моды эпохи Возрождения в пяти портретах
30.06.2018
|
Екатерина Осипович, автор арт-блога PaintingRussia
![](https://static.wixstatic.com/media/960e19_5be67595ffdc46cab5ff22bdc2f105c8~mv2_d_2210_4231_s_2.jpg/v1/fill/w_298,h_571,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/960e19_5be67595ffdc46cab5ff22bdc2f105c8~mv2_d_2210_4231_s_2.webp)
ИМИТАЦИЯ БЕРЕМЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПОДУШКИ
"Святые Кристина и Оттилия", Лукас Кранах Старший, 1506 г.
Святые Кристина и Оттилия на картине Лукаса Кранаха Старшего как будто бы изображены в положении, в норме не свойственном праведницам. Виной тому отнюдь не Святой Дух и даже не попытка выскрести материальную помощь из нерадивого ухажера. Просто в эпоху Позднего Средневековья и Проторенессанса беременность была последним писком моды, а имитировали ее при помощи подушек. Кстати, еще одна интересная деталь — глаза в руках (!) у Оттилии. Это символ святой, которая родилась незрячей, но обрела зрение при крещении.
![](https://static.wixstatic.com/media/960e19_68be397a4c2243898d05267b56cefc14~mv2.png/v1/fill/w_298,h_417,al_c,usm_0.66_1.00_0.01/960e19_68be397a4c2243898d05267b56cefc14~mv2.png)
ТЮРБАН
"Портрет человека в красном тюрбане", Ян Ван Эйк, 1433 г.
Мужчины были тоже со своими тараканами в голове и тюрбанами на ее поверхности. Персонаж картины нидерландского художника Яна ван Эйка надел восточный головной убор, хотя к числу гостей с юга явно не относится. Такому модно-культурному обмену способствовала торговля Венеции и Флоренции с Османской империей, у которой купцы приобретали роскошные ткани.
БЕЛАЯ КОЖА
"Мэри Рэдклифф", Уильям Ларкин, ок. 1610-1613 г.
Как известно, моду на бронзовый загар ввела Коко Шанель, а до этого он воспринимался как атрибут плебса. В Англии времен Елизаветы I страх быть похожей на нищую замарашку всё усиливается, поэтому дамы прибегают к крайним мерам. Они отбеливают кожу смесью свинца и уксуса, правда, после долгого использования такого средства лицо начинало желтеть. Женщину на портрете Уильяма Ларкин можно было бы принять за альбиноса, но цвет глаз выдает в ней здорового человека (хотя сказать о ней «кровь с молоком» язык не поворачивается).
![](https://static.wixstatic.com/media/960e19_fb018e35bbc34e37bde53ae28e723e6c~mv2.jpg/v1/fill/w_485,h_588,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/960e19_fb018e35bbc34e37bde53ae28e723e6c~mv2.webp)
ГУЛЬФИК
"Портрет Антонио Наваджеро", Джованни Баттиста Морони
Но золото в конкурсе на самую странную деталь гардероба однозначно досталось бы гульфику. Хорошенько присмотритесь к облику Антонио Наваджеро на картине итальянца Джованни Баттиста Морони: в глаза бросаются отнюдь не меха и не выразительный взгляд. На всякий случай отмечу, что художник — мужчина, так что эффект создается исключительно с помощью тканевого мешочка. Гульфик вводил женщин в заблуждение с XV по конец XVI века. А вы говорите, пуш-ап…
![](https://static.wixstatic.com/media/960e19_3728bfda607e4cbea1ae9cce25370f67~mv2.png/v1/fill/w_485,h_571,al_c,usm_0.66_1.00_0.01/960e19_3728bfda607e4cbea1ae9cce25370f67~mv2.png)
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
"Бянка дельи Утили Мазелли с детьми", Лавиния Фонтана, ок. 1604-1605
Это не детская сборная по футболу с тренером в униформе эпохи Возрождения, а семья Бьянки Дельи Утили Мазелли с шестью отпрысками и карманной собачкой. Автор портрета — итальянская художница Лавиния Фонтана. Детей было принято одевать практически так же, как и взрослых, причем без особых различий для мальчиков и девочек. Кстати, декоративные питомцы изначально имели скорее практическую, чем эстетическую функцию: на них сваливали неприятный запах немытого тела и… вытирали о них руки.
![](https://static.wixstatic.com/media/960e19_6efc1c907e7d44b1bc722a15f94ea14b~mv2_d_1886_1360_s_2.png/v1/fill/w_646,h_466,al_c,usm_0.66_1.00_0.01/960e19_6efc1c907e7d44b1bc722a15f94ea14b~mv2_d_1886_1360_s_2.png)
Автор текста: Екатерина Осипович, автор арт-блога PaintingRussia
art fashion мода искусство о
![](https://cdn.gallerix.asia/x/src/ac/gold_star_0.png)
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам