Серия посвященная мифам мордвы. 18.07.2019 11:36
Данная серия разрабатывалась с 2005 г., параллельно с акварелями для иллюстрирования книг. На тот момент я получала образование в высшем учебном учреждении. Задачей данной серии стала творческая интерпретация мифологических тестов мордовского этноса.
При создании батиков мне очень хотелось раскрыть, кроме художественного образа, скрытые сакральные тексты мифологии мордвы, и ее характерные черты. Для этого я пользовалась множеством книг, энциклопедий и справочников.
Методом воплощения батиков для меня служили, как приемы стилизации, так и орнаменты, главным образом вышивки (поскольку вышивка мордвы стоит на достаточно высоком техническом и художественном уровне развития) иногда резьбы по дереву, и других видов народного творчества.
Первые мои работы были достаточно робкими и наивными с точки зрения раскрытия художественного образа (Чам паз, Кельм атя, Тол ава, Чи паз). Данные работы создавались в технике холодного батика. Как видно в них уже начинает входить орнамент как самостоятельных художественный элемент.
Более поздние работы данной серии были уже выполнены в разных техниках батика: холодной (Вирь ава и Комлянь ава), свободной росписи (Ведь ава), горячей (Идемевсь и Матушка-хмель, Матушка-зерно), узелковой (Тырынтай), смешанной, когда соединяются приемы 2 и более техник (Ков ава, триптих, Три стихии, Иненармунь). Работы дополнены вышивкой (Ков ава, триптих, Иненармунь) и керамикой (Ков ава). Они имеют большую стилизацию образов, а иногда образы воплощены в скрытых знаках и символах орнамента.
Немного истории:
Если постараться быть очень краткой, то о мифологии мордвы можно сказать следующие:
— несмотря на схожесть мифологических сюжетов, в целом общемордовского единства в мифологии мокши и эрзи не существует, что объясняется особенностями их материальной духовной культуры, а главное наличием двух языков. Поэтому одно божество может иметь несколько названий;
— здесь есть иерархия божеств — Верховные Божества (обитающие на небе), духи и боги обитающие на земле и духи, нечистая сила, подземного мира;
— Верховный Бог — демиург, отвечает за сотворение мира, человека и всего сущего. Его имена у мордвы-эрзи — Нишке (великий), Нишкепаз (паз — бог), Верепаз (вере — верх, верхний), Чампаз (чам — высший бог), у мордвы-мокшы — Шкай, Вярде Шкай (вярде — верх, верхний), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Верховный бог у мокши творит человека из древесного пня, у эрзи из глины и он осознается как существо неопределенного пола;
— менее распространен сюжет о Великой птице — демиурге (мокш. – Ине Нармонь, эрз. – Ине Нармунь), где она сносит яйцо: из желтка возникает земля, из скорлупы — подземная и небесная твердь или высиживает три яйца на Мировом древе из одного яйца вылупляется жаворонок из другого — соловей из третьего — кукушка или из трех яиц выводятся три «матери» — хозяйки плодородия (поля), ветра и леса. В качестве Великой птицы выступает водоплавающая птица, чаще сего утка, которая также может соединять в своем облике три стихии — небо (умеет летать), воду (умеет плавать) и землю (умеет ходить);
— среди божеств и духов-покровителей разных стихий обитающих на земле рядом с человеком много женских божеств, мужчины упоминаются здесь скорее как их спутники: леса (виръ) — Вирь ава (ава — женщина, мать), земли (мода, мастор) — Мода ава, Мастор ава, воды (ведь) — Ведь ава, ветра (варма) — Вар мавa, огня (тол) — Тол ава, дома (кудо) — Куд ава и т. п. Мужские божества, например такие как, Вирь атя (amя —мужчина, старик), Мода атя, Ведь атя, Варма атя, Тол атя, Куд атя и др.;
— в нижнем мире обитал противник Верховного Бога, творец зла, со злыми духами и мертвецами. На мокшанском языке его называют – Шайтан, на эрзянском – Идемевсь;
— олицетворением взаимосвязи трех миров является Мировое дерево — могучий дуб (мокш. — эчке тума, эрз. — эчке тумо), берёза (келу), липа (мокш. — пяше, эрз. — пекше) или яблоня (мокш. — марлю, эрз. — умарина);
— божества мордвы могли выступать в антропоморфном (человеческом), зооморфном (животном), растительном и гибридном обликах.
Это основные характерные черты мифологии мордовского этноса, хотя данный список можно продолжать достаточно долго.
Если вернуться к батику, то как видно из работ я постаралось в них отразить самые значимые мифологические тексты мордвы мокши и эрзи. В батике можно увидеть много женских персонажей — покровителей стихий воды, леса, земли, урожая, огня, хмеля, луны. Трех частность деления мира представлена в триптихе «Мировое древо». Верховный Бог изображен в панно под названием — Чам паз и Чи паз, а его противник в панно Идемевсь. Мужские божества — Кельм атя и Тырынтай, их мало. Сюжет сотворения мира птицей-демиургом Иненармунь и три стихии ее олицетворяющих представлены с помощью архаичной символики орнамента вышивки.
Прошу не судить строго поскольку это мой первый опыт работы подобной темы в батике, к тому же каждая работа является экспериментом в техническом плане и началом самостоятельного творческого пути.
Кельм атя. (Покровитель мороза)
Чам паз (Верховным Бог)
Тол ава (Покровительница огня)
Чи паз (Бог солнца)
Чи паз (Верховный Бог)
Мастор ава (Богиня земли и плодородия)
Вирь ава (Покровительница леса)
Комлянь ава (Покровительница хмеля)
Ведь ава (Покровительница воды)
Идемевсь (черт, нечистая сила)
Матушка-хмель, Матушка-зерно
Ков ава (Покровительница луны)
Тырынтай (Аналог водяного)
Триптих "Мировое древо"
Центральная часть триптиха
Левая часть триптиха
Правая часть триптиха
Три стихии (Вода, земля, воздух)
Иненармунь (Великая птица)
мифология мордвы мокша эрзя б
КОММЕНТАРИИ: 5 Ответы
интересно и красиво
Глубокий подход к делу. Все осмысленно, обоснованно. А главное – внимание к "маленькому" народу, его традициям, верованиям. Виолетта, благодарю Вас за экскурс.
Прекрасно!
Добрый день! Я рада что получила положительные отзывы!!! Спасибо!!!
Мордва (мокша, эрзя) не маленький этнос по численности. Точнее самый крупный по России среди финно-угров на 2010 г. – 744 237 чел. далее удмурты. Другое дело что этнос очень расселен, а вот Мордовия совсем небольшая республика. Изучать мифологию данного народа интересно так как у мордвы очень долго сохранялись языческие "следы" древней религии. Многих персонажей мифа можно подробно изучить. Для художников это важно, так как в творческих поисках мы пользуемся текстом и чем он более полон тем легче работать.
Сейчас занимаюсь славянской мифологией с ней сложнее – очень много споров в источниках!!!
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам